Дома престарелых – это специализированные учреждения, где на полном государственном обеспечении проживают инвалиды и пенсионеры. Они вправе рассчитывать на уход, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий и оказание медицинской помощи, что предусмотрено действующим законодательством. В домах престарелых должны быть созданы адекватные условия для проживания постояльцев, которые относятся к социально защищенным слоям населения. Но они часто недовольны низким качеством услуг и регулярно сталкиваются с нарушением закона, что недопустимо в таких учреждениях. Оказавшись в подобной ситуации, не стоит игнорировать несоблюдение прав социально уязвимых категорий лиц. Необходимо пожаловаться на действия администрации в надзорный орган или обратиться в суд.
На что можно пожаловаться
Граждане, которые находятся на социальном обслуживании в домах престарелых, вправе рассчитывать на социальную адаптацию, соблюдение религиозных канонов, уход и медико-санитарную помощь. Несмотря на это, постояльцы часто жалуются на:
- непредоставление медицинской или стоматологической помощи;
- неуважительное и негуманное отношение работников учреждения;
- побои, физическое насилие;
- отсутствие кружков и организации досуга;
- денежные поборы и вымогательство;
- отказ принять на проживание нового постояльца по выданной госорганом путевке;
- несоответствие жилых помещений санитарно-гигиеническим требованиям;
- низкое качество питания;
- незаконное удержание, лишение свободы и т. д.
Куда можно пожаловаться
Если в доме престарелых нарушают закон или права проживающих там пенсионеров/инвалидов, необходимо пожаловаться в надзорный орган. Чтобы правильно определить получателя документа, следует исходить из проблематики жалобы. В зависимости от ситуации можно обратиться в такие инстанции:
- Управление социальной защиты населения. Нарушение прав постояльцев, недолжное исполнение соцработниками профессиональных обязанностей, низкое качество услуг или плохое питание – это повод обратиться в Управление соцзащиты населения. Это лучше сделать в письменном виде, подробно описав сложившуюся ситуацию.
- Полиция. Если постоялец столкнулся с жестоким обращением, вымогательством, угрозами или физическим насилием, он может обратиться в правоохранительные органы. Сообщить о совершенном правонарушении и вызвать наряд полиции можно по телефону. Сотрудники правоохранительных органов обязаны зафиксировать факт обращения и принять жалобу на действия администрации или отдельных сотрудников учреждения. Впоследствии этот документ можно использовать для обращения в Прокуратуру или суд.
- Прокуратура. В данный надзорный орган гражданин может пожаловаться на неоказание медицинской помощи, вымогательство, побои, мошенничество, нарушение прав человека или незаконное ограничение свободы. Заявление следует подать в территориальное подразделение по месту нахождения учреждения. Если полученный ответ не удовлетворит заявителя или в рассмотрении жалобы будет отказано, он может обратиться в Генпрокуратуру.
- Суд. Обжаловать решение об отказе принять постояльца, добиться получения моральной или материальной компенсации причиненного ущерба можно только в судебном порядке. Но учитывая, что это сложный и длительный процесс, сначала стоит попробовать договориться с руководством учреждения о мирном урегулировании конфликта.
- Роспотребнадзор. Если жилые помещения, в которых проживают пенсионеры, не соответствуют санитарным требованиям, а администрация отказывается проводить дезинсекцию или дезинфекцию, необходимо пожаловаться в Роспотребнадзор. В данное Ведомство можно обратиться и в том случае, если при оказании услуг частный центр нарушил права потребителя или условия заключенного договора.
Порядок обжалования
Проживающие в домах престарелых лица редко отстаивают свои права, так как боятся мести работников или не знают, как это правильно сделать. Они годами терпят унижения и оскорбления, проживают в неблагоприятных условиях, плохо питаются и не имеют полноценного доступа к медицинским услугам. Но подача жалобы — это единственная возможность пресечь нарушение закона, гражданских и потребительских прав. А, чтобы это правильно сделать, необходимо придерживаться определенной последовательности в своих действиях. Для этого следует:
- Собрать доказательную базу. Если жалоба не будет подкреплена документами или материалами (фотографиями, видеосъемкой и т. д.), указывающими на нарушение закона, заявитель не сможет отстоять свои права и интересы. В связи с этим сначала следует позаботиться о формировании доказательной базы или найти свидетелей. Чем больше документов и материалов гражданин сможет собрать для надзорного органа, тем выше вероятность удовлетворения его требований.
- Обратиться к администрации учреждения. Если речь не идет о серьезном правонарушении, сначала стоит подать жалобу директору дома престарелых. Это важно сделать в письменном виде, чтобы документ был зарегистрирован в системе учета. Если администрация будет уклоняться от принятия жалобы, ее придется отправить по почте письмом с уведомлением. Если администрация откажет в удовлетворении требований или не предоставит ответ, гражданин должен будет обратиться в надзорный орган.
- Подать жалобу в надзорный орган. Чтобы обращение не потерялось, и было принято к рассмотрению, его следует составить в письменном виде, четко сформулировав суть претензии. К нему стоит приложить копию жалобы, которая была подана администрации дома престарелых, или полученный ответ. Если заявитель не укажет, что ранее он пытался решить проблему без вмешательства надзорного органа, ему могут отказать в рассмотрении претензии, порекомендовав сначала обратиться к руководству учреждения.
- Суд. Если заявитель хочет получить денежную компенсацию причиненного ущерба или считает, что надзорный орган, к которому он обращался, незаконно отказал в удовлетворении выдвинутых требований, ему придется подать иск в суд. Но учитывая, что судебное разбирательство – это сложный процесс, юридическое сопровождение дела лучше доверить грамотному юристу.
Срок рассмотрения жалобы – не более 30-ти календарных дней.
Как составить жалобу
Чтобы надзорный орган отреагировал на обращение и инициировал проверку деятельности учреждения, важно правильно составить жалобу с учетом требований и норм действующего законодательства. Документ можно составить в свободной форме, указав следующую информацию:
- наименование получателя (жалобу можно адресовать госоргану или определенному должностному лицу);
- данные заявителя (ФИО, адрес, контактный номер телефона);
- сведения об учреждении (название, адрес);
- в чем выражено нарушение закона (описать обстоятельства инцидента, указать, как часто это происходит, какие сотрудники причастны к правонарушению и т. д.);
- была ли попытка урегулировать вопрос с руководством учреждения, какой ответ был получен;
- ссылки на законодательные акты и нормативные документы, которыми руководствуется заявитель;
- перечень требований (провести проверку, привлечь к ответственности и т. д.);
- список приложений;
- дата, подпись.
Скачать образец жалобы на дом престарелых в органы соцзащиты
Вопрос-ответ
Вопрос: Родственница уже несколько лет находится в доме престарелых. Ей принадлежит недвижимость – жилой дом, в котором проживают ее наследники. Они по определенным причинам не участвуют в жизни родственницы. Администрация утверждает, что если они не будут ее проведывать, дом в случае смерти перейдет в наследство госучреждению. Как можно этому помешать и куда пожаловаться?
Ответ: Если родственница не признана недееспособной, она может самостоятельно определить наследника. И не исключено, что это будет государственное учреждение. Помешать этому нет никакой возможности, но впоследствии можно будет попробовать оспорить завещание в судебном порядке. По умолчанию недвижимость (как и любое другое имущество) не может перейти дому престарелых.
Вопрос: Столкнулись с проблемами при попытке поместить одинокую дальнюю родственницу в дом престарелых. Собрали все необходимые справки, прошли медицинское обследовании, но в итоге в ее принятии на проживание нам отказали. Куда можно в этом случае пожаловаться?
Ответ: Сначала получите ответ с указанием причины отказа. Законом четко обозначен перечень оснований для принятия такого решения (в частности, состояние здоровья, медицинские противопоказания и т. д.). Если проблема состоит в неправильно оформленных документах, просто исправьте ошибки и повторно обратитесь за социальной помощью. Если есть основания полагать, что был нарушен закон – решение можно обжаловать в судебном порядке.
Вопрос: Орган соцзащиты отказал в помещении пенсионера в дом престарелых (по его желанию), сославшись на наличие ранее заключенного договора пожизненной ренты. Требуют расторгнуть договор ренты. Правомерны ли такие действия и куда можно обратиться с жалобой?
Ответ: В профильном законе, регулирующем порядок предоставления социальной помощи, нет нормы, согласно которой для ее получения у пенсионера не должно быть договора пожизненной ренты. Соответственно, отказ в этом случае неправомерен. Чтобы его обжаловать, придется обратиться в суд.
Вопрос: Месяц назад на время отпуска дееспособный и здоровый человек пенсионного возраста (дедушка) был помещен в платный дом престарелых на три недели. Через неделю из-за претензий его родной дочери пришлось забрать его домой раньше срока. Но из учреждения домой нам был доставлен лежачий больной. Учитывая его состояние, были вынуждены обратиться в больницу. По результатам обследования было диагностировано воспаление легких, пролежни и синяки 5-ти дневной давности. Можно ли в такой ситуации привлечь администрацию к ответственности?
Ответ: В таком случае следует немедленно пожаловаться на действия работников частного учреждения в полицию, руководствуясь ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному). Дополнительно можно подать заявления в прокуратуру. Если учреждение платное и был заключен договор об оказании услуг по уходу за родственником, то речь также идет о нарушении прав потребителей (ст. 15 Закона). С учетом этого обстоятельства можно потребовать вернуть ранее внесенную оплату или даже добиться получения денежной компенсации причиненного морального ущерба.
Вопрос: Родственница проживает в государственном доме престарелых, которому ежемесячно с ее пенсии перечисляется 75%. Но администрация стала удерживать еще дополнительную плату за якобы предоставление социальных услуг. Это не противоречит закону?
Ответ: Подобные действия администрации – это прямое нарушение законодательства. Необходимо обратиться с жалобой в прокуратуру, описать ситуацию и приложить копию выписки из банка о списаниях с карточного счета.
Видео: В доме престарелых выявлены массовые нарушения
Законодательная база
Чтобы правильно составить и подать жалобу, следует опираться на такие законодательные акты:
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. 11.06.2021).
- Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021).
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021).