Водитель может нести разную ответственность за правонарушения. От этого зависит инстанция, в которую необходимо жаловаться, и порядок действий.

Например, за нарушение правил перевозки пассажиров нужно обращаться напрямую к перевозчику, в ГИБДД или жаловаться в Роспотребнадзор. В этом случае водителя могут оштрафовать за административное правонарушение, а работодатель может его депремировать, сделать выговор или уволить.

Если шофер стал участником ДТП, то он несет уголовную ответственность, а гражданин может еще подать иск о возмещении ущерба.

На что можно жаловаться?

Зачастую пассажиры знают, что ущемляют их права, но не понимают, как действовать в ситуациях и куда жаловаться. Разберем популярные случаи нарушений со стороны водителя.

Водитель курит в салоне

Пассажира общественного транспортного средства защищает Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Водителю курить запрещено, тем более, если пассажир просит его прекратить.

Пример: в Екатеринбурге возмущенная пассажирка сделала фотографию курящего водителя и написала в одну из редакций города. В администрации Екатеринбурга посоветовали написать заявление, чтобы наказать нарушителя по закону. В Гортрансе сообщили, что за курение в кабине или салоне сотруднику грозит депремирование.

Автобус не ходит по расписанию или опаздывает

Маршрут движения прописан в графике, и отклоняться от него по личным причинам недопустимо. В документе указано всё до минут: время в пути, остановки и т.п.

Пример: в Энгельсе жительница пожаловалась в редакцию местного издания на автобус 284Б, который ходит переполненным и отстает от графика. Региональное министерство транспорта отреагировало, указав, что нарушения связаны с заторами на дорогах. Но перевозчику были даны рекомендации по усиленному контролю за соблюдением расписания движения.

Водитель не останавливается в положенных местах

В графике прописан перечень остановок по маршруту, и шофер обязан останавливаться на них, даже если на остановке никто не стоит, и если никто в салоне не выкрикивал название остановки или не ответил на вопрос «Кто выходит?» Исключение — остановки по требованию, они так и прописываются в маршруте, и о которых пассажиру следует напомнить.

Но водителю также запрещено останавливаться в неположенных местах по просьбе пассажиров.

Пример: в Иваново жители жаловались на водителей пригородных автобусов, которые регулярно нарушают график движения и не высаживают пассажиров на остановках даже по их просьбе. Перевозчик извинился перед недовольными гражданами и сделал выговор водителю.

Шофер нарушает ПДД

Например, движение по встречной полосе, превышение скорости, разговор по телефону за рулем и т.п.

Хотя за соблюдением правил дорожного движения следит ГИБДД, пассажиры могут помочь наказать водителя. Жалоба, подкрепленная протоколом инспектора, выглядит солиднее.

Пример: в Саратове женщину-водителя оштрафовали на 1,5 тыс. руб. за просмотр развлекательных видеороликов прямо во время движения. Госавтоинспекция составила административный протокол за нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства.

Еще пример: в Ярославле пассажиры автобуса №57 боялись за свою жизнь: водитель обгонял другой транспорт на большой скорости, а к людям не прислушивался. Департамент городского хозяйства города Ярославля отреагировал на жалобы и принял меры к перевозчику.

Автобус имеет технические неисправности

Техническое состояние транспортного средства проверяется перед каждым выездом на рейс. При малейшей поломке водитель не имеет права управлять автобусом.

К неисправности можно отнести и дверь салона, которая не закрывается, и поломку системы отопления. В некоторых случаях безопасность не обеспечивается из-за умышленных действий водителя: он не закрывает двери салона, чтобы проветрить, или не включает кондиционер.

Пример: в Ростове-на-Дону жители возмущались водителем автобуса №47, который ехал с открытыми дверьми. Однако жалобы были оставлены в одной из социальных сетей и неизвестно, обращались ли жители в другие инстанции, чтобы привлечь водителя к ответственности.

Водитель включает громкую музыку

Приемлемый уровень шума не прописан в законодательстве РФ, но можно отталкиваться от ФЗ «О защите прав потребителей». Согласно закону, перевозчик обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров.

Пример: в Хабаровске жители пожаловались на один из автобусов №8, в салоне которого постоянно играла громкая музыка. Один из пассажиров обращался с жалобой к перевозчику и в управление транспорта, однако результатов это не принесло.

Другой пример: в Кемерово один из пассажиров тоже оказался недоволен репертуаром музыки, которая звучала, а еще расклеенной символикой на лобовом стекле и в салоне. Житель отправил жалобу через платформу «Кузбасс-онлайн», которую затем перенаправили перевозчику.

Не во всех регионах работают цифровые платформы, которые упрощают взаимодействие жителей с государственными органами и компаниями. В таких случаях жалобы следует подавать напрямую.

Шофер проявляет хамство

Под хамством можно понимать не только грубое отношение к пассажирам, но и нецензурную брань, злобу, агрессивное поведение.

Пример: мужчина ехал в автобусе с пожилой мамой. Водитель проявил неуважение к женщине: торопил ее, не давал сразу сдачи и ругался. Мужчина обратился в суд с требованием возместить моральный ущерб, поскольку действия шофера заставляли пассажиров нервничать.

В техпаспорте автобуса может быть указано, что пассажирам разрешено занимать передние места рядом с водителем. Если шофер не разрешает, то это тоже повод для жалобы.

Пример: по непонятной причине водитель не разрешил мужчине занять переднее место рядом с ним, грубил и вел себя некорректно. Пассажир подал в суд и выиграл денежную сумму в качестве моральной компенсации.

Кстати, если пассажир дает крупную купюру, и сдачи у кондуктора или водителя нет, то его не могут высаживать. Иметь разменные деньги входит в обязанности перевозчика.

Пример жалобы через общественную организацию «Народный контроль Татарстана» и реакции вышестоящих инстанций:

Жалоба в «Народный контроль»

Ответы на жалобу

Куда жаловаться?

Писать жалобы можно сразу в несколько инстанций, однако сначала нужно попытаться решить вопрос на месте и поговорить с водителем. Если конфликт только нарастает, а шофер ведет себя грубо и не прислушивается к словам пассажира или никак не реагирует, то пора действовать другим способом.

Жаловаться можно не только на водителя, но и на кондуктора, который не проявляет участие или грубит, а также на компанию-перевозчика, если она не обеспечивает комфортную и безопасную поездку пассажиров.

Один из способов пожаловаться — сообщить о нарушении по телефону: назвать номер маршрута, государственный знак автобуса и по возможности фамилию водителя. Номера телефонов обычно располагают на информационных стендах в салоне, там же можно увидеть название транспортной компании.

Сообщать о нарушениях по телефону — нормальная практика. Ею можно воспользоваться и в случаях, когда нет возможности составить письменное обращение.

Перевозчик (транспортная компания)

Претензия составляется в свободной форме, но соблюдаются некоторые правила. Писать необходимо без помарок, без использования нецензурной лексики. Не стоит выражать излишнюю эмоциональность. Желательно воспользоваться компьютером и распечатать заявление, но допустимо писать и от руки.

Что обязательно указывается:

  • шапка документа — название организации, ФИО и должность ее руководителя;
  • контактные данные отправителя — ФИО, email или почтовый адрес, телефон;
  • слово «Жалоба» в центре листа
  • суть жалобы — рассказать о конфликте, его участниках и в чем нарушение водителя;
  • список доказательств — прикладываются их копии;
  • дата и подпись заявителя.

Скачать Образец жалобы на водителя

Пример готовой жалобы:

Пример жалобы

Если были ущемлены права группы пассажиров, то лучше составлять коллективную жалобу: на нее могут отреагировать быстрее.

Чтобы иметь крепкие доказательства своих слов, необходимо записывать видео на смартфон, делать фотографии и записи диалогов с водителем. Если есть возможность, возьмите контактные номера других пассажиров, которые смогут подтвердить вашу точку зрения.

Руководитель компании несет ответственность за действия водителя, если были затронуты интересы пассажиров. Поэтому наказание грозит не только шоферу.

Письменную жалобу могут не принять по нескольким причинам:

  • текст составлен небрежно, с ошибками или непонятна суть нарушения;
  • поведение водителя было корректным, а жалоба необоснованна;
  • отсутствие доказательств и показаний свидетелей со стороны заявителя;
  • обращение в государственный орган, который не занимается данным вопросом.

ГИБДД

В ведомство следует обращаться, если водитель нарушает правила дорожного движения. Необходимо озвучить место и время правонарушения, обстоятельства, данные об автобусе и контакты заявителя.

Несколько способов оставить жалобу:

  • позвонить по общим телефонам — 102 с мобильного телефона или 02 со стационарного;
  • позвонить в дежурную часть ГИБДД по своему району;
  • отправить электронное обращение на сайте Госавтоинспекции — https://гибдд.рф/.
Полиция вызывается на место происшествия в случае, если произошло ДТП, были нанесены увечья пассажирам или пострадало имущество. Сотрудники правоохранительного органа зафиксируют факт нарушения.

Местное (региональное) ведомство

Региональная инстанция контролирует работу общественного транспорта и может повлиять на перевозчика. В каждом субъекте и городе она называется по-разному: в Санкт-Петербурге — это комитет по транспорту, в Липецке — департамент транспорта администрации города, а в Перми — городское управление транспорта администрации Перми.

Способы связи с ведомством указаны на его официальном сайте. Обычно граждане могут обратиться следующим образом:

  • написать обращение через интернет-приемную;
  • позвонить на горячую линию;
  • принести жалобу лично или отправить почтой/курьерской службой.
Жители Москвы могут воспользоваться интернет-порталом правительства под названием «Добродел». Необходимо авторизоваться и написать обращение, которое проверят, зарегистрируют и направят в компетентный орган.

Администрация города

На официальном сайте администрации каждого города указаны способы связи с мэром или его заместителями.

Как можно подать жалобу:

  • написать электронное обращение через интернет-приемную;
  • отправить жалобу обычной почтой по адресу администрации;
  • принести лично в приемную.
Жалобу нельзя направлять анонимно: на нее не ответят – и повлиять на ситуацию не получится.

Ространснадзор

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ.

Поскольку ведомство следит за обеспечением безопасности, то направлять жалобу стоит в случае серьезных правонарушений со стороны водителя, которые угрожают жизни и здоровью пассажирам.

Способы связи стандартные:

  • личный прием;
  • звонок по телефону — +7 (499) 231-50-09 (справочная);
  • интернет-приемная — на сайте https://rostransnadzor.gov.ru/.
Любые обращения от граждан в государственные органы рассматриваются в течение стандартных 30 дней. При любом решении ответ дается по тому каналу связи, который указывал отправитель. Обычно это электронная почта или почтовый адрес.

Министерство транспорта РФ

В федеральное ведомство стоит жаловаться, если другие способы не сработали. Хотя обычная практика, когда министерство спускает жалобу нижестоящему органу.

Как обратиться:

  • отправить обращение на сайте — https://mintrans.gov.ru/;
  • прийти на личную встречу с представителем министерства — подходит для жителей Москвы;
  • направить письмо на официальный адрес — Москва, 109012, Рождественка ул., д. 1, стр. 1;
  • позвонить на горячую линию — +7 (499) 495-00-01 (единая справочная), +7 (499) 495-00-00 (единый телефонный номер).

Роспотребнадзор

В инстанцию можно жаловаться во всех случаях, когда нарушаются права пассажира или действия водителя угрожают жизни людей:

  • водитель изменил маршрут движения;
  • техническое состояние автобуса не гарантирует безопасность;
  • шофер ехал с превышением скорости;
  • в салоне холодно и т.п.

Фактом заключенного договора между пассажиром и перевозчиком является приобретенный билет.

С организацией можно связаться следующим образом:

  • записаться на личный прием;
  • отправить письмо с уведомлением, желательно на адрес регионального отделения: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php;
  • позвонить по телефону — 8-800-100-00-04;
  • отправить письменную жалобу на электронный адрес: depart@gsen.ru;
  • воспользоваться интернет-приемной: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/;
  • зайти на Госуслуги и отправить жалобу.

Прокуратура

Надзорный орган — еще один способ воздействия, если перевозчик не реагирует.

Способы связаться:

  • устное обращение на личном приеме в региональном отделении;
  • письменное обращение, которое необходимо направить почтой или оставить в ящике «Для обращений и заявлений» у здания прокуратуры;
  • электронное обращение на сайте Генеральной прокуратуры РФ — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf.

Письменные обращения необходимо направлять в местную прокуратуру — по месту проживания или прописки.

Суд

Судебная инстанция — крайняя мера, когда другие методы воздействия на водителя и организацию не сработали.

В суде в качестве доказательства принимаются фото, видео. Обязательно прикладывается досудебная претензия/жалоба.

Возмещать вред, причиненный здоровью пассажира по вине шофера, можно только в судебном порядке.

Направить иск можно разными способами:

  • отдать лично в здании суда;
  • отправить обычной почтой или воспользоваться услугами курьера;
  • направить через официальный сайт суда.

Суд выбирается по месту своего проживания или нахождения транспортной компании. Если сумма, указанная в иске, составляет менее 100 тыс. руб., то заявление рассматривает мировой судья, если сумма выше — районный суд.

Составлять жалобу в государственные органы не так просто: необходимо соблюдать официально-деловой стиль, ссылаться на нормативные акты, а если это исковое заявление в суд, то прописывать моральную компенсацию. Если вам требуется помощь, можете обратиться к юристам нашего портала, которые ответят на вопросы и даже помогут с правильными формулировками.

ВИДЕО: водитель оскорбил пассажира и выгнал из автобуса