Грубость со стороны кондуктора общественного транспорта может испортить настроение на оставшийся день. А если он высадил пассажира из автобуса за неоплаченный проезд или ударил? Есть законные способы пожаловаться на сотрудника. Сейчас вы узнаете какие.

На что жалуются

Часто конфликты приводят к тому, что кондуктор высаживает пассажира. Причины разные: пассажир не может найти проездной билет или у кондуктора нет сдачи.


Пример. В январе 2020 года житель Самары пожаловался на неподобающее поведение кондуктора. По словам мужчины, его 17-летняя дочь оплатила проезд с помощью банковской карты, а билет положила в сумку. Через несколько остановок кондуктор попросила предъявить билет, но девочка не смогла найти его. На пассажирку посыпались оскорбления. Другие пассажиры заступились за школьницу — якобы предложили еще раз оплатить проезд. Но безрезультатно, девочку всё равно высадили между остановками. Вся в слезах и грязи она шла по полю, переживая за свою безопасность. Дома в спокойной обстановке она нашла билет в сумке. Отец девочки обратился к перевозчику, который дал разъяснения: «Кондуктора с рейса сняли. Идёт служебное расследование».


Другой пример. А вот в Красноярске кондуктор сначала высадил пассажиров, у которых не было наличных. Причина — не работала система оплаты транспортными картами. А на следующей остановке высадил всех пассажиров. Граждане возмутились, но кондуктор был непоколебим и ответил, что автобус дальше не поедет. Деньги пассажирам не вернули. Городской департамент транспорта обещал провести проверку, а кондуктору выпишут штраф.

Кстати, отсутствие сдачи у кондуктора — не повод высаживать человека. Это незаконно. Об этом говорит статья 37 закона «О защите прав потребителей». Пассажир готов оплатить проезд и не отказывается, а отсутствие мелких купюр у кондуктора — не его проблема.

Пример. В Рязани в декабре 2022 года кондуктор высадил 12-летнего ребенка, потому что не нашел сдачи. Девочка дала тысячу рублей. О ситуации сообщил анонимный свидетель в соцсетях. И еще добавил слова кондуктора, которые он озвучил ребенку: «Совсем мозгов у родителей нет давать такие деньги на проезд, с такими купюрами заходить в транспорт». Позднее прокуратура заинтересовалась делом и решила проверить информацию.


Иногда кондукторы и пассажиры спорят из-за проездных.

В декабре 2022 года в Ижевске ребенка высадили из-за поддельного проездного. Таким его посчитал кондуктор. Она отобрала документ и выгнала несовершеннолетнюю девочку из автобуса. Родители заявили, что проездной настоящий и обратились с жалобой в администрацию города. Они были возмущены: «Кондуктор отобрала этот проездной. Разве она имеет право отбирать и высаживать ребенка? Как потом добираться пешком 5 остановок домой, причем сегодня очень холодно».


Массовые жалобы могут быстро привлечь внимание к проблеме. Так произошло в Казани в 2019 году, где только в сентябре 75 граждан отправили обращения перевозчикам. Жалоба была связана с продажей фальшивых билетов кондукторами. По итогам проверок и рейдов уволили шесть кондукторов и два водителя.

Куда жаловаться

Сначала расскажем, как составлять письменные жалобы. Их пишут по единой структуре — с шапкой документа, изложением проблемы и личной подписью. Не надо ругаться и выражаться нецензурно: такую жалобу рассматривать не будут.

Документ допустимо написать от руки. Но лучше напечатать, если отправляете почтой или отдаете лично.

Что надо указать в жалобе:

  1. Наименование госоргана или компании-перевозчика, должность и Ф.И.О. руководителя.
  2. Информацию об отправителе документа — Ф.И.О., email, телефон, адрес проживания.
  3. Наименование документа посередине — «Жалоба».
  4. Суть — опишите свою ситуацию, кто был участником конфликта и каких действий вы ждете от органа или компании, которым направлена жалоба.
  5. Приложение — прикрепите доказательства. Это могут быть фотографии, аудио- и видеозаписи, копии ответов или жалоб от других инстанций по данной ситуации.
  6. Дату и личную подпись.

Скачать образец жалобы на кондуктора

Перевозчик

В первую очередь жалуются перевозчику. Он непосредственный работодатель водителей и кондукторов и обязан контролировать их работу. Информацию о перевозчике можно найти на стендах, расположенных внутри салона транспорта. Или можно зайти на официальные страницы транспортных ведомств, которые действуют в каждом регионе.

Не стесняйтесь звонить по телефону. Устные жалобы тоже принимаются. Назовите маршрут, государственный знак автобуса и фамилию кондуктора, если получится узнать. В салонах висят видеокамеры. Назовите дату и время, когда произошел конфликт.

Если конфликт затронул нескольких пассажиров, возьмите их контакты и составьте коллективное обращение. На него отреагируют быстрее.

Пример. В июне 2023 года в Новосибирске местный житель пожаловался в социальной сети на кондуктора автобуса №39. Женщина хамила пассажирам, обзывала детей, материлась и даже дралась. Свою жалобу гражданин продублировал перевозчику.

Региональное/муниципальное ведомство

Региональное ведомство контролирует работу всех перевозчиков и общественного транспорта. Наименование органа может варьироваться в разных субъектах и городах страны: в Татарстане — это министерство транспорта и дорожного хозяйства, а в Перми — городское управление транспорта администрации Перми.

Способы связи стандартные. Можно отправить обращение через официальный сайт, позвонить на горячую линию или отправить жалобу почтой.

У москвичей есть еще одна возможность оставить жалобу — сайт «Добродел». Для этого зарегистрируйтесь, составьте обращение и дождитесь ответа. Жалобу отправят в компетентный орган.

Администрация города

С мэром города или его представителями стоит связаться, если предыдущие инстанции не реагируют. Вы можете зайти на официальный сайт администрации и выбрать удобный способ связи: написать электронное обращение или посмотреть контакты для отправки письма.

Пример ответа от городской администрации:

Ответ от горадминистрации

Роспотребнадзор

Орган рассматривает любые жалобы граждан, когда речь идет об оказании услуг — в данном случае это перевозка. Например, кондуктор не принимает безналичную оплату, не признает проездной или высаживает из транспортного средства.

На официальном сайте Роспотребнадзора можно оставить электронное обращение, а по телефону 8-800-100-00-04 пожаловаться устно. Если есть учетная запись на Госуслугах, то можно там направить жалобу.

Адрес регионального подразделения можно глянуть здесь. Информация понадобится, если захотите отправить обращение почтой или встретиться лично с сотрудником Роспотребнадзора.

Прокуратура

В прокуратуру можно жаловаться всегда, когда нарушаются права гражданина. Можно принести жалобу к зданию государственного органа и бросить в ящик «Для обращений и заявлений».

Но быстрее направить заявление из дома — через сайт.

Через сайт можно записаться на личный прием:

Запись на сайте

Суд

В суды идут, когда нужно получить компенсацию — чаще всего за вред, нанесенный здоровью. Обязательно приложите справки из больницы, фотографии и прочие доказательства. Исковое заявление сложнее, чем стандартная жалоба. Чтобы увеличить шансы выиграть дело, лучше обратиться к профессиональному юристу.

Исковое заявление можно принести лично в суд или отправить почтой. Иногда используют официальный сайт суда, если такая возможность есть.


Пример. Конфликтные ситуации возникали в ковидные времена — то QR-кода нет у пассажира, то кондуктор неправильно носит маску.  В Казани в ноябре 2021 года мужчина пожаловался на кондуктора и водителя, которые избили его. Всё началось с того, что мужчина зашел в автобус, а кондуктор потребовал QR-код, которого у пассажира не оказалось. Споры ни к чему не привели, и мужчина вышел из автобуса. Но кондуктор затащил его обратно, и в ответ пассажир прыснул перцовый баллончик. После этого к кондуктору присоединился водитель: вместе они скрутили мужчину, выпроводили других пассажиров и заблокировали двери. Пострадавший сумел выскочить в окно автобуса, но кондуктор с водителем его догнали и снова повалили на землю. Гражданин написал заявление в правоохранительные органы, а потом обратился в суд с требованием компенсации.


Вы можете обратиться за помощью в составлении жалоб к нашим юристам. Они проконсультируют вас и помогут с формулировками. Общение ведем в чате на сайте или по телефону.