21 сентября в России была объявлена частичная мобилизация. Министерство обороны РФ четко изложило требования: мобилизовать должны только тех, кто имеет военно-учетную специальность и опыт боевых действий, а также отслужил срочную службу.

Однако повестки стали приходить и тем, кто не попадает под указанные критерии и не подлежит отправке на спецоперацию.

Кто подлежит мобилизации

Правительство РФ создало специальный колл-центр, который отвечает на вопросы, касающиеся частичной мобилизации. Вопросы принимают от граждан и представителей организаций. Номер горячей линии – 122.

Разбираемся, что делать, если повестка пришла, а мобилизовать не имеют права.

Кого призывать не могут?

Минобороны разъяснило, что призывают в первую очередь тех, кто нужен для выполнения боевых задач, например, артиллеристы, стрелки, танкисты и механики-водители. Приоритет отдается именно военно-учетным специальностям, а не званиям (прапорщики, офицеры и т.п.), но призываться в рамках мобилизации будут и те, и другие.

Сколько граждан необходимо призвать, комиссариаты определяют исходя из потребностей воинских частей, которые комплектуются. Каждому субъекту страны выдают мобилизационное задание, оно формируется в зависимости от количества граждан, состоящих на воинском учете.

Судимых призывать допустимо, если судимость погашена или снята в соответствии с законодательством РФ.

Некоторые категории граждан освобождены от призыва:

  • студенты профессиональных образовательных организаций (ССУЗ) и высших учебных заведений (ВУЗ), обучающихся на очном или очно-заочном отделении и получающих первое образование;
  • военные пенсионеры, которых сняли с учета и находящихся в отставке (возрастом старше 65 лет или по состоянию здоровья);
  • военнослужащие срочной службы;
  • работники заводов оборонно-промышленного комплекса и забронированные граждане на других предприятиях;
  • специалисты ИТ, связи и медиа, т.е. высокотехнологичных отраслей экономики.

Бронирование гражданина подразумевает его освобождение от военной службы, чтобы он продолжал обеспечивать бесперебойную работу предприятия. Только определенные организации имеют на это право, например, выполняющие госзаказы, обеспечивающие безопасность граждан РФ или гарантирующие предоставление цифровых сервисов.

Если сотрудник увольняется, то его призывают на службу, т.к. бронь закрепляется за должностью, а не за конкретным человеком. В отделе кадров предприятия можно узнать информацию, распространяется ли бронь на данную должность.

На 11-й странице военного билета обычно указана категория годности к военной службе. Всего их 5 — А, Б, В, Г и Д. В рамках мобилизации призывают граждан с категориями А, Б, а в некоторых случаях и В.

Гражданин может формально подходить под категорию, но опираться на законные основания для освобождения от призыва, если:

  • имеет 4-х и более детей на иждивении в возрасте до 16 лет;
  • имеет 3-х детей на иждивении в возрасте до 16 лет, а супруга находится минимум на 22-й неделе беременности;
  • имеет одного и более ребенка на иждивении в возрасте до 16 лет, если воспитывает его (их) без супруги;
  • признан временно не годным для службы по состоянию здоровья;
  • занят постоянным уходом за членом семьи, который в том числе может являться инвалидом I группы (при отсутствии других лиц, которые могут выполнять эти обязанности);
  • является опекуном или попечителем несовершеннолетнего родственника;
  • имеет 4-х и более братьев или сестер до восьми лет, а его мать воспитывает их одна и без мужа.

В постановлении Правительства РФ №565 от 04.07.2013 г. приводится весь перечень заболеваний, которые дают право на отсрочку или освобождение от призыва. Среди них астма, диабет, болезни глаза, онкологические заболевания, психические расстройства и т.д.

Если гражданин постоянно проживает за пределами России и не состоит на воинском учете, то призвать его не могут.

Существуют возрастные рамки призывников:

  • до 35 лет — граждане со званиями рядового и сержантского состава;
  • до 50 лет — младшие офицеры;
  • до 55 лет — старшие офицеры.
Сотрудники МВД, МЧС и Росгвардии состоят на специальном воинском учете, поэтому для них действует отдельный порядок в рамках мобилизации.

Отдельная категория — медицинские работники, все без исключения имеющие военный билет. Их призывают согласно мобилизационным заданиям, но эти сведения являются государственной тайной. Предписания выдают в военкоматах.

Важное о повестке

Существует Федеральный закон № 53 «О воинской обязанности и военной службе», в котором регламентировано: повестка вручается лично в руки и под расписку. Делать это могут в любое время суток, даже ночью и в любом месте, необязательно дома у призывника. Если документ просто бросили в почтовый ящик, гражданин не обязан на нее реагировать.

Если повестку дали в руки, а молодой человек не подходит по критериям, не стоит паниковать. Необходимо действовать, при этом не игнорировать документ: неявка сначала наказывается административным штрафом, а в дальнейшем можно ждать уголовную ответственность.

В повестке указано время, которое дается призывнику для решения жизненных вопросов прежде, чем явиться в военкомат. Срок зависит от того, как быстро необходимо сформировать воинскую часть.

Если в военный билет вклеено мобилизационное предписание, то гражданин должен явиться в пункт сбора в обозначенный срок: информация указана в предписании.

Уважительными причинами для неявки в военкомат по повестке являются:

  • заболевание, в результате чего утрачена работоспособность;
  • тяжелое состояние родственника или участие в его похоронах;
  • препятствия непреодолимой силы;
  • другие причины, которые названы уважительными судом или призывной комиссией.

Но необходимо уведомить о причине неявки, например, позвонив по телефону 122, а лучше сообщить в военкомат. Если болезнь временная, то после выздоровления необходимо прийти в военкомат и предъявить листок нетрудоспособности — так гражданин не будет считаться уклонистом.

Куда жаловаться на незаконный призыв?

Прежде чем жаловаться в вышестоящие инстанции, необходимо явиться в военкомат с повесткой. Повестка не означает, что призывника сразу отправят в мобилизационный пункт. Это лишь сигнал, что нужно явиться в военкомат.

Сначала гражданин проходит медицинское обследование, его документы изучают, а итоговое решение принимает призывная комиссия. Кроме того, с момента постановки на учет в жизни призывника могли произойти изменения, о которых комиссару нужно сообщить. С собой взять документы, доказывающие причины, почему гражданина нельзя призвать на службу.

Например, сотрудникам ИТ- или телеком-компаний, а также СМИ необходимо предоставить такой пакет документов:

Пакет документов для брони

Если специалисты ИТ, связи и медиа получили отказ в военкомате, то необходимо направить документы в Минцифры. Самый быстрый способ — написать на электронную почту help@digital.gov.ru. В дальнейшем Минцифры направит документы в Минобороны России.

Если при общении с сотрудниками военкомата, вы чувствуете угрозу, заметили подозрительное поведение, необходимо позвонить по телефону горячей линии 122 и объяснить ситуацию.

После рассмотрения оригиналов документов представители военкомата обязаны их вернуть.

Начальник военкомата и вышестоящий комиссариат

В военкомат нужно явиться в обозначенный срок, даже если документы не собраны. Далее если призывник не согласен с вынесенным решением, необходимо писать заявление — можно сделать самостоятельно или обратиться к юристу (адвокату). Если дойдет до суда, то адвокат будет представлять интересы гражданина.

Сначала предстоит забрать выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении), которую выдают по письменному заявлению гражданина.

Образец заявления на выдачу решения призывной комиссии

В выписке обязательно должны стоять печать военкомата, подпись председателя призывной комиссии, либо его заместителя и дата выписки.

Сначала можно пожаловаться начальнику военкомата, а далее — в вышестоящие инстанции. Если в освобождении или отсрочке от службы отказывают в районном военкомате, то необходимо идти в областной комиссариат.

В документе указывают:

  • наименование органа, в который подается жалоба;
  • сведения о заявителе, чьи права нарушены (ФИО, номер телефона, адрес, email);
  • подробное описание проблемы;
  • дату и подпись.

К заявлению обязательно прикладываются материалы, подтверждающие слова призывника. Это могут быть:

  • свидетельство о рождении детей;
  • справка о состоянии здоровья гражданина;
  • свидетельство о беременности супруги;
  • документ из ВУЗа и т.п.

Образец заявления в комиссариат

Заявления всегда составляйте в двух экземплярах: одно остается у вас, второе регистрируется в органе, куда подается жалоба.

Призывная комиссия субъекта РФ

Еще одна инстанция — призывная комиссия субъекта РФ, в которую можно обращаться в течение 3-х месяцев с момента принятия решения призывной комиссии. Но это нужно делать до момента отправки на службу, иначе смысла нет. Саму жалобу рассматривают в течение 5 дней, по итогам решение призывной комиссии либо оставляют в силе, либо отменяют и принимают новое.

При возникновении вопросов, помимо горячей линии 122, можно обратиться в справочную Минобороны по телефону 8 (495) 696-88-00.

В течение всего периода обжалования принятое решение не вступает в силу, а значит, отправить призывника не имеют права.

Если в региональном военкомате не принимают жалобу, ее можно направить губернатору по почте или передать лично в администрации (приемной). Именно губернаторы возглавляют призывные комиссии региона.

Подробнее: Как написать жалобу на призывную комиссию

Военная прокуратура

Еще одна структура, которая принимает заявление, если комиссариат не реагирует, — военная прокуратура.

Самый быстрый способ — отправить электронное обращение на сайте https://gvp.gov.ru/gvp/reception. Необходимо заполнить все поля с информацией о себе, далее — текст жалобы и обязательно прикрепить документы как доказательства своих слов.

Можно воспользоваться другими способами связи:

  • составить письменное заявление и принести лично по адресу регионального ведомства — список с адресами указан на сайте https://gvp.gov.ru/gvp/structure;
  • отправить почтой, желательно с уведомлением.

Телефон доверия военной прокуратуры — 8 (495) 693-63-51.

СМИ — тоже один из быстрых и эффективных способов пожаловаться и привлечь внимание к своей проблеме.

Подробнее: Как написать жалобу в военную прокуратуру

Суд

Законодательством установлен срок, в течение которого можно обращаться в судебную инстанцию — 3 месяца с момента нарушения прав гражданина, в нашем случае — вручения повестки. Жалобу рассматривают в течение 5-ти дней.

Чтобы направить правильное исковое заявление, лучше обратиться к юристу. На нашем портале специалисты консультируют и помогают составить иск, сформулировать главные требования и определиться со способом отправки заявления.

Некоторые юристы считают суд не самым лучшим способом для отстаивания своих прав. Это связано со сроками мобилизации и необходимостью быстро прибыть в военкомат. Если у призывника есть сутки и более, то эффективнее направить заявление в комиссариат и призывную комиссию субъекта РФ. Если реакция не последует, то обращаться в прокуратуру и суд.

Подробнее: Как подать жалобу в суд

Форма для жалоб на нарушения при мобилизации на сайте Госуслуг

Кроме этого, можно пожаловаться на Госуслугах.

Для этого необходимо воспользоваться специальным роботом Макса по поиску информации на портале. Наберите в строке поиска портала слово «жалоба» и в полученном списке услуг выберите «призыв в рамках частичной мобилизации».

Далее в открывшейся форме произвольно опишите вашу проблему. Вам понадобятся данные о повестке и документы подтверждающие право на отсрочку. Подать жалобу может не только сам мобилизованный, но и его родственники или друзья.

Само заявление будет сразу передано в призывную комиссию того региона из которого призывник был призван и в котором состоит на учете.

Основанием для отсрочку может являться:

  • негодность по состоянию здоровья, обучение в высших и средних учебных заведениях (как на очных, так и на заочных формах обучения при обучении в первый раз).
  • работа в некоторых областях (сотрудники ОПК, имеющие бронь на предприятии, ИТ специалисты, операторы связи)
  • Другие основания для отсрочки (если их нет в списке)

На данный момент жалобы также принимают в приемной уполномоченного по правам человека и омбудсмена области/региона. Также вы можете задавать вопросы нашим юристам.