Роскомнадзор – федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого входит мониторинг соблюдения законности в области массовых коммуникаций, СМИ, общедоступных информационных технологий в РФ. Кроме этого, ведомство следит за сохранностью персональных данных граждан, контролирует соблюдение конституционных и морально-этических норм в электронном мультимедийном пространстве, занимается координацией работы радиочастотных служб, защитой авторских прав.

Основания для жалобы

Роскомнадзор находится в прямом подчинении Минкомсвязи. Работа РКН регламентируется Постановлением правительства РФ № 228 от 16 марта 2009 года. Кроме отслеживания соблюдения норм законодательства в сфере распространения информации в СМИ и коммуникациях, служба занимается мониторингом интернета, сферы правоотношений. Подать жалобу в Роскомнадзор можно в случаях:

  • распространения в сети интернета вредоносных программ, порнографических материалов, клеветы, сцен насилия, жестокости, оскорблений, призывов к терроризму, применению или продаже наркотиков, спама, при нарушении авторских прав или прав потребителей;
  • недобросовестных или мошеннических действий со стороны провайдеров, операторов мобильной связи, «Почты России» по отношению к своим потребителям (абонентам);
  • нарушения положения о сборе, хранении, защите персональных данных;
  • незаконной установки, использования средств телерадиовещания, радиопередающих, радиоэлектронных, беспроводного широкополосного доступа, сигналов опознавания;
  • нарушения статьи 4 закона РФ о СМИ, теле- и радиовещания, печатных изданий.
Обращаться с жалобой в РКН могут и физические, и юридические лица. Рассматриваться обращение будет не дольше 30 дней. Срок может увеличиться до 60 дней в том случае, если требуется сбор дополнительной информации или доказательств нарушения закона.

Пример: Только за 1 квартал 2022 года РКН заблокировал более 130 сайтов, на которых размещалась запрещенная информация и контент – пропаганда употребления наркотических средств, порнографические материалы, призывы к суициду. Почти половину сайтов удалось выявить по жалобам граждан – 46%.


Пример: В конце августа нынешнего года на сайт Роскомнадзора поступили жалобы о том, что на сайте «Почты России» в свободном доступе появились личные данные клиентов. В ходе проведения проверки было установлено, что утечка произошла по вине партнера ПР, при этом платежные данные пользователей не пострадали.


Пример: Многочисленные жалобы от граждан поступали в РКН на одного из мобильных операторов сотовой связи по поводу необоснованного повышения цен на свои услуги. Роскомнадзор привлек к расследованию обстоятельств ФАС. По результатам совместной работы ведомств были выявлены многочисленные необоснованные завышения стоимости услуг, компания получила крупный штраф.


Как написать жалобу в Роскомнадзор

Подать обращение в РКН можно лично, посетив ближайшее представительство службы, отправив заявление почтой или на сайте, заполнив специальную форму.

Обращение в отделение РКН лично или почтой

Список региональных отделов Роскомнадзора с адресами и контактными телефонами можно найти на официальном сайте организации.

Список территориальных отделов РКН

Региональное управление РКН

Жалобу в письменном виде оформляют в двух экземплярах, приносят в местное управление Роскомнадзора лично или отправляют почтой заказным письмом с уведомлением о получении. Определенного образца такого обращения нет, но оно обязательно должно содержать:

  • название организации, куда направляется жалоба;
  • данные отправителя – Ф.И.О., контакты – электронная почта, адрес проживания, телефон;
  • детальное описание нарушения с доказательствами в виде документов, в том числе платежных, распечатанных скринов, адресов сайтов, аудио- или видео-файлов, если они есть;
  • дата составления заявления, подпись обратившегося с расшифровкой.

Образец оформления жалобы

Скачать Образец жалобы на передачу персональных данных в Роскомнадзор

Анонимные жалобы в Роскомнадзор не принимаются и не рассматриваются. Не будут приняты и заявления с ненормативной лексикой, оскорблениями, угрозами.

При личном обращении в местное отделение РКН жалобу принимает секретариат, она регистрируется в журнале обращений граждан, второй экземпляр возвращается гражданину с визой секретаря.

При отправке почтой жалоба регистрируется в день доставки, отправитель получает обратно уведомление о получении.

Кроме этого, лично можно обратиться на горячую линию Роскомнадзора. Контактные телефоны и адрес электронной почты есть на сайте ведомства.

Горячая линия РКН

Оформление жалобы на сайте Роскомнадзора

Чтобы ускорить прием заявления и его рассмотрение, лучше оставить сообщение о нарушении на официальном сайте РКН. Форма для отправки жалоб размещена в разделе «Обращения граждан и юридических лиц».

Сначала необходимо выбрать тему – сайты, услуги связи, персональные данный и другие, уточнить цель обращения, подтвердить, что ознакомлен с правилами оформления заявления.

Форма для обращения в РКН

В открывшейся форме обязательно заполнить строчки, отмеченные значком *. Если есть доказательства нарушения в виде файлов, их прикрепляют в графе «Дополнительные материалы» в нижней части страницы. Последний шаг – ввод защитного кода и клик «отправить».

Как заполнить форму жалобы в РКН

О статусе своей жалобы в Роскомнадзор заявитель будет уведомлен сообщением на указанный контактный номер телефона или электронный адрес. Статус можно проверить и на сайте РКН, введя регистрационный номер, присвоенный обращению, и дату отправки жалобы.

Проверка статуса жалобы на сайте РКН

Кроме этого, можно написать жалобу в Роскомнадзор через приложение, которое работает как на Android, так и на iOS. Вход в личный кабинет в приложении доступен с помощью идентификационных данных (логин и пароль) портала Госуслуг.

Написать жалобу в РКН через приложение

В приложении РКН форма для подачи жалобы упрощенная, вводить личные данные не нужно, так как она идентифицирует заявителя через Госуслуги.

Сомневаетесь, что сможете самостоятельно справиться с оформлением жалобы в Роскомнадзор? Обратитесь за помощью к нашим специалистам.

Видео: как заполнить форму жалобы в Роскомнадзор

Законодательная база

При подготовке официального обращения в Роскомнадзор следует изучить такие нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства РФ от 16.03. 2009 г. N 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»
  2. Закон N 230-ФЗ от 03.07.2016 г «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
  3. Закон N 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи».
  4. Закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных».