Вопросами защиты прав и реализации интересов несовершеннолетних граждан РФ на территории страны и за ее пределами занимается Уполномоченный по правам ребенка или детский омбудсмен. Полный перечень обязанностей установлен законом № 501-ФЗ от 27.12.2018 «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ».

В Российской Федерации есть два типа омбудсменов. Первый – Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, который работает на федеральном уровне и представляет интересы малолетних в любом регионе. Он назначается указом Президента на срок 5 лет (но не более 2-х сроков подряд) с возможностью досрочного прекращения полномочий по соответствующему решению Президента. С 27 октября 2021 года на эту должность назначена Мария Алексеевна Львова-Белова. В России также есть региональные детские омбудсмены, которые назначаются и снимаются с должности властями субъектов РФ.

Когда обращаться

Обращаться с жалобой к детскому омбудсмену вправе родитель, законный представитель и сам ребенок, чьи интересы были нарушены. Это также может сделать любой гражданин или организация, имеющие сведения о соответствующем нарушении. Поводом для обращения могут быть вопросы, касающиеся защиты интересов несовершеннолетнего относительно:

  • решения жилищных вопросов (расширения, улучшения жилплощади);
  • жестокого обращения с детьми;
  • оказания медицинской помощи;
  • опеки над несовершеннолетними (усыновления, лишения родительских прав);
  • помощи детям-инвалидам;
  • урегулирования конфликтов между несовершеннолетними и их законными представителями;
  • помощи в судебных процессах (в том числе обжалования уже принятых решений);
  • урегулирования проблем между участниками образовательного процесса (буллинга в образовательных учреждениях и т. д.);
  • бездействия/неправомерных действий со стороны власти и пр.

Как правило, обращение направляется, когда использованы другие правовые возможности и другие инстанции не помогли добиться желаемого результата. В таком случае с помощью жалобы омбудсмену можно оспорить неправомерное решение должностного лица или государственного органа.

Способы обращения

Граждане вправе направить жалобу Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка или его коллегам на уровне субъектов РФ.

Для более быстрого решения вопроса лучше обращаться к омбудсмену по месту жительства или регистрации. Соответствующие адреса и контакты указаны на сайте http://deti.gov.ru/ (нужно выбрать свой регион в верхнем правом углу).

Контакты Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка указаны ниже.

На официальном сайте

Электронная приемная на официальном сайте детского омбудсмена специально предназначена для приема обращений граждан. Чтобы пожаловаться через нее, нужно:

  • перейти по ссылке http://deti.gov.ru/ и нажать в верхнем правом углу кнопку «Подать обращение»;
  • в открывшейся форме выбрать регион и заполнить другие поля.

Электронная приемная на официальном сайте детского омбудсмена

Если адресовать обращение федеральному Уполномоченному, скорее всего оно будет переадресовано на рассмотрение по принципу территориальности региональному омбудсмену.

По номеру телефона

Оставить устное обращение детскому омбудсмену можно по номеру телефона +7 (495) 221-70-65 или отправить сообщение по факсу+7 (495) 221-70-66.

По электронной почте

Еще один способ пожаловаться Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка – отправить письмо на электронную почту obr@deti.gov.ru. Для оставленных таким образом обращений применяется такой же порядок регистрации и рассмотрения, как и для всех письменных аналогов.

Почтой России

Письмо может быть рукописным (при условии разборчивого почерка) или набранным на компьютере. Отправлять его следует почтой России на адрес: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1.

Желательно оформлять на почте заказное письмо с уведомлением. Когда письмо дойдет до Уполномоченного, отправителю направляется соответствующее подтверждение.

В соцсетях

У детского омбудсмена есть также официальные страницы в социальных сетях:

Но они используются только для освещения деятельности омбудсмена. Оставленные здесь жалобы и другие обращения не регистрируются и не рассматриваются в установленном порядке. Единственное, чем может помочь оставленный комментарий – привлечь внимание общественности и, возможно, способствовать рассмотрению обращения, отправленного через официальные источники.

Личные аккаунты Марии Львовой-Беловой:

Как составлять письменную жалобу

При составлении документа следует учитывать требования закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»:

  1. Указывать в шапке жалобы адресата и данные отправителя с полным достоверным адресом, номером телефона. Анонимные обращения не регистрируются и не рассматриваются.
Жалобы от представителей льготных категорий (матерей-одиночек, многодетных семей, сирот, ветеранов, инвалидов и пр.) имеют право на первоочередное рассмотрение, поэтому эту информацию можно также указывать в шапке.
  1. Излагать суть жалобы лаконично и по существу. При этом нужно указать нарушенные права ребенка и кто их нарушил, предпринимались ли раннее какие-либо действия для их защиты и желаемый результат обращения.
  2. Не допускать ошибок, исправлений, нецензурной лексики, угроз в адрес третьих лиц и не указывать лживые, неактуальные сведения.
  3. Оформлять в конце жалобы перечень прикладываемых документов (при наличии), подтверждающих факт нарушения прав ребенка.
  4. Ставить в конце подпись и дату подачи жалобы.

Скачать образец жалобы детскому омбудсмену

Варианты решений вопроса

Детский омбудсмен вправе принять жалобу к рассмотрению или отказать. В последнем случае отправителю направляется письменное уведомление с указанием причин такого решения и нормативных актов, подтверждающих правомерность отказа.

Если жалоба принята, Уполномоченный может использовать один из следующих вариантов:

  • Рассмотреть ее самостоятельно как должностное лицо высшей инстанции (если заявителя не удовлетворил результат рассмотрения уполномоченными органами). Важно учитывать срок давности – не более года с момента нарушения прав ребенка или момента, когда в уполномоченные органы поступила информация о нарушении.
  • Перенаправить в инстанции, специализирующиеся на решении проблем, указанных заявителем.
  • Лично изучить обращение, после чего направить его для рассмотрение уполномоченным органам и следить за ходом дела.