По статистике, дисциплинарные взыскания применяются в России довольно часто. В основном эту меру используют в крупных компаниях, где соблюдаются кадровые процедуры. Однако не всегда взыскание соответствует тяжести поступка, а иногда выносится безосновательно. Чтобы восстановить свои права, работнику необходимо знать особенности его вынесения, а также алгоритм, по которому его можно обжаловать.

Определение дисциплинарного взыскания

В ст. 192 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) зафиксированы основные положения по такому виду дисциплинарных мер, как взыскания. Руководитель применяет такие меры к работнику, который официально трудоустроен в компании, за следующие проступки (нарушения):

  • игнорирование возложенных на него служебных обязанностей (бездействие);
  • неправильное исполнение трудовых функций;
  • нарушение законодательных или морально-этических норм в ходе трудового процесса.

При этом вина служащего должна быть очевидна, а действия осознанны, то есть к проступкам относятся те случаи, когда человек умышленно нарушает или игнорирует положения о труде.

Дисциплинарные взыскания подразделяются на виды в зависимости от тяжести проступка:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение.
Увольнение не может быть произведено по прихоти руководителя – причины должны соответствовать положениям ст. 81 ТК РФ.

Основания для отмены взыскания

Дисциплинарная мера должна соответствовать положениям законодательства, то есть быть справедливой, уместной и оформленной по правилам, определенным в ст. 193 ТК РФ. Если же эти условия не были соблюдены, работник может оспорить вынесенное наказание. Наиболее часто применяются следующие основания для оспаривания:

  1. Нет факта проступка: данные обязанности не вменялись служащему изначально, но были обозначены как неисполненные. Функционал должности должен быть зафиксирован в специальном акте, который подписывается при приеме на работу (положении, трудовом договоре, коллективном договоре и т.д.).
  2. Объективная несоразмерность назначенной меры и совершенного нарушения.
  3. Нарушены сроки вынесения взыскания (пп.3,4).
  4. Неправильно оформлены кадровые документы. Кадры обязаны запросить письменную объяснительную записку  от виновника, на ее составление отводится 2 рабочих дня. При отказе или игнорировании составляется акт о том, что объяснение не было предоставлено. Затем выносится приказ о дисциплинарной мере, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись, если же он отказывается подписать, должен быть составлен акт об этом.
  5. За одно и то же нарушение вынесено два взыскания.

Сроки

Срок для обжалования дисциплинарных мер по общему порядку составляет 3 месяца. Однако если мерой было выбрано увольнение, срок сокращается до 1 месяца с момента ознакомления служащего с приказом или с выдачи трудовой книжки. Если же у заявителя есть уважительные причины, по которым он не мог оспорить наказание в отведенное время, он может восстановить пропущенные сроки, подав подтверждающие документы вместе с жалобой в соответствующий орган.

Сроки вынесения взысканий также строго регламентированы. По общему правилу наказание должно быть определено в течение 1 месяца с обнаружения нарушения, при условии, что прошло не более 6 месяцев с совершения проступка. Если же нарушение было выявлено во время аудиторской проверки или ревизии, срок давности составляет 2 года. В случае, когда проступок связан с нарушением законодательства о коррупции, срок удлиняется до 3 лет.

Способы обжалования

Прежде всего, стоит попробовать урегулировать конфликт с начальством мирным путем, обозначив аргументы своей позиции. Если наказание было инициировано непосредственным руководителем, можно обратиться к генеральному директору предприятия. Зачастую даже упоминание того, что лицо собирается обратиться в специальные органы для защиты своей позиции, заставляет руководство организации задуматься о компромиссе.

Но такой способ не отменяет законодательного права работника обратиться в специальные органы для восстановления справедливости. Положения ст. 193 ТК гласят, что в таких случаях обжаловать дисциплинарные меры можно:

  • в Государственную инспекцию труда (ГИТ);
  • в комиссию по трудовым спорам (КТС);
  • в судебные органы.
Важно: обращение в комиссию или инспекцию не является обязательным порядком досудебного обращения. Таким образом, заявитель сам выбирает, в какую инстанцию ему обратиться. Также он имеет право подать жалобу одновременно в суд и в другой орган.

Обращение в профсоюз

Если в компании есть такая организация, как профсоюз, работник может обратиться туда для восстановления своих прав, даже если он не является ее членом (ст. 23 закона «О профсоюзах…»  №10-ФЗ).

Для этого лицо обращается в профсоюз и приводит доводы, почему взыскание было применено необоснованно. Затем уполномоченные лица союза трудящихся сами составляют обжалование и подают в соответствующие органы от имени заявителя. Чтобы у представителей профсоюза были полномочия по представлению интересов лица, ему лучше составить письменное обращение с просьбой о защите его прав.

Жалоба в ГИТ

Согласно абз. 7 ст. 193 ТК, трудящийся может обратиться в Трудовую инспекцию. Это региональные подразделения Роструда, федерального органа по надзору за кадровой деятельностью компаний. По обращению работника ГИТ может инициировать проверку действий организации.

Работник составляется жалобу на действия работодателя и направляет ее в отдел инспекции в своем регионе. Документ составляется в свободной форме и должен содержать информацию:

  • ФИО заявителя, контактный телефон,
  • наименование инспекции,
  • название организации, где работает лицо,
  • ФИО директора и руководителя отдела кадров, их телефоны,
  • краткое описание произошедшего конфликта,
  • вид наложенного взыскания,
  • доводы трудящегося,
  • дата и подпись.
Желательно приложить к заявлению копию приказа о дисциплинарной мере, если она имеется.

Адрес и контактный телефон инспекции можно найти на сайте Роструда, введя название своего субъекта в форму поиска на странице www.rostrud.ru/inspections/. Отправить письмо по почте стоит заказным письмом с уведомлением о вручении и составлением описи вложений.

Кроме письменной формы, заявление можно направить в электронном виде, обратившись через специальный федеральный сервис онлайнинспекция.рф/problems.  Жалоба составляется по тому же принципу, что и письменное обращение, только необходимо заполнить специальные поля.

В соответствии с законом о рассмотрении обращений N 59-ФЗ от 02.05.2006, представители ГИТ обязаны принять заявление работника и в течение 30 дней направить ему письменный ответ.

При выявлении нарушений ГИТ направляет предписание, которое обязано выполнить руководство компании.

Обратите внимание. Хотя в законе закреплено право работника обратиться в ГИТ для обжалования дисциплинарного взыскания, это надзорный орган, который уполномочен выявлять нарушения, а не рассматривать индивидуальные трудовые споры, которым является такое обращение. Поэтому предписание ГИТ может быть оспорено организацией в суде. В таком случае работнику придется отстаивать свои права, подав исковое заявление по тому же предмету спора.

Обращение в КТС

Рассматривать спор о наложении дисциплинарной меры может также комиссия по трудовым спорам. В основном такой орган функционирует в крупных организациях, если же ее нет – работник может сам выступить с инициативой о ее создании. Для этого он обращается к руководству с заявлением, которое должно быть рассмотрено в течение 10 дней (ст.384 ТК). В такую комиссию должны входить одинаковое число представителей руководства компании и другой стороны – трудящихся. КТС уполномочена рассматривать спорные трудовые вопросы, и ее решение является  обязательным к исполнению для обеих сторон.

При обращении в КТС также составляется заявление в свободной форме, где указываются вводные данные: ФИО, должность, причина назначения наказания, обстоятельства дела, доводы заявителя о собственной невиновности.

Образец заявления в КТС можно скачать здесь.

Рассмотрение обращения комиссией регулируется ст. 387, 388 ТК РФ. КТС обязана созвать и заседание и разобрать обращение в течение 10 дней. Заседание проводится в присутствии работника или его представителя. 3 дня отводится на ознакомление заявителя с решением КТС и передачи обеим сторонам копии данного акта. Решение КТС в течение 10 дней может быть обжаловано в суд (как трудящимся, так и руководством компании). Если же обращение игнорируется комиссией, заявитель может обратиться в суд для обжалования дисциплинарного приказа (ст.390 ТК РФ).

Заявление в суд

Обращение в ГИТ или КТС не лишает служащего возможности обратиться в суд, он может подать туда иск одновременно с жалобой в другие органы, или обжаловать вынесенное ими решение.

Обратите внимание: споры по вопросу увольнения (восстановление в должности, оспаривание формулировки) подлежат рассмотрению только судебными органами.

Данная категория дел подведомственна районным судам общей юрисдикции (ст. 24 ГПК РФ). Третейский суд подобные споры не рассматривает. В общем порядке (ст. 28 ГПК РФ) заявление подается по месту нахождения организации (ответчика). Однако в данном случае судебная система защищает права служащего и предоставляет возможность подать в суд по собственному месту жительства (ст. 29 ГПК, п.6.3), а также по месту исполнения рабочих обязанностей (ст.29 ГПК РФ, п.9).

Составление иска

Согласно ст. 131 ГПК РФ, заявление составляется по общей структуре:

  • название суда, адрес;
  • ФИО работника, место жительства, контактный телефон (а также данные представителя, если он участвует в заседании);
  • ответчик (название компании и место нахождения, также можно указать контактные телефоны руководителя и начальника кадровой службы);
  • требование (признать незаконным дисциплинарное взыскание, восстановить на работе, либо другое);
  • обстоятельства дела и доводы истца;
  • указание на нарушение прав со ссылкой на закон;
  • дата и подпись заявителя.

Предлагаем скачать образец искового заявления.

К иску необходимо приложить материалы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается истец (копия приказа о взыскании, копия трудового договора, правила трудового распорядка или иные документы, где определяется функционал трудящегося, если они имеются), а также копии всех материалов по количеству лиц, участвующих в деле.

Бремя доказывания справедливости взыскания лежит на работодателе, поэтому именно у него суд запросит все материалы, подтверждающие факт вины работника (внутренние документы и т.д.).

Важно: госпошлина в подобных делах, касающихся защиты прав трудящегося, не взимается (ст. 393 ТК РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ)

Направляется иск в суд по почте письмом с описью вложений и уведомлением о вручении, либо лично заявителем.

Рассмотрение иска, согласно ст. 154 ГПК РФ, должно состояться в течение 2 месяцев. Стороны могут также ходатайствовать о заседании в их отсутствии. По истечении месяца с вынесения решение вступает в силу.

Результаты обжалования

Определение, вынесенное судебными органами, подлежит исполнению с момента вступления акта в законную силу. Также в самом решении может быть указание, что ответчик (руководитель) обязан исполнить требования истца незамедлительно. Подобные формулировки можно встретить в делах о невыплате заработной платы или незаконном увольнении.

Решение ГИТ или КТС можно обжаловать в суде, решение суда оспаривается в апелляционной инстанции.

Если дисциплинарное взыскание не повторялось, по общему правилу оно считается снятым по  истечении года. Также оно может быть аннулировано приказом руководителя или по решению соответствующих органов.

Кроме отмены меры, судебным актом может быть присуждена компенсация за задержку выплаты заработной платы в случае, если увольнение признано незаконным (ст. 236 ТК РФ). Также работодателя могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового кодекса.

Законодательная база

При обращении за защитой прав трудящегося необходимо руководствоваться следующими законодательными документами:

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
  5. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ.