Воровство контента – реальная проблема для владельцев сайтов. Из-за него развивающиеся электронные ресурсы могут терять позиции в поисковых выдачах, блокироваться и лишаться потенциальной целевой аудитории.
Так можно ли найти управу на недобросовестных плагиаторов, и какими официальными документами следует руководствоваться в таких случаях? Чтобы восстановить справедливость, понадобится сделать несложную вещь – написать на нарушителя жалобу.
Что говорит закон
Воровство контента расценивается российским законодательством как серьезное преступление. Оно регулируется сразу рядом документов: во-первых, ст. 146 Уголовного кодекса. Здесь сказано, что ответственность плагиатора, своими действиями причинившего ущерб правообладателю, может быть разной. Она зависит от тяжести деяния и сопровождающих его условий.
При простом присвоении авторства (отсутствии ссылок, адресов, имен авторов или соавторов и пр.) вор понесет одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 146):
- взыскание до 200 000 рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев;
- обязательные работы на срок 480 часов;
- исправительные работы на срок до 1 года;
- заключение под стражу на полгода.
Если же злоумышленник целенаправленно совершит с авторскими объектами какие-либо манипуляции (опубликует, распространит, использует их для продажи и получения выгоды и пр.), то ему придется столкнуться с другими вариантами развития событий (ч. 2 ст. 146):
- взыскание до 200 000 рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев;
- обязательные работы на срок до 480 часов;
- исправительные или принудительные работы на срок до 2 лет;
- арест на срок до 2 лет.
Отягчающие обстоятельства для ч. 2 указываются далее – это преступление, совершенное коллективно и организованно, в особо крупном размере или гражданином, воспользовавшимся своим служебным положением. За это можно получить штраф в 500 000 рублей или в размере заработной платы осужденного за 3 года. Однако если денежная санкция здесь накладывается не всегда, то провести время на принудительных работах (до 5 лет) или за решеткой (до 6 лет) все же придется обязательно.
Воровство контента связано и с Гражданским кодексом РФ, в особенности со статьями 1252 и 1301. В первой говорится, что правообладатель может обратиться к гражданскому (в случае с юридическими лицами и ИП – к арбитражному) судопроизводству за возмещением убытков или компенсацией, а также добиться изъятия из оборота материальных носителей злоумышленника и запрета на ведение им деятельности в информационно-телекомуникационном пространстве. Во второй статье указываются суммы, выплаты которых потерпевший способен потребовать в своем иске, – это:
- от 10 000 до 5 000 000 рублей, причем конечная цифра будет определена судьей;
- стоимость контента в 2-кратном размере;
- стоимость на право использование контента в 2-кратном размере, если продажа такового практикуется владельцем сайта в обычной жизни.
Нарушитель рискует столкнуться и с административной ответственностью по ст. 7.12 КоАП РФ, выражающейся в возможной конфискации материалов и оборудования, а также штрафе:
- от 1500 до 2000 рублей для физических лиц;
- от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц;
- от 30 000 до 40 000 рублей для компаний и организаций.
Такие существенные виды наказаний предусматриваются законом потому, что воровство цифрового содержимого нарушает фундаментальную статью Конституции РФ №44. Она провозглашает гарантию охраны интеллектуальной собственности, свободы творчества, а значит – и защиты этих сегментов от недобросовестной конкуренции.
Хостеры
В первую очередь владельцу ресурса следует попробовать обратиться к нарушителю напрямую через форму обратной связи, которая сегодня существует практически у всех страниц в Сети. Подойдут и обычные контактные данные, ссылки на профили или группы в социальных сетях. Письмо, которое придет на почту администратору, или поможет разрешить вопрос полюбовно, или станет еще одним доказательством вины вора в том случае, если останется проигнорировано.
Следующий вариант – это обращение к хостинг-провайдеру, или «хостеру», который является первой инстанцией, способной воззвать к благоразумию плагиатора. Дело заключается в том, что именно хостеры предоставляют владельцам сайтов места на своих серверах, а, значит, и делают их видимыми для всех пользователей в Интернете на круглосуточной основе.
Чтобы точно определить, какой хостинг обслуживает ресурс плагиатора, необходимо воспользоваться «WHOIS-сервисом» (www.whois-service.ru). В расположенную на главной странице строку необходимо вставить ссылку на сайт, после чего в открывшемся окне найти пункт под названием «nserver». По указанному здесь имени DNS-сервера в поисковой системе легко можно будет отследить, какая компания занимается его предоставлением. После этого останется только перейти на ее сайт, написать жалобу в свободной форме и сопроводить его имеющимися на руках фактами, доказывающими воровство контента.
Однако нередко хостинг-организации отказываются заниматься разрешением подобных вопросов, ссылаясь на отсутствие права решать, какой сайт – первоисточник, а какой – плагиат. Они могут потребовать распоряжения от правоохранительных органов или суда только для того, чтобы фактически не потерять клиента и его средства. В таком случае можно смело двигаться в следующие «инстанции» – поисковые системы.
Конечно, поисковых систем в Интернете существует множество. Однако в России наиболее распространенными и популярными считаются «Яндекс» и «Google», поэтому процедура по подаче жалобы будет рассмотрена именно на их примере. При желании написать претензию можно и в администрации других поисковиков. Главное – это предварительно позаботиться об обоснованности и доказуемости предъявляемых обвинений.
При работе с «Google» понадобится найти в строке поиска специальный пользовательский ресурс, называющийся «Инструменты для вебмастеров Google», и зарегистрироваться или авторизоваться на нем. Сюда владельцем добавляется свой сайт. После этого следует перейти на страницу поддержки www.google.com/webmasters/tools/dmca-dashboard, которая предназначена как раз для удаления материалов, нарушающих авторские права, и нажать на кнопку «Создать новое заявление». После ознакомления с основными положениями потребуется заполнить поля:
- имя;
- фамилия;
- наименование фирмы (опционально);
- от лица кого подается претензия (выбрать);
- адрес электронной почты;
- страна/регион.
Далее идут 3 окна. В первом в текстовой форме описывается, какой именно контент был сворован (фотографии, статьи, изданные в Интернете произведения и пр.). Во втором – размещается ссылка (или ссылки), которая ведет на сайт потерпевшего и позволяет увидеть оригинальный объект интеллектуальной собственности. В третьем окне прикрепляется аналогичная ссылка, но уже ведущая на ресурс нарушителя. Если их несколько, используется находящаяся внизу кнопка «Прикрепить новую группу», и все они добавляются поочередно – только так руководство сможет понять, что именно нужно удалить из поисковика. Необходимые пояснения и примеры администрация закрепила прямо над пустыми полями, поэтому к ним будет легко обратиться в случае затруднения.
После этого нужно проставить 3 флажка рядом с положениями, регламентирующими заключаемое соглашение, а также не забыть о подписи, дате и вводе «капчи». Готово! Пока жалоба будет находиться на рассмотрении, рядом с добавленным владельцем сайтом в «Инструментах для вебмастеров Google» будет стоять пометка «отложенные URL». Спустя 3-10 дней претензию рассмотрят и вынесут по ней вердикт, а статус URL сменится на «подтвержденный» или «отклоненный». На электронную почту также может прийти уточняющее и разъясняющее письмо, поэтому ее понадобится время от времени проверять.
В целом руководство «Google» славится оперативными откликами и жесткими мерами пресечения нарушений – плагиатор рискует потерять не только сворованные материалы, но и весь свой сайт.
Яндекс
В случае с «Яндексом» все оказывается более размыто. На странице yandex.ru/support/abuse/troubleshooting/, где должна иметься возможность сообщить администрации о любом сетевом нарушении, написать жалобу о воровстве контента можно, но не для каждой категории. Ориентироваться следует на разделы «Музыка» и «Коллекции», ведь здесь такая возможность присутствует.
Поля, хотя и имеют некоторые различия, заполняются стандартно – персональные данные, прикрепление соответствующих ссылок, описание инцидента… Если категория не предусматривает подачи претензии, – например, в разделе «Картинки» «Яндекс» начинает ссылаться на то, что он не «контролирует содержание найденных страниц и не отвечает за него», – владелец может попробовать обратиться к администрации:
- через форму обратной связи во вкладке «Предложения и пожелания» (yandex.ru/support/search/troubleshooting/wish.html);
- по факсу 8 (495) 739-70-70;
- по телефонам 8 (495) 739-70-00, 8 (800) 250-96-39, 8 (495) 974-35-81.
Образец написания
Т.к. большинство претензий о воровстве контента подаются через Интернет, под строгое регламентирование они не попадают. Однако в таких жалобах все равно следует придерживаться делового стиля общения, который позволит емко, но четко изложить причину недовольства. В качестве примера может быть взята претензия пострадавшего гражданина хостинг-провайдеру с просьбой проконтролировать незаконное размещение плагиата.
Суд
Если вышеперечисленные способы не принесут результата, гражданину останется обратиться в последнюю инстанцию – районный (он же городской) суд. Составить исковую жалобу понадобится в официально-деловом формате точно так же, как и все заявления, которые направляются в это государственное учреждение. Потребуется указать персональные данные, письменно перечислить Интернет-адреса оригинальных и сворованных объектов, кратко, но точно описать суть нарушения, привести ссылки на нормативно-правовые акты и перечислить собственные требования.
Если прошение истца окажется удовлетворено и судья постановит не только возместить ущерб, но и заблокировать материалы или целый ресурс плагиатора, с этим решением владелец сайта сможет обратиться туда, куда пожелает. Его требование должны будут в неукоснительном порядке исполнить и вышеупомянутые хостеры, и администраторы «Google», «Яндекс» и других поисковиков, и даже представители «Роскомнадзора» в том случае, если дело:
- рассматривалось в Московском городском суде;
- не касалось воровства фотографических и других, аналогичных им, произведений.
Для подачи заявления в «Роскомнадзор» пользователю потребуется иметь авторизацию в «Единой системе идентификации и аутентификации» (ЕСИА).
Как защитить контент на сайте: видео
Нормативно-правовые акты
Защита интеллектуальной собственности, к которой относится и контент с различных онлайн-ресурсов, регулируется следующими документами:
- Конституция РФ, ст. 44.
- УК РФ, ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав».
- ГК РФ, часть 4 (ст. 1252 «Защита исключительных прав», ст. 1301 «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение» и др.).
- КоАП РФ, ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав».
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ
- Положения учредительной Конвенции ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) от 14.07.1967.