Министерство иностранных дел — это специализированный орган исполнительной власти, на который возложена функция по управлению отношениями РФ с международными организациями или другими иностранными государствами. Он также наделен полномочиями по разработке и последующей реализации политики в сфере международных отношений, а гражданам МИД оказывает целый ряд государственных услуг, связанных преимущественно с получением документов, удостоверяющих личность. Свою работу Ведомство осуществляет через развитую сеть территориальных департаментов, разноуровневые представительства и подведомственные организации, которые расположены не только в РФ, но и далеко за пределами страны.
- Лавров Сергей: с 9 марта 2004 года является министром иностранных дел Российской Федерации.
- Мария Захарова: российский дипломат, директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ, с 26 декабря 2017 года. Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса. Член Коллегии Министерства иностранных дел Российской Федерации, кандидат исторических наук.
На что можно пожаловаться
В большинстве случаев заявители жалуются на работу консульств, представительств или отдельных сотрудников МИДа, которые не могут или не хотят своевременно выполнять свои должностные обязанности. Как правило, речь идет о:
- низкой квалификации специалиста, который не смог правильно подготовить документы или составил их с нарушением действующего законодательства;
- неуважительном отношении, грубости, хамстве при обслуживании;
- нерегламентированной работе представительства (например, когда по графику оно должно было работать, но по факту оказалось закрытым);
- несоблюдение установленных законом сроков выдачи документов или отказ в их предоставлении без веских на то оснований;
- бездействии сотрудников, когда для разрешения ситуации было необходимо их немедленное вмешательство;
- нарушение административного регламента исполнения консулом возложенной на него государственной функции и т. д.
Варианты обращения
Даже если заявитель находится за границей, у него не должно возникнуть проблем с подачей жалобы в Министерство иностранных дел, учитывая, что в данное Ведомство можно обратиться:
- Факсимильной связью. Если гражданин не собирается передавать дополнительные материалы, а составленная им жалоба относительно небольшого объема (на 1-2 листа печатного текста), то ее можно направить факсом на номер (+7) 499-244-34-48. Полученные таким способом документы обладают той же юридической силой, что и переданные по почте, поэтому регистрируются как входящая корреспонденция в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Чтобы убедиться в том, что факс принят специализированным отделом по работе с поступившими обращениями, можно позвонить по телефону (+7) 499-244-12-83.
- На адрес ministry@mid.ru, который предназначен для приема жалоб от граждан по Интернету. При этом полученные претензии сначала распечатываются на бумаге, а потом регистрируются и рассматриваются на общих условиях, предусмотренных действующим законом.
- По почте.
- В приемную МИД.
- Через электронную приемную.
Получить более детальную информацию о порядке подачи жалоб, утвержденных сроках их рассмотрения, а также ознакомиться с действующим графиком работы Министерства иностранных дел можно в справочной службе, куда следует обратиться по телефону (+7) 499-244-16-06. В консульский департамент можно позвонить на телефонный номер (+7) 499-244-45-81.
По почте
Чтобы подать жалобу в МИД, можно воспользоваться услугами Почты России, что актуально даже в том случае, если заявитель находится за пределами страны и хочет пожаловаться на действия сотрудников консульства, размещенного на территории другого государства. Для этого необходимо будет составить претензию в письменном виде, что можно сделать по образцу и направить ее по адресу: 119200, Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34.
Чтобы в рассмотрении претензии не было отказано, заявитель должен указать свои персональные данные и четко сформулировать, какие действия сотрудников Министерства иностранных дел явно противоречат нормам действующего законодательства (предпочтительно в тексте дать ссылки на соответствующие законодательные акты, что ускорит процедуру рассмотрения и принятия решения). Для подтверждения указанной информации можно в качестве приложений передать Ведомству другие материалы, составив их точную опись (лучше подать нотариально заверенные копии, чтобы не допустить потери важных документов). Но при этом следует четко соблюдать требования Почты России о максимальном весе корреспонденции, иначе отправленная жалоба так и не дойдет до адресата.
Претензии, полученные по почте, сначала поступают в отдел экспедиции Министерства иностранных дел, который в течение одного рабочего дня передает их в Приемную для регистрации и дальнейшего рассмотрения.
На письменное обращение, полученное почтовым отправлением, МИД может дать ответ на электронный или почтовый адрес (в зависимости от того, какую контактную информацию указал заявитель). Если такие сведения в тексте отсутствуют, то Ведомство может отказать в ее рассмотрении.
Если гражданин находится в РФ, то ему лучше направить претензию и пакет документов письмом с уведомлением (такую корреспонденцию можно отправить в любом территориальном подразделении Почты России). После получения жалобы заявителю поступит соответствующее информационное сообщение, что будет являться подтверждением факта ее принятия.
В тексте претензии не лишним будет указать свой контактный номер телефона, что не является обязательным требованием правильного составления такого документа. Но это во многом упростит задачу сотруднику Министерства иностранных дел, если ему необходимо будет срочно связаться с заявителем, чтобы помочь в решении текущей проблемы, или потребуется дополнительная информация для анализа сложившейся ситуации.
В приемную МИД
Если гражданин хочет лично подать жалобу в Министерство иностранных дел, то у него не будет проблем с реализацией такого права, учитывая, что в Москве в районе станции метро «Смоленская» в Денежном переулке, д. 19 открыта общественная приемная, где принимают посетителей без предварительной записи при условии предъявления документа, удостоверяющего личность.
Прием проводят уполномоченные сотрудники МИДа в соответствии с утвержденным графиком работы отдела: с понедельника по четверг с 10.00 до 12.00 и с 15.00 до 17.00, а в пятницу — до 16.30.
Исходя из текущих обстоятельств, заявитель может ограничиться только устой жалобой, что не запрещено действующим законом (в этом случае сотрудник самостоятельно заполняет карточку личного приема). Но если ситуация требует немедленного вмешательства Министерства, лучше подать письменную претензию, составленную в двух экземплярах (при этом один документ сразу же возвращается посетителю с отметкой о его принятии). Кроме того, сотрудник МИДа может проконсультировать относительно законности претензий гражданина, предоставить ему дополнительную информации по вопросу или указать на ошибки в тексте претензии, что может стать основанием для отказа в ее рассмотрении. В этом случае он вправе повторно обратиться в приемную, исправив недочеты в жалобе, после чего она будет принята для дальнейшего разбирательства.
Сотрудник приемной Министерства иностранных дел может сразу же дать ответ по сути обращения, если для этого не требуется более детальный анализ изложенных фактов, получение альтернативных данных из других источников и дополнительная проверка предоставленных сведений (для получения дополнительных материалов Ведомство даже может подавать запросы в другие госучреждения). Но заявитель вправе отказаться от получения устного ответа и потребовать, чтобы он был продублирован в письменном виде.
Подать претензию можно как в Центральный аппарат, так и в подразделение своего региона. Ознакомиться со списком лиц, ответственных за данный вид работы, www.mid.ru/spisok_otvetstvennyh_lic, где также можно получить контактную информацию для направления письменной жалобы.
Электронная приемная
На сайте Министерства иностранных дел РФ можно свободно зарегистрироваться в онлайн системе и получить доступ в свой персональный кабинет lk.mid.ru/index.php?he4u=image&pIm=V_oiR, заполнив небольшую электронную форму. Предварительно необходимо будет ознакомиться с несколькими документами, регулирующими работу МИДа, и подтвердить свое согласие на передачу и обработку личных данных.
Наличие доступа в персональный кабинет не является обязательным условием для подачи онлайн жалобы. Но в этом случае после авторизации в своей учетной записи пользователь сможет отслеживать порядок рассмотрения поданного обращения и оперативно получить информацию о принятом решении.
Если заявитель хочет обратиться в Ведомство без регистрации на сайте, то ему стоит сразу же перейти в электронную приемную и заполнить предложенную форму.
В поданной по Интернету жалобе должна быть указана такая информация:
- фамилия и имя;
- адрес почты (электронный или почтовый, актуальный на момент обращения);
- суть проблемы, для чего следует воспользоваться предназначенным для этого полем формы (при этом, учитывая, что объем текста не должен превышать 2 тыс. знаков, стоит максимально сжато описать, что стало основанием для подачи обращения в Министерство иностранных дел).
В случае необходимости можно приложить к форме электронные файлы объемом не более 20 Мб (дополнительные материалы, фотографии, видеосъемка или другие документы, которые могут быть использованы для рассмотрения жалобы). Если пользователь не сможет прикрепить файл к онлайн претензии (например, он будет слишком большого объема или неподходящего формата), его можно будет направить в Ведомство любым другим подходящим для этого способом (например, по почте).
Если онлайн форма была заполнена в соответствии с требованиями системы, то после ее отправки пользователь получит информационное сообщение о направлении претензии в Приемную МИДа (без указания регистрационного номера, что усложнит процедуру ее отслеживания). Ответ по результату рассмотрения ему будет направлен на электронный адрес или почтовым отправлением.
Законодательная база
При обращении в Министерство иностранных дел РФ следует руководствоваться следующими законодательными актами:
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02.05.2006г. (ред. от 27.11.2017).
- Приказ от 26 апреля 2012 г. N 6199 «Об утверждении административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок».
- Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Гражданский Кодекс РФ N 14-ФЗ от 26.01.1996г. (ред. от 28.03.2017).
- Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденная приказом МИД России от 05.06.2007 N 8190 (зарегистрирована в Минюсте России 11.07.2007, регистрационный N 9792).