Нарушение сроков предоставления услуг и необоснованный отказ в постановке на учет по безработице – это далеко не все проблемы, с которыми может столкнуться гражданин в центре занятости. Пользуясь низкой юридической грамотностью населения, инспекторы службы нередко злоупотребляют своими полномочиями и лишают граждан возможности получать предусмотренные законом выплаты. Оказавшись в подобной ситуации, не стоит мириться с нарушением своих прав. Чтобы защитить свои интересы, можно пожаловаться на биржу труда в вышестоящую инстанцию, или, убедившись в бесперспективности досудебного урегулирования, обратиться в суд.

На что можно пожаловаться

В соответствии с положениями профильного закона о занятости населения, гражданин вправе обжаловать такие действия центра занятости:

  • необоснованное снятие с учета;
  • понижение размера ранее назначенного пособия по безработице;
  • отказ уполномоченного сотрудника исправить допущенные им ошибки в выданном документе или справке;
  • несоблюдение порядка предоставления услуги;
  • нарушение срока регистрации;
  • требование документов при отсутствии соответствующих полномочий (например, если сотрудник биржи труда хочет получить справку, хотя ее предоставление не предусмотрено профильным законом);
  • хамство, грубость и неэтичное поведение сотрудников;
  • навязывание платных услуг, в которых нет никакой необходимости;
  • вымогательство денег (например, за начисление другой суммы пособия) и т. д.

Бездействие центра занятости также может стать основанием для подачи жалобы.

Куда обратиться

Гражданин может сразу попытаться обжаловать решение или действие центра занятости в суде, чтобы не тратить время на подачу обращений в другие инстанции. Но его исковое требование не будет принято к рассмотрению, так как наличие ответов из других надзорных органов – это обязательное условие для судебного разбирательства. Столкнувшись с нарушением закона или своих прав, он должен обратиться в такие инстанции:

  1. Государственная инспекция труда. Найти свое подразделение можно по названию населенного пункта на странице https://rostrud.gov.ru/inspections/. В Москве следует обращаться по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3. Для получения более подробной информации можно позвонить по телефону горячей линии (495)343-95-98.
  2. Роструд. Направить обращение в данное Ведомство можно по почте или онлайн, выбрав удобный способ подачи https://rostrud.gov.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/kremlin/. Документ также можно передать на личном приеме при условии наличия предварительной записи.
  3. Прокуратура. Если в Государственной инспекции труда и Роструде отказали в рассмотрении претензии или не удовлетворили выдвинутые требования, можно обратиться в Прокуратуру. Но это целесообразно сделать только в том случае, если речь идет о серьезном нарушении норм действующего законодательства. Рассмотрев жалобу, Прокуратура может вынести представление об устранении нарушения закона.
    Образец жалобы в проекратуру на центр занятости
  4. Суд. Наличие материальной составляющей или незаконное лишение статуса – это прямое показание для судебного разбирательства. Иск может быть подан по факту снятия выплат, перерасчета пособия или в случае принудительного возврата ранее выплаченных средств. Но судебное разбирательство – это сложный процесс, независимо от сути рассматриваемого вопроса. Поэтому для решения проблемы в юридической плоскости лучше воспользоваться помощью юриста.
Если сотрудник центра занятости требует деньги за постановку на учет или повышение размера пособия, следует напрямую обратиться в Прокуратуру.

Порядок действий

Первое, что должен сделать гражданин – это попытаться урегулировать конфликт без вмешательства надзорных органов. Чтобы пожаловаться на работу конкретного сотрудника центра занятости, достаточно обратиться с жалобой к его руководству. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы защитить свои интересы, особенно если речь идет о серьезном нарушении закона. А по отношению к безответственному специалисту могут быть приняты меры дисциплинарного взыскания, даже если заявитель не выдвигал такого требования.

По итогу рассмотрения жалобы может быть принято решение:

  • Отказать в удовлетворении выдвинутых требований. В этом случае гражданину направляется мотивированный отказ с указанием причины принятия такого решения. На основании этого документа он вправе обратиться в вышестоящую инстанцию. При этом полученный ответ должен быть передан вместе с жалобой в качестве приложения.
  • Удовлетворить требования в полном объеме. Как правило, речь идет об отмене ранее принятого решения специалистом биржи труда.
  • Удовлетворить только часть выдвинутых требований (если их несколько). Получив ответ, заявитель сможет узнать, почему не все они были удовлетворены в полном объеме. В такой ситуации он вправе подать новую жалобу в другой надзорный орган.

Если руководство центра занятости не отреагирует на обращение в предусмотренный законом срок, гражданину придется пожаловаться в вышестоящий орган, Прокуратуру или суд. Это можно сделать в течение 3-х месяцев с момента принятия незаконного решения или нарушения прав.

Как составить жалобу

Независимо от того, куда собирается обратиться заявитель, ему потребуется письменная жалоба. Ее можно составить в свободной форме, указав такие сведения:

  • реквизиты сторон (наименование организации, куда подается документ, ее адрес, персональные и контактные данные заявителя);
  • где находится центр занятости, его адрес;
  • данные сотрудника, который принял незаконное решение или нарушил права гражданина;
  • обстоятельства инцидента: как развивались события, при каких условиях специалист злоупотребил своими полномочиями, чем закончился конфликт (например, было принято решение о снятии с учета по безработице, пересчитана сумма ранее выплаченного пособия, отказано в предоставлении справки и т. д.);
  • была ли предпринята попытка урегулировать ситуацию без внешнего вмешательства, какие документы дополнительно предоставил заявитель и т. д.;
  • какие ответы были получены из других инстанций (если они подавались);
  • ссылки на нормы закона, которые были нарушены;
  • перечень требований: провести проверку, отменить постановление о снятии с учета и т. д. Дополнительно можно потребовать применить в отношении должностного лица меры дисциплинарного взыскания;
  • способ получения ответа по факту рассмотрения обращения;
  • список прилагаемых документов, которые будут переданы для рассмотрения жалобы по существу. Они должны подтверждать или дополнять указанную заявителем информацию;
  • дата, подпись.

Образец жалобы на центр занятости Образец жалобы на центр занятости

Скачать образец жалобы на центр занятости

Жалоба на снятие с учета и прекращение выплат

При постановке на учет безработный должен посещать центр занятости по определенному графику. О каждом запланированном визите его заранее предупреждает инспектор. В случае неявки в соответствии со ст. 35 ФЗ выплата пособия по безработице может быть прекращена после снятия с учета. Но это возможно только в том случае, если он длительно (не менее 1 месяца) без уважительной причины не являлся к инспектору.

Если гражданин не может вовремя явиться в центр занятости, он должен:

  1. Получить документ, с помощью которого он сможет доказать, что неявка была обусловлена серьезной причиной. К примеру, если он заболел, необходимо вызвать врача и оформить больничный.
  2. Предупредить инспектора о неявке по телефону, пояснить, почему возникла такая ситуация.
  3. При первой же возможности явиться в центр занятости.
  4. Если инспектор откажется принимать документы, указывающие на наличие веской причины неявки (мотивируя это тем, что он снял безработного с учета), следует составить письменное обращение с требованием отменить такое решение.
  5. Если жалоба не будет рассмотрена в срок или гражданину откажут в восстановлении его статуса, придется обратиться в вышестоящую инстанцию.
В случае неявки безработного по уважительной причине выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3-х месяцев. Такое решение нельзя обжаловать без наличия подтверждающих документов.

Вопрос-ответ

Вопрос: Уволился с работы в возрасте 56 и хотел встать на биржу труда. Но выяснилось, что бывший работодатель выдал неправильную справку о доходах и в ней отражена информация только за последние 2 месяца. Предприятие уже прекратило свое существование, поэтому у меня нет возможности попросить заменить справку. А биржа отказывается меня регистрировать из-за неправильного документа. Как лучше поступить в такой ситуации?

Ответ: В профильном законе не указано, что в постановке на учет может быть отказано из-за предоставления неверной справки о доходах. На этом основании следует попытаться оспорить полученный отказ. Но лучше затребовать новую справку из архива, куда предприятие перед ликвидацией должно было сдать всю документацию по выплате зарплаты.

Вопрос: При повторной постановке на учет по безработице выяснилось, что первый раз мне неправильно начислили сумму пособия. Теперь биржа требует, чтобы я вернул переплату. Можно ли пожаловаться на такие действия и насколько выставленные требования законны?

Ответ: Если сотрудник биржи труда действительно неправильно рассчитал сумму пособия, то придется вернуть переплату. Подобные действия вполне законны и не могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции. Но если с момента получения первого пособия прошло 3 года, можно обратиться в суд и попробовать списать долг, ссылаясь на окончание срока исковой давности.

Вопрос: Сотрудник биржи труда угрожает снять меня с учета по причине болезни. Я встала на учет 10.09.2020г. и должна была явиться по направлению 15.09.2020г. Но 12.09.2020г. я заболела, поэтому вызвала на дом врача, который оформил мне больничный до 16.09.2020г. Несмотря на то, что я предупредила инспектора о своей болезни, он сказал, что за неявку снимет меня с учета. Как обжаловать такое решение?

Ответ: При наличии больничного листа будет несложно доказать, что неявка была обусловлена веской причиной. В центр следует явиться сразу после закрытия больничного листа и написать соответствующее пояснение. Если выяснится, что вас уже сняли с учета и прекратили выплаты, стоит подать заявление с объяснением причины неявки и просьбой восстановить ваш статус. В крайнем случае, придется обжаловать постановление в вышестоящей инстанции или суде.

Видео: Мать-одиночку лишили пособия по безработице и завели уголовное дело за помытый пол

Законодательная база

Чтобы защитить свои права и интересы, следует опираться на такие законодательные акты:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
  2. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. N 2202-1 (ред. от 31.07.2020).
  3. ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 31.07.2020).
  4. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (27.12.2018).
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 февраля 2019 г. N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам».