У каждого вида пособия свой порядок и условия назначения. Не выплачивать или задерживать оплату могут по ограниченному количеству причин. Например, когда уполномоченные органы долго перечисляют бюджетные деньги или работодатель не передал документы. Заметим, что с 2021 года все выплаты переводятся напрямую из фонда, а не от работодателя.

В идеале пособие должно поступить в течение 10 дней после его назначения. На деле еще и постоянные нововведения вводят в заблуждение всех участников: и родителей, и сотрудников органов, которые назначают пособия. Мы приведем перечень инстанций, куда нужно обращаться, если были нарушены ваши права.

С 1 января 2023 года Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ объединили в Социальный фонд России (сокращенно — СФР). Именно он ответственен за перечисление пособий.

Процесс согласования выплат

Хотя гражданин получает деньги от фонда, документы и заявление он также отдает работодателю, а тот принимает их и отправляет в СФР. Специалисты фонда рассматривают документы и принимают решение о назначении выплат. Если работодатель совершил ошибку или неверно подал документы, фонд его известит об этом. После исправления бумаги снова направляются в СФР.

Вина в задержке выплат может быть и со стороны фонда, если сотрудники рассматривают документы несвоевременно или не направляют извещение о выявленных ошибках. Нередко сотрудники СФР учитывают имущество, которого у семьи нет в собственности. Если, например, второй автомобиль давно продан, а фонд зачел, что у семьи два транспортных средства. Или если в общий доход включили компенсации от государств — отказ в выплате детского пособия будет тоже неправомерным.

СФР занимается выплатами только трудоустроенным гражданам. В органы социальной защиты населения, которые тоже уполномочены переводить денежные средства, обращаются безработные и малоимущие работающие.

Куда жаловаться

Унифицированного шаблона для претензий не существует, однако в ней должна содержаться подробная информация о ситуации. Обычно текст жалобы разбивают на блоки.

Что нужно указать:

  • данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон) и информацию о должностном лице, которому направлена претензия;
  • суть жалобы — опишите возникшую ситуацию;
  • требования — можно ссылаться на законодательные акты, нормы которых были нарушены;
  • приложение — список документов, прикрепленных к жалобе (копии ответов от других государственных органов и документы, подтверждающие право на получение пособия);
  • дату составления документа и подпись заявителя.
Стандартный срок рассмотрения обращений, поданных в государственные инстанции — 30 дней. В течение этого периода вам должен прийти ответ.

Работодатель

Первым делом стоит обратиться к работодателю и узнать, не забыл ли он подать документы и не присылал ли фонд извещение об ошибках. На этом этапе может выясниться, что кадровик/бухгалтер действительно забыл отправить бумаги или не сообщил об ответе из СФР. Если это так, то вопрос решится быстро.

Орган социальной защиты

В заявлении укажите перечень всех пособий, которые оформляли и дату, когда подавали документы. Потребуйте ответ, в котором напишут причину отказа или сроки, когда деньги переведут.

Как подать заявление:

  • при личном посещении организации по месту проживания;
  • заказным письмом с уведомлением;
  • через онлайн-форму на сайте регионального подразделения, если она есть.

Социальный фонд России (СФР)

Сюда необходимо идти, когда работодатель отправил документы, а фонд не ответил, и деньги не поступили на счет. Или в случае, когда извещение было, но недочеты исправили, а выплат всё равно нет.

Первым делом — можно связаться с фондом через колл-центр и оговорить ситуацию. Номер телефона — 8-800-10-000-01.

Как обратиться с официальным заявлением:

Электронное обращение


Пример. В марте 2023 года жители Новосибирска массово возмущались отсутствием выплат. При этом не смогли связаться с сотрудниками фонда по телефону. СФР дал комментарий и успокоил, что теперь денежные выплаты переводятся за прошедший месяц, т.е. плату за март необходимо ждать в апреле.


Государственная инспекция труда

В инспекцию можно жаловаться, если проблема в работодателе. Например, он не выполняет свои обязанности по передаче документов в СФР или делает это ненадлежащим образом.

Способы связи с трудовой инспекцией:

  • направить претензию в электронной форме — на сайте Онлайн-инспекции.рф или Роструда;
  • составить письмо и отправить на почтовый адрес территориального органа — список адресов вы найдете здесь.

Прокуратура

Самый быстрый способ подать жалобу в прокуратуру — отправить претензию не выходя из дома. Зайдите на сайт Генеральной прокуратуры РФ. Заполните все строки с информацией и не забудьте прикрепить доказательства.

Пример заполнения претензии

На сайте также можно записаться на встречу с представителем прокуратуры — через раздел «Запись на прием».

Как еще можно направить претензию:

  • воспользоваться услугами Почты России;
  • бросить письмо в ящик «Для приема заявлений и обращений» у здания прокуратуры.

Пример. С января 2023 года выплачивают новое единовременное детское пособие, связанное с рождением и воспитанием ребенка. Были выявлены многочисленные случаи отказа в выплатах из-за отсутствия у родителей или ребенка регистрации по месту жительства в данном субъекте страны. Во многих регионах прокуроры помогли отстоять права граждан, которым неправомерно отказали в выплатах. Так, в Томской области в прокуратуру обратилось 15 семей. А в Орловской области государственный орган некорректно оценил финансовую обеспеченность главы фермерского хозяйства.


Суд

Исковое заявление можно подавать на работодателя, в соцзащиту или в СФР — в зависимости от того, кто виноват в том, что гражданин не получает выплаты. Иск должен составляться в соответствии с нормами процессуального права, поэтому лучше обратиться к профессиональному юристу.

Бывали ситуации, когда гражданам приходилось подавать в суд на банк из-за списаний денежных средств по судебному приказу. Взыскание не может затрагивать детские пособия, ведь они не принадлежат родителям. Хотя банк должен убедиться, что за средства лежат на счете должника и откуда они поступили, от ошибок никто не застрахован. Чтобы средства вернули, необходимо составлять иск.


Пример из судебной практики (Решение № 2-2731/2018 2-2731/2018~М-2506/2018 М-2506/2018 от 7 ноября 2018 г. по делу № 2-2731/2018). Гражданин подал иск против Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. Работодатель не выплатил гражданке все полагающиеся пособия. В частности она не получила единовременную выплату по рождению ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и выплату, которая полагается женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Ситуация осложнилась тем, что работодатель скончался и ИП прекратило существовать. Заявление было подано в фонд, однако он отказал в выдаче пособий, т.к. отсутствовали документальные подтверждения, что деньги не были выплачены. Суд удовлетворил требования истца о взыскании пособий в заявленном размере.


Скачать образец искового заявления в СФР при ликвидации работодателя

В некоторых случаях судебная тяжба за детское пособие происходит между бывшими супругами.

Например, в Вологодской области отца двух дочерей заставили вернуть детские пособия бывшей жене. Речь идет про президентские выплаты, которые дважды выплачивались в период пандемии — по 10 тыс. руб. на каждого ребенка, не достигшего 16 лет. Отец в жизни детей практически не присутствовал. Когда мать девочек подала заявление на выплату пособия, оказалось, что деньги уже получил отец, которые собирался тратить на себя, а не на детей. Женщина обратилась к мировому судье, который взыскал в пользу матери положенные 40 тыс. руб.


Если у вас возникли сложности с составлением претензии по поводу невыплат детских пособий, можете обратиться к нашим юристам. Вас проконсультируют и ответят на возникшие вопросы.