Далеко не все медицинские работники добросовестно выполняют свои обязанности, что в лучшем случае не позволяет улучшить состояние здоровья, а в худшем – приносит вред и может привести к летальному исходу.

Разные случаи врачебной халатности – повод для подачи жалоб. В интересах пациентов не оставлять случаи нарушения прав безнаказанными, а привлекать к ним внимание уполномоченных органов.

Основания для подачи жалобы

Врачебная халатность – невыполнение, ненадлежащее или несвоевременное выполнение профессиональных обязанностей, которые приводят к ухудшению здоровья или даже смерти пациента.

Причиной бывает и усталость, которая является следствием работы с избыточным количеством пациентов. Но зачастую – это результат безразличия, лени, безответственности, что и говорит о халатности. Кроме пренебрежения к жалобам больного, часто имеет место хамство, грубое отношение, создание конфликтных ситуаций.

Не следует путать понятия «врачебная ошибка» и «халатность». В первом случае речь идет о так называемом добросовестном заблуждении, когда действия медика потенциально направлены на благо пациента, но из-за нехватки опыта/знаний, нетипичной реакции организма приводят к ухудшению состояния здоровья. Во втором случае – о намеренном недобросовестном предоставлении помощи, что приводит к негативным последствиям для здоровья.

Ниже описаны наиболее часто встречающиеся ситуации проявления халатности медиками, которые могут быть основаниями для подачи жалобы.

Принятие неверных решений

Речь идет об ошибочной постановке диагноза и/или назначении неверного лечения. Хороший специалист при сомнениях в причинах плохого самочувствия пациента должен проанализировать симптомы, провести качественное обследование, дать направление дополнительные на анализы или процедуры.

Соответственно, расценивать как проявление халатности можно:

  • игнорирование жалоб;
  • недостаточно тщательный осмотр или его отсутствие;
  • не назначение необходимых процедур, исследований, анализов;
  • назначение лечения при отсутствии достаточных результатов анализов;
  • назначение операции, когда вылечить пациента можно было лекарственными препаратами;
  • только медикаментозне лечение, когда требуется оперативное вмешательство.

Нарушение стандартов медицинской помощи

Для оказания медицинской помощи пациенту врач должен совершать ряд действий (консультации, исследования, операции), установленных правилами и нормами. Но в случае халатного отношения они часто носят незавершенный, несвоевременный или половинчатый характер:

  • Проведение различных процедур с нарушениями: из-за невнимательности, недооценки рисков, непривлечения специалистов нужного профиля.
  • Несвоевременная госпитализация или преждевременная выписка. Особенно нередки случаи, связанные с нехваткой мест в государственных медицинских учреждениях.
  • Небрежное выполнение лечебных мероприятий. Бывает, что хирурги оставляют посторонние предметы (инструменты, салфетки) во время операции, провоцирующие инфекционно-гнойные осложнения.
  • Недостаточная подготовка — например, единоличное проведение сложной хирургической операции, повлекшее тяжкие последствия.

Неоказание помощи

Недопустимость отказа в оказании медицинских услуг установлена ст. 11 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Игнорирование просьбы о помощи от больного – серьезное нарушение. Речь идет об отказе в приеме в медучреждении, госпитализации, оформлении вызова участкового на дом или скорой помощи.

Лечащий врач имеет право отказать в наблюдении и лечении своему пациенту только при отсутствии угрозы его здоровью и жизни и при условии согласования решения с руководством медучреждения. (п. 3 ст. 70 закона № 323-ФЗ).

Как минимизировать последствия врачебной халатности

В некоторых случаях минимизировать последствия врачебной халатности помогут следующие рекомендации:

  1. Обращать внимание, как врач ведет прием, какие обследования и анализы проводятся до постановки диагноза и назначения лечения. Не менее важен внешний вид медика, особенно когда выглядит уставшим, или, что значительно хуже, нетрезвым.
  2. Запрашивать документы, подтверждающие квалификацию. Их отсутствие должно насторожить, поскольку некоторые специалисты осмеливаются вести медицинскую деятельность незаконно. При необходимости можно также проверить наличие лицензии у самого медучреждения, чтобы удостовериться в законности ведения деятельности.
  3. Сообщать обо всех случаях аллергии на лекарственные препараты или прочие аллергены.
  4. Требовать проведения дополнительных исследований, смены лекарственных препаратов, если текущее лечение не способствует улучшению состояния.
  5. Интересоваться показаниями, противопоказаниями, возможными осложнениями при назначении серьезных манипуляций (например, если врач говорит о необходимости операции).
  6. Обращаться за консультацией к нескольким специалистам, чтобы подтвердить/опровергнуть диагноз.

Куда жаловаться

Выбор инстанции для жалобы на врачебную халатность, зависит от последствий для здоровья и целей пострадавшего пациента.

Если вред здоровью несущественный и стоит задача наказать врача, то помочь с решением проблемы могут:

  1. Администрация медучреждения (заведующий отделением, главный врач). Первичное обращение может быть устным, но при отсутствии надлежащей реакции следует подавать письменную жалобу. По результатам ее рассмотрения будет принято решение о виновности или невиновности врача. Руководитель может встать на сторону своего работника и «замять» дело. В таком случае следует обращаться в вышестоящие инстанции.

Скачать Образец жалобы на врачебную халатность главврачу

  1. Территориальные органы Минздрава (управление, департамент, комитет). Обращаться в это ведомство можно даже без предварительного обращения к руководству медучреждения и независимо от его решения по жалобе. Ответственность могут возложить на врача, допустившего халатное отношение, и на его руководителя. Как правило, есть горячая линия, на которой можно озвучить свои претензии. Жалобы можно отправить в электронном виде или обычным письмом.
Если жалоба в местные органы в сфере здравоохранения не принесла результата, следует обращаться напрямую в Министерство здравоохранения.
  1. Страховая медицинская организация (если услуги оказывались в рамках полиса ОМС или ДМС). Контакты для обращения можно имеются на самом полисе или официальном сайте организации. Здесь обязаны содействовать в защите прав застрахованных лиц. Для этой цели проводится оценка действий/бездействия врача (с привлечением юристов, экспертов) и по ее результатам предоставляется заключение о качестве предоставленных медицинских услуг. За халатное отношение страховщик вправе применить финансовое наказание к самому врачу и лечебному учреждению.
  2. Росздравнадзор. К компетенции ведомства относится контроль качества медицинских услуг, поэтому сюда часто подают жалобы на врачебную халатность. Его сотрудники также могут предоставить консультацию пострадавшему пациенту о способах защиты прав и интересов.

Скачать Образец жалобы на врачебную халатность в Росздравнадзор

Если действия/бездействие медика стали причиной серьезных нарушений здоровья или смерти пациента, и требуется проверка наличия состава преступления, нужно обращаться с жалобой в:

  1. Прокуратуру. Ведомство выполняет надзорные функции за соблюдением прав граждан, в том числе в сфере медицинского обслуживания. На основании жалобы будет проведена проверка факта нанесения вреда здоровью. По инициативе прокуратуры может быть возбуждено уголовное дело.
  2. Следственный комитет. К его компетенции относится расследование медицинских преступлений. При необходимости сбора доказательства вины медика здесь привлекут другие инстанции (например, для проведения медицинской экспертизы).

Рассмотрение дел о врачебной халатности в суде

В суд чаще всего обращаются при желании взыскать моральный или материальный ущерб с врача или медучреждения, для обжалования решений упомянутых выше инстанций.

Основная сложность – доказать причинно-следственную связь между действиями медика и последствиями для здоровья пациента. Для этого можно использовать:

  • медицинские документы (карту, историю болезни, рецепты, результаты исследований и анализов, заключения специалистов);
  • заключение независимой медицинской экспертизы;
  • показания свидетелей (в т. ч. медицинского персонала медучреждения).
У пациентов нет доступа к полной информации о диагнозе, истории болезни. Врач, которого подозревают в халатности, может уничтожить компрометирующую его информацию. Чтобы увеличить шансы на решение в свою пользу, нужно обращаться в суд как можно быстрее, а для получения доказательств заказывать независимую экспертизу.

Виды ответственности

Мера ответственности во многом зависит от наступивших для пациента последствий. Среди возможных вариантов:

  • Дисциплинарная – самый мягкий вид ответственности, который применяется в случае легкого вреда здоровью или его отсутствии. Меру определяет руководство медучреждения по месту работы врача. Среди возможных вариантов: замечание, выговор, лишение премии, понижении в должности и увольнение. Пациенту по возможности могут предложить другого специалиста для наблюдения и лечения.
  • Гражданско-правовая – предусматривает возмещение морального и материального вреда, полученного по вине медработника. Размер убытков и сумма компенсации обычно устанавливаются в судебном порядке.
  • Уголовная – предусматривает ответственность в виде штрафа, обязательных работ, запрета на медицинскую деятельность или лишения свободы. Она применяется, когда халатное отношение медика стало причиной смерти (ст. 109 УК РФ), тяжкого вреда здоровью (ст. 118 или ст. 238 УК РФ), крупного материального ущерба. Привлечение к ответственности также возможно по ст. 124 УК РФ (при неоказании помощи без уважительных причин).
Рядовых врачей практически невозможно привлечь за халатность по одноименной статье УК РФ (ст. 293), поскольку они не относятся к категории должностных лиц.

Видео: Погиб 6-месячный ребёнок в больнице — врачи винят родителей