Желая увеличить нишу в потребительском рынке, производители прибегают к запрещенным методам продвижения товаров и услуг. Навязчивая реклама, приходящая по электронной почте, SMS рассылка, на которую пользователь не давал согласия — это методы воздействия на потенциального покупателя. Коммерческая или политическая реклама досаждает пользователю электронных устройств связи, блокирует работу, засоряет почтовый ящик. Что делать, если среди спама теряются важные письма и сообщения? Можно написать жалобу на спам. Основанием является закон № 38-ФЗ «О рекламе».

Каким бывает спам

Спамом являются рассылки, на которые владелец электронного устройства или адреса в Интернет-сети не давал согласия. Необходимо разобраться, что именно относится к спаму:

  1. Письма, приходящие на электронную почту. Обычно они содержат увлекательный текст, побуждающий перейти на другой сайт, графические изображения, видео. Для рассылки используется база адресов, на которые письма отправляются в автоматическом порядке.
  2. Сообщения в соцсетях. Мошенники воруют чужие аккаунты, создавая от лица пострадавшего рассылку. Сейчас модераторы тщательно следят за злоумышленниками, но данный вид рассылок по-прежнему не искоренен.
  3. Форумный спам — это способ разрекламировать товар или услугу в процессе ненавязчивого общения с форумчанами. Как правило, в сообщениях проскальзывают фразы о незаменимости какого-либо продукта или высокой информативности определенного Интернет-ресурса.
  4. Рекламная информация на сайтах. Если блок с комментариями открыт, спамер обязательно порекомендует что-то попробовать или посмотреть.
  5. SMS-спам зачастую связан не только с навязчивым информированием граждан, но и с мошенничеством. Примером могут послужить просьбы отправить платные сообщения для получения заведомо несуществующего приза.

Без уведомления и согласия абонента может осуществляться SMS-рассылка:

  • связанная с информированием о перенесении абонентского номера;
  • уведомляющая о приостановлении оказания услуг, изменении тарифного плана;
  • санкционированная органами исполнительной власти, местного самоуправления (например, уведомление о проведении проверки централизованно-управляемых электросирен).
Чтобы жалоба была рассмотрена, при ее составлении необходимо руководствоваться правилами.

Правила составления документа

Стандартная форма жалобы на спам содержит:

  1. «Шапку», расположенную в верхней правой части документа. Здесь указывается наименование организации, ФИО ответственного лица, адрес организации, данные заявителя: ФИО, адрес, телефон, e-mail.
  2. По центру пишется слово «Жалоба» (претензия), далее излагается суть проблемы с доказательствами: фото дисплея телефона с текстом сообщения; распечатка скриншота страницы электронной почты; аудиозапись телефонного разговора; выписка оператора, предоставляющего услуги обильной связи для подтверждения входящего звонка или SMS; копия договора об оказании услуг связи (обычно в нем содержится пункт о согласии на получение сообщений рекламного характера).
  3. В конце ставится подпись и дата подачи документа.
Важно, чтобы обращение было составлено грамотно, не содержало эмоциональной окраски и нецензурных выражений, касалось только сути проблемы и было адресовано органам, компетентным в решении данного вопроса.

Куда подается жалоба на спам

Если надоели ненужные рассылки, можно обратиться в компетентные организации.

Компания по предоставлению услуг мобильной связи

Корпорации являются заинтересованными сторонами в устранении недовольств абонента, поскольку понимают, чем чревато назревание конфликта: наложением штрафов, приостановлением или прекращением деятельности в результате проверок органами УФАС.

Контакты для подачи жалобы:

  • Пользователям сети МТС можно позвонить на номер службы поддержки 0890 или отправить письмо с претензией по адресу 911@mts.ru. Электронная версия формы для подачи жалобы на мошенников находится на странице сайта по адресу anketa.ssl.mts.ru/ind/feedback_mob/. Отказаться от рекламной информации, рассылаемой оператором, можно набрав комбинацию *111*374# (вызов).
  • Абонентам Билайн предлагается сделать звонок на бесплатную телефонную линию 0611. Также клиенты компании «Вымпел-Коммуникации» могут отправить SMS-жалобу на короткий номер 007. В сообщении нужно указать номер, с которого пришла рассылка, текст уведомления, дату и время получения. Мобильный оператор запустил интеллектуальную платформу «Антиспам защита» бесплатно для всех абонентов. Платформа проводит мониторинг сети и позволяет значительно снизить количество получаемого спама.
    Чтобы отключить рекламу оператора в виде MMS-рассылок, необходимо набрать комбинацию 067405551(вызов). Чтобы отключить рекламу при запросе баланса по номеру *102#, нужно позвонить по номеру 067405541.
  • Абоненты Мегафона могут бесплатно переслать спам по SMS на номер 1911 в течение 4-х дней с момента получения навязчивого сообщения. Кроме того, мобильный оператор предлагает клиентам занести номер отправителя спама в черный список. Это можно сделать в автоматическом режиме, позвонив на номер *903#.
    Абоненты компании могут пожаловаться на рассылку, позвонив по номеру 0500. Также предусмотрена услуга SMS-фильтр, с помощью которой можно оградить себя от получения рассылок и сообщений от нежелательных контактов. Подключение услуги осуществляется путем набора комбинации клавиш — *532*1#. Кроме того, сообщить о факте мошенничества или спама можно с помощью формы на официальном сайте компании moscow.megafon.ru/bezopasnoe_obschenie/.
Чтобы отключить рассылку оператора, достаточно зайти на сайт Мегафон — moscow.megafon.ru/ и распорядиться услугами, которые включены в пакет.
  • Абоненты Tele 2 могут сообщить о спаме, отправив короткое сообщение на номер 345. В тексте уведомления нужно указать имя или номер автора нежелательных рассылок. Дополнительно оградить себя от назойливых звонков и СМС клиенты компании могут с помощью услуги «Черный список». Кроме того, клиенты могут бесплатно пожаловаться по номеру 611 или зайти на сайт оператора и воспользоваться услугой Антиспам – spb.tele2.ru/option/antispam.

При использовании пакетов других операторов информацию об отключении рассылки необходимо смотреть на соответствующих сайтах.

Провайдер

Если нет желания получать навязчивую рекламу по e-mail, рекомендуется отправить жалобу провайдеру спамера. Но как определить, куда обращаться?

Пользователям нужно открыть полученное письмо, затем кликнуть на значок «Ещё» и выбрать строку «Показать оригинал».

Жалоба провайдеру на спам

В появившемся окне обратить внимание на ip адрес отправителя.
Жалоба провайдеру на спам

Эти цифры необходимо ввести в поисковую строку на сайте, например, этом — 2ip.ru/geoip/. Так можно узнать, по чьей инициативе приходят письма и направить жалобу в адрес провайдера.

Найти ip в рассылках информационно-образовательного сайта проблематично, поскольку в 50% случаев они тщательно его скрывают, используя методы кодировки, и предлагают заполнить специальную форму для контактов.

Также рекомендуется написать обращение в адрес собственного провайдера с просьбой устранить проблему доступными способами. На это организации дается 2 месяца.

Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС)

Организация осуществляет контроль и надзор за соблюдением положений закона «О рекламе». Помимо этого, ФАС контролирует размещение уличной рекламы на зданиях и сооружениях, рекламных щитах и асфальте.

Жалоба в данную госструктуру составляется в соответствии с общими правилами и направляется:

  1. На официальный сайт ФАС — fas.gov.ru/contacts/requests/napisat-v-fas-rossii/. Внизу страницы находится электронная форма для обращения.
  2. На электронную почту – to77@fas.gov.ru.
  3. Почтовым отправлением по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3.

Образец: Жалоба на спам в ФАС

Чтобы отправить обращение в одно из территориальных подразделений ФАС, необходимо перейти на страницу Территориальные органы на ссылке fas.gov.ru/offices/spisok-ufas-rossii.html.

Телефон ФАС России: +7 (499) 755-23-23; факс: +7 (499) 755-23-24, +7 (499) 755-23-23 (тон. № 3). Номер для проверки прохождения факса: +7 (499) 755-23-23 (тон. № 4).

Спустя 5 рабочих дней рекомендуется позвонить в организацию и спросить, под каким номером зарегистрирована жалоба.

Срок рассмотрения обращения — 30 дней, однако при необходимости выяснения дополнительных обстоятельств он может быть продлен до 60 дней.

По результатам обращения ФАС выносит предписание о прекращении деятельности организации, предъявляет иск физическим или юридическим лицам, незаконно рассылавшим рекламу согласно ст. 33 закона №38-ФЗ, а также налагает штраф в сумме до 500 тыс. руб. в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ.

Роскомнадзор

Обращения граждан в Роскомнадзор небезосновательны, поскольку в число функций, выполняемых организацией, входит контроль деятельности Интернет-провайдеров, мобильных операторов, противодействие коррупции.

Подать жалобу на спам можно таким способом:

  1. Почтовым отправлением или лично в приемную организации по адресу: 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д. 7, стр. 2.
  2. В электронном виде через официальный сайт Роскомндзора rkn.gov.ru/. Здесь можно получить информацию о деятельности структурных подразделений и оставить обращение на странице Общественной электронной приемной организации по адресу rkn.gov.ru/treatments/ask-question/.
  3. Посредством электронной почты: rsoc_in@rkn.gov.ru.
Телефоны для справок: +7 (495) 983-33-93, +7 (495) 587-44-68 (факс). Линии открыты в пн.-чт. – 9:00-18:00, пт. – 9.00-16:45.

Данные о территориальных подразделениях можно посмотреть на странице Территориальные органы — rkn.gov.ru/about/territorial/.

Электронная система принятия жалоб на SMS спам

Сервис СМСНЕНАДО создан в 2012 году и помогает гражданам отменить подписку от ненужной рассылки, получить консультацию по поводу мошеннической или запрещенной деятельности организаций.

Отписаться от телефонной рассылки можно на странице SMSnenado.ru/.

Видео: как бороться с смс-спамом

Законодательная база

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017).
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных».
  3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2017).