Проживая в многоквартирном или частном доме, не избежать знакомства с соседями. Часто они становятся новыми друзьями и помощниками, но ситуация может быть и противоположной: радость домашнего времяпровождения портят живущие рядом любители наркотиков или алкоголя, агрессивные дебоширы, организаторы шумных вечеринок и другие граждане, чьи увлечения нарушают общественный покой. Исправить ситуацию поможет жалоба участковому.

Обязанности и полномочия

Перечень полномочий участкового оговорен в приказе МВД №1166 от 31.12.2012 г. Участковый окажет помощь в таких случаях: при нарушении посторонними лицами общественного порядка; несоблюдении режима тишины во время, отведенное для отдыха (с 23.00 до 7.00); при проживании лиц без определенного места жительства в подсобных помещениях дома; в случаях торговли запрещенными веществами или предметами (наркотики, алкоголь, оружие и пр.) жильцами дома; при использовании детских площадок не по целевому назначению: как место свиданий или распития спиртного; при ограждении территории двора под парковки; в случае нелегальной аренды или сдачи квартиры лицам без регистрации; при получении информации о жестоком обращении с ребенком.

В каких случаях жаловаться

Существует множество причин, по которым соседство становится невыносимым. Наиболее распространенные из них:

  • Шум (Как написать жалобу на шум). Независимо от того, является ли квартира, где происходит беспорядок, собственностью нарушителей, закон на стороне пострадавшего. Основанием на для подачи обращения является закон №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом здоровье населения».
    Согласно Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.1.2.2645-10, в дневное время, а именно с 7.00 до 23.00 или 22.00 (для некоторых регионов), шум в жилом помещении не должен превышать 40-55 дБА, что можно сравнить с громкостью разговора. В остальное время – 30-45 дБА, что сопоставимо с шепотом или негромким разговором. Если какой-либо внешний источник превышает допустимый уровень тишины — это правонарушение.
    Результат от претензий на шум в ночное и дневное время может разниться. Наиболее эффективны жалобы на ночной шум, который после 23.00 квалифицируется как нарушение общественного порядка, а дневной — означает несоблюдение санитарных норм и требует доказательной базы в виде замеров.
  • Дебоши, устраиваемые конфликтными соседями (Как написать жалобу на соседей) или злоупотребляющим спиртными напитками. Можно смириться с ситуацией, но лучше попытаться усмирить нарушителя. Согласно ст. 17, 83, 91 ЖК РФ, ст. 293 ГК РФ жилец может быть выселен, а его жилье продано с торгов. Основанием для выселения является нарушение прав и интересов соседей, разрушение жилья, отказ от ремонта разрушенного имущества общего пользования.
    Если морально или физически воздействовать на нарушителя порядка, это будет расцениваться как хулиганство, потому единственный действенный метод борьбы — обращение к органам правопорядка и правосудия.
  • Грязь и мусор в подъезде (Как написать жалобу на мусор во дворе). Источником беспорядка могут стать как сами соседи, так и их домашние питомцы. Если соседи разбрасывают окурки, распивают спиртные напитки на лестничной площадке, выкидывают мусор, не доходя до мусоропровода, стоит обратиться в ЖЭК, подав ходатайство на имя начальника. Если ситуация останется прежней — пора подавать жалобу участковому с указанием на игнорирование норм Жилищного кодекса.
    Когда источник недовольства — домашние животные, которых недобросовестные хозяева предпочитают выгуливать не выходя за пределы подъезда, следует написать жалобу участковому и вызвать ветеринарную службу для доказательства несоответствующего содержания животного.
  • Несанкционированная установка дополнительных дверей, препятствующих проходу, открытию дверей других квартир.
  • Затопление квартиры. При потопе необходимо отключить электричество, оповестить соседей о том, что у них произошла утечка воды, обратиться в управляющую компанию. Коммунальные службы составляют акт о характере повреждений квартиры. Но что делать в случае отсутствия соседей дома? Если квартира находится в собственности жильцов, попасть в нее законным путем не получится, можно только перекрыть стояк. А если квартира в найме, необходимо вызвать участкового и МЧС (Как написать жалобу в МЧС), вскрыть дверь.
Документ следует составить согласно правилам написания официальных обращений.

Как написать

Жалоба будет рассмотрена только в случае ее правильного составления. Обратиться к стражам порядка можно единолично или коллективно.

Пример документа предоставлен по ссылке: Образец жалобы участковому.

Структура документа

Жалоба участковому должна содержать:

  1. Вступление. Здесь указывается название территориального органа, куда подается документ, данные (ФИО) участкового.
  2. Если документ подается от 1 человека, указываются его данные: ФИО, адрес проживания, контактный телефон. Если жалоба коллективная, предоставляется информация о каждом пострадавшем. Анонимные заявления рассматриваются в исключительных случаях, если речь идет о серьезном уголовно наказуемом преступлении.
  3. Изложение сути претензий. В этой части необходимо указать место, где происходит правонарушение, участников событий. Также упомянуть, что с нарушителем проводились беседы о необходимости пересмотреть поведение, но положительного эффекта разъяснительные мероприятия не принесли.
  4. Перечисление оснований для подачи обращения: нарушение закона, постановлений, прав граждан.
  5. Перечень требований к нарушителю.
  6. Дата составления, подпись одного или нескольких лиц.
При описании сути проблемы не стоит переходить на ненормативную лексику, унижения и оскорбления. Стиль письма должен быть доходчивым и деловым. Нужно «сухо» излагать факты.

Требования, выдвигаемые в заключительной части документа, должны соответствовать положениям в законе. Завышенные суммы штрафа или требование тюремного заключения останутся неудовлетворенными.

К жалобе нужно приложить доказательства: фото или видеосъемку, аудиозапись, показания прочих свидетелей правонарушения, заключения экспертов.

Как подать

Жалоба может быть подана в письменном или электронном виде. Первый вариант приоритетнее, поскольку позволяет лично познакомиться с участковым, устно описать проблему.

Личный прием

Во время личного приема сотрудники правоохранительных органов принимают заявления у граждан. Для того чтобы узнать адрес полицейского участка, нужно посетить официальный сайт МВД России мвд.рф. Затем в разделе «Он-лайн сервисы» следует выбрать пункт «Ваш участковый/Отдел полиции».

Жалоба участковому онлайн

После этого на странице мвд.рф/district нужно ввести адрес проживания и на карте появится расположение ближайших отделений полиции с контактными данными: номером телефона, адресом, сайтом в Интернете, временем работы, ФИО дежурного.

Выбор участкового по районам

Письмо

Законодательством предусмотрена возможность направления заявлений должностным лицам полиции Российской Федерации заказным письмом. Адреса подразделений указаны на официальном сайте МВД России.

Электронное обращение

Российские граждане имеют право направить заявление в правоохранительные органы в электронном виде. Для этого нужно перейти по адресу xn--b1aew.xn--p1ai/request_main. Затем выполнить следующие действия:

  1. Выбрать подразделение.
  2. Ознакомиться с информацией о правилах подачи и рассмотрения обращения, поданного в форме электронного документа.
  3. Кликнуть на ссылку «Подать обращение».
  4. В появившемся окне заполнить свои данные согласно инструкции, написать текст обращения.

Корреспонденция регистрируется в течение 3 дней и рассматривается в пределах 30 дней. Ответ о рассмотрении документа придет на почтовый или электронный адрес.

Даже если направленное заявление не относится к компетенции выбранного подразделения, обращение принимается, регистрируется и перенаправляется в компетентные органы.

Телефонный звонок

В экстренных ситуациях следует звонить по номеру 102 – вызов полиции или 112 – единый номер вызова оперативных служб. Сотрудник на линии подскажет контакты участкового или перенаправит вызов в дежурную часть, которая относится к району проживания заявителя.

Если письменное обращение не произвело никакого эффекта по причине халатного отношения уполномоченного полиции к проблеме, можно обратиться для разъяснения дальнейших действий на горячую линию МВД России по телефону 8-800-222-74-47 или позвонить на телефон «Горячей линии» в соответствии с регионом проживания. Полный перечень контактных данных предоставлен по ссылке xn--b1aew.xn--p1ai/contacts/sites.

Мобильное приложение

Узнать адрес опорного пункта и контактные данные участкового, оперативно связаться с дежурным сотрудником полиции, подать обращение в электронном формате можно с помощью официального мобильного приложения МВД России.

Чтобы скачать приложение, необходимо посетить Apple App Store или Google Play.

Сроки рассмотрения

Согласно закону № 174-ФЗ УПК РФ от 18.12.2001 г, участковый должен отреагировать на жалобу в течение 3 суток: ознакомиться с ее содержанием, посетить виновников нарушения спокойствия, осмотреть квартиру и подъезд, опросить свидетелей, составить протокол.

Уполномоченный полиции может провести разъяснительную беседу, наложить административный штраф. Согласно КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ ст. 6.4, административный штраф за нарушение санитарно-эпидемиологических требований составляет 500-1000 руб. для физических лиц, от 1 до 2 тыс. руб. для должностных лиц, предпринимателей и от 10 до 20 тыс. руб. для юридических лиц. Однако для наложения штрафа необходимо доказать, что нарушение является постоянным.

Видео: чем занимаются участковые

Законодательная база

Правильно составить документ помогут такие законы и нормативно-правовые акты:

  1. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности уполномоченных участковых полиции».
  2. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
  5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».