Группа Согаз является самым крупным страховщиком по совокупному объему сборов в РФ. В ее линейке продуктов представлено более 100 программ по страхованию частных лиц, мелких и крупных предприятий различных форм собственности. Финансовая стабильность группы была неоднократно подтверждена соответствующими оценками различных рейтинговых агентств, которые по достоинству оценили высокое качество ее услуг. Но, несмотря на то, что Согаз заботится о своей репутации и старается не нарушать закон при осуществлении страховой деятельности, ее клиент может оказаться в ситуации, когда для защиты своих прав и интересов он будет вынужден обратиться в контролирующие органы, регулирующие страховую деятельность в РФ.

На что можно пожаловаться

Российское законодательство четко регламентирует условия и порядок осуществления страховой деятельности. Но граждане не всегда знают, на какие действия страховщика они могут пожаловаться и как правильно поступить, если они столкнулись с нарушением закона, гарантирующего защиту своих потребительских прав.

Низкое качество обслуживания, грубость и хамство сотрудников, а также предоставление заведомо недостоверной или неточной информации, которая явно противоречит действующим правовым нормам – это далеко не полный перечень того, чем во время обслуживания в Согазе может остаться недоволен ее клиент. Он также может пожаловаться на:

  • неправомерный отказ в предоставлении услуги или в продаже страхового полиса;
  • грубые ошибки в тексте договора (например, была неправильно написана его фамилия) и нежелание сотрудника их устранить сразу после выявления. При наступлении страхового случая это может стать основанием для отказа в выплате возмещения;
  • отказ компании признать случай страховым (в первую очередь это касается страхования здоровья и жизни);
  • неточные расчеты;
  • нарушение предусмотренных законом сроков выплаты страхового возмещения;
  • навязывание дополнительных услуг при покупке страхового полиса, если это не предусмотрено условиями программы;
  • потерю персональных данных (когда ими смогли воспользоваться другие организации, например, для рассылки рекламной корреспонденции) и т. д.

Куда можно обратиться

Если речь не идет о нарушении норм уголовного права, когда необходимо немедленное вмешательство правоохранительных органов (в частности, это касается случаев мошенничества, вымогательства, воровства), то заявитель может обратиться в определенное Ведомство, на которое возложена функция надзора за деятельностью страховых компаний в РФ. Но при выборе получателя претензии следует исходить из ее предмета и сферы влияния выбранного контролирующего органа, иначе документ будет направлен не по адресу и на его рассмотрение будет потрачено намного больше времени. Подать обращение можно в:

  1. Согаз (это обязательное условие для обжалования действий страховщика в вышестоящих инстанциях).
  2. Роспотребнадзор.
  3. Центробанк РФ.
  4. ФАС.
  5. РСА.
  6. Прокуратура.
Важно! В случае необходимости жалоба может быть направлена нескольким получателям, что существенно ускорит процесс ее рассмотрения.

Согаз

В большинстве случаев потребитель не может напрямую обратиться в конкретный контролирующий орган, чтобы добиться защиты своих прав. Сначала он должен подать жалобу руководству Согаза, чтобы попытаться решить проблему без внешнего вмешательства. Если проигнорировать этот этап обжалования и сразу же обратиться в вышестоящее Ведомство, то претензия может быть возвращена отправителю с пояснением, что ему следует попытаться напрямую уладить конфликт со страховой компанией.

Если потребитель остался недоволен обслуживанием или был неприятно удивлен низкой квалификацией сотрудника компании, то он может обратиться в единый контакт центр 8(800) 333-0-888 или на отдельную линию, где принимаются претензии относительно качества предоставляемых услуг 8(800) 333-08-08. Во всех остальных случаях составленную в письменном виде жалобу лучше передать в Головной офис компании:

  • Почтой России. Для этого следует направить письмо по адресу: 07078, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д. 10. К претензии можно приложить какие-либо документы или материалы, которые могут быть использованы для анализа изложенной в жалобе ситуации.
  • Лично принести по адресу: г. Москва, проспект Академика Сахарова, д. 10. Попасть на прием можно исключительно в рабочее время. При этом следует проконтролировать, чтобы сотрудник компании не забыл зарегистрировать претензию, иначе ее проигнорируют и не передадут в работу.
  • В электронном виде через опцию «Напишите нам» www.sogaz.ru/?form=feedback&popup=Y. В предложенной форме в качестве повода обращения следует выбрать «Жалоба», указать Федеральный округ, в котором находится офис, где обслуживается клиент, сообщить свои личные и контактные данные (в том числе номер действующего договора страхования) и сжато описать текущую проблему. К электронной претензии также можно прикрепить файлы (до 50 Мб), чтобы предоставить компании больше информации о сути рассматриваемого вопроса.

Роспотребнадзор

Если при обслуживании в компании клиент столкнулся с несоблюдением своих потребительских прав, ему отказали в продаже полиса или попытались навязать ненужную ему услугу, то следует обратиться в Роспотребнадзор, что можно сделать:

  1. Почтовым отправлением, руководствуясь контактной информацией, размещенной на сайте Ведомства. Таким способом может воспользоваться житель любого региона РФ при условии, что он хочет подать претензию небольшого объема.
  2. Онлайн через сайт rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline2.php. Если потребитель заинтересован во внеплановой проверке Согаза, то ему лучше предварительно пройти авторизацию в ЕСИА (это больше актуально при выявлении серьезных нарушений).
  3. На личном приеме, где можно пообщаться с руководителем своего территориального подразделения (для регионов) или Центрального аппарата (г. Москва). В столице прием проводится в Вадковском переулке (250 метров от первого перекрестка) в доме 18, строение 5 и 7.

Центробанк РФ

Самое серьезное нарушение, которое клиент Согаза не должен оставить без внимания – это невыплата компенсации или существенное затягивание сроков при осуществлении предусмотренных договором выплат. В этом случае следует сразу же подать жалобу на страховщика в Центробанк РФ, на который возложены функции по регулированию страхового рынка. Чтобы она не осталась без внимания, в ней следует указать свои персональные данные (ЦБ не принимает анонимные обращения), кратко пояснить, какие действия сотрудников Согаза выходят за рамки страхового законодательства, и предоставить документы (например, альтернативный вариант расчета суммы выплаты), которые могут быть использованы для анализа ситуации. Такую жалобу лучше составить по образцу:

Жалоба на Согаз

В ЦБ ее можно передать:

  1. Письмом с уведомлением на юридический адрес регулятора: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12. По возможности следует дополнить претензию другими документами или материалами, но важно, чтобы вес письма не превышал установленное Почтой России ограничение. Если гражданин направит жалобу в ЦБ обычным письмом, то он не сможет удостовериться в том, что она была получена адресатом.
  2. По факсу (если речь идет об одном письменном документе). Номер для приема обращений: +7(495) 621-64-65.
  3. Через форму обратной связи на сайте регулятора www.cbr.ru/Reception/. Чтобы система приняла в обработку такое обращение, в нем должны быть указаны все запрашиваемые сведения.
  4. На личном приеме уполномоченному сотруднику ЦБ. Такой способ подачи обращений больше подходит для жителей Москвы, так как приемная находится по адресу: Сандуновский переулок, дом 3, строение 1. Чтобы лично обратиться к представителю регулятора, гражданину потребуется паспорт РФ и письменная жалоба (лучше взять два экземпляра такого документа и настоять, чтобы на одном из них был поставлен штамп о принятии обращения).
Внимание! Центробанк может привлечь Согаз к административной ответственности, если в ходе изучения ситуации будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоблюдение норм административного законодательства.

ФАС

Такая служба тоже может инициировать проверку Согаза, если ей поступит сигнал о несоблюдении страховщиком антимонопольного законодательства. Чаще всего при покупке полисов граждане жалуются на навязывание услуг, что свидетельствует о недобросовестной конкуренции или сговоре участников рынка (например, банк при оформлении кредита может попытаться заставить заемщика заключить договор с навязанной ему страховой компанией, которая предлагает далеко не самые выгодные условия для сотрудничества). В Службу можно обратиться:

  1. Письмом, направив его по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3.
  2. По Интернету на delo@fas.gov.ru. Можно дополнить текст обращения электронными документами и материалами объемом не более 8 Мб.
  3. Факсимильной связью, руководствуясь информацией fas.gov.ru/pages/contacts/contact-info/. Но при использовании такого способа следует обязательно удостовериться, что факс был принят второй стороной.
  4. На личном приеме, который проводят сотрудники Ведомства в соответствии с графиком fas.gov.ru/pages/contacts/obshhestvennaya-priemnaya.html. Чтобы поданный документ был зарегистрирован как входящая корреспонденция, гражданину необходимо будет предъявить паспорт и кратко пояснить, какими действиями Согаза он остался недоволен при обслуживании или приобретении полиса.
Важно! Если жалоба подается представителем, то к ней следует приложить доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.

РСА

Если у потребителя возникли проблемы при получении выплаты по ОСАГО или он столкнулся с нарушением закона при страховании ответственности по системе Green Card, то ему следует подать жалобу на Согаз в РСА. Для составления документа можно воспользоваться образцом, размещенным на сайте Союза, который следует дополнить своими данными.

Жалоба на Согаз в РСА

Подать письменную претензию можно следующим образом:

  1. В Центральный офис Союза, воспользовавшись услугами Почты России. Адрес для корреспонденции: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение 3 (доступно жителям всех регионов РФ).
  2. Факсом (актуальный номер можно найти на сайте Союза).
  3. Через «Обратная связь» или request@autoins.ru (еще один адрес — rsa@autoins.ru).
  4. Лично передать в территориальное подразделение, воспользовавшись информацией www.autoins.ru/elektronnaya-priemnaya/.

Прокуратура

Серьезное правонарушение – это повод обратиться в Прокуратуру, особенно если гражданин выявил факт мошенничества или столкнулся с подделкой документов при обслуживании в Согаз. Такая жалоба может быть составлена только в письменном виде, а к документу должны прилагаться материалы, указывающие на необходимость немедленного вмешательства сотрудников Прокуратуры.

Чтобы ускорить процесс рассмотрения своего заявления, его лучше подать в конкретное региональное подразделение, а если ситуация критическая (например, был выявлен факт серьезного правонарушения), то можно напрямую обратиться в Генеральную прокуратуру, воспользовавшись сведениями genproc.gov.ru/contacts/order/.

Законодательная база

При составлении жалобы на группу Согаз можно опираться на такие законодательные акты:

  1. ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. N 2300-1 (ред. от 03.07.2016).
  2. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ.
  3. ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992г. N 4015-1 (ред. от 23.05.2016).
  4. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
  5. Гражданский Кодекс РФ от 26.01.1996г. N 4-ФЗ (ред. от 28.03.2017).