Рекламодатель обязан четко следовать нормам профильного законодательства при продвижении своих товаров или услуг. Но не все компании готовы играть по правилам, особенно в условиях ожесточенной конкурентной борьбы. С целью привлечения новых клиентов некоторые рекламодатели размещают объявления на фасадах домов, незаконно используют базы данных телефонных абонентов, указывают в флаерах (листовках) недостоверную информацию и используют чужие фотографии для продвижения товаров/услуг. Столкнувшись с несоблюдением норм действующего законодательства, следует немедленно обратиться в уполномоченный контролирующий орган, который проведет проверку, выпишет нарушителю штраф и обяжет его изъять рекламную продукцию.
На что можно пожаловаться
Указание недостоверных сведений, расклейка объявлений в подъездах и на столбах – это далеко не все нарушения, с которыми часто сталкиваются потребители. Реклама считается незаконной, если:
- не указано возрастное ограничение потенциальных потребителей продвигаемого товара/услуг;
- рекламные объявления размещены на самовольно установленных конструкциях и наносят вред архитектурному облику города;
- искажены культурные и исторические ценности;
- используются фотографии лиц, которые не давали своего разрешения на подобные пубилкации;
- размещены дети, в то время как речь идет о рекламе алкогольных напитков;
- оказывается прямое психологическое давление на те категории потребителей, которые легко поддаются воздействию;
- рекламный ролик транслируется дольше установленного для этого времени;
- граждан донимают бесконечными телефонными звонками и СМС сообщениями, несмотря на то, что они не давали своего согласия на получение подобной информации и т. д.
Куда можно обратиться
В зависимости от того, где была размещена реклама, и какой канал связи был использован рекламодателем для продвижения своих товаров/услуг, пожаловаться на его действия можно в следующие инстанции:
- ФАС. Данный орган уполномочен осуществлять надзор за соблюдением норм рекламного законодательства. Обратиться в Службу вправе любой гражданин, который может подтвердить обоснованность своих претензий. Документ лучше составить в письменном или электронном виде, чтобы снизить вероятность его утери. На сайте ФАС можно подать жалобу онлайн, заполнив форму https://fas.gov.ru/approaches/new.
- Роспотребнадзор. Ведомство контролирует порядок размещения конструкций, которые используются рекламодателями для продвижения товаров или услуг. Выявив такой незаконный объект, гражданин должен подать жалобу в Роспотребнадзор по телефону, на личном приеме у сотрудника, в электронном или письменном виде. В данный контрольный орган следует обратиться и в том случае, если рекламодатель незаконно использовал персональные данные. Чтобы документ был рассмотрен в самый сжатый срок, лучше пожаловаться в свое территориальное подразделение https://www.rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php.
- Местная администрация (если необходимо пожаловаться на незаконно установленный рекламный щит или расклейку объявлений).
- Прокуратура. Если в ФАС и Роспотребнадзоре проигнорировали обращение или не усмотрели в действиях рекламодателя факт нарушения закона, придется обратиться в Прокуратуру.
- Суд. Если речь идет о получении денежной компенсации причиненного морального или материального вреда, необходимо подать исковое требование в суд (например, если из-за ветра незаконно размещенный рекламный щит сорвался со столба, и упала на припаркованный автомобиль). Составить такой документ можно самостоятельно, но лучше обратиться за помощью к юристу.
По телефону (звонки, текстовая рассылка)
В соответствии со ст. 1 ФЗ-18 «О рекламе», рассылка текстовых СМС сообщений и телефонные звонки могут осуществляться только с согласия абонента. Иногда клиенты магазинов, банков, операторов связи и других компаний автоматически подписывают такие документы. Но даже при наличии согласия потребителя реклама может быть признана незаконной, если она не соответствует требованиям профильного законодательства.
Если гражданину на телефон периодически поступают звонки или СМС сообщения рекламного характера, он должен:
- Изучить договор об оказании услуг (например, об обслуживании банковской карты), если он является клиентом рекламодателя. Возможно, в документе указано, что, подписывая договор, он выражает согласие на получение рекламных сообщений (в том числе от сторонних организаций). Если гражданин не давал согласия на рассылку, следует потребовать ее прекратить, что можно сделать в устной форме.
- Если такой пункт указан в договоре обслуживания, но абоненту не нравятся поступающие звонки и СМС сообщения, он вправе в любой момент отказаться от получения рекламы (п. 6 ст. 45 ФЗ «О связи»). Согласно инструкции ФАС, для этого следует обратиться к заказчику рассылки с требованием прекратить навязчивую рекламу. Это лучше сделать в письменном виде, чтобы иметь документальное подтверждение подачи обращения рекламодателю.
- Если заказчик не отреагирует на требование прекратить рассылку или звонки, придется обратиться в ФАС. Для подтверждения факта нарушения закона можно прикрепить к составленной в письменном виде жалобе копию сообщения с экрана телефона, детализацию звонков или аудиозапись звонков.
При составлении заявления важно последовательно и лаконично описать обстоятельства, при которых был нарушен закон, с указанием необходимых сведений и контактной информации (с какого номера был осуществлен звонок, было ли получено согласие на обработку персональных данных, какие нормы закона были не соблюдены и т. д.). Документ можно составить по образцу:
В Интернете
Если реклама, размещенная в Интернете, не соответствует нормам действующего законодательства, следует зафиксировать данный факт и обратиться с жалобой в надзорный орган. Независимо от того, где рекламировался товар/услуга (в социальной сети, на сайте, на странице поиска и т. д.), при составлении документа важно указать информацию, по которой будет идентифицирован заказчик кампании. Для этой цели можно использовать:
- почтовый или электронный адрес, указанный в объявлении;
- контактный номер телефона для подачи заявки на покупку товара или услуги;
- название социальной группы, где размещена незаконная реклама;
- адрес сайта в Интернете;
- название компании, которая рекламирует свои услуги или товары без соблюдения девствующих правовых норм;
- банковские реквизиты для перечисления средств и т. д.
В подъезде, на фасаде дома, на улице
Расклейка объявлений должна осуществляться на специально отведенных для этого местах. А любая рекламная конструкция может быть установлена только после согласования с контролирующими службами. Но не все рекламодатели соблюдают эти требования и доставляют массу неудобств гражданам. Бумажные объявления портят эстетический вид домов и подъездов, а несанкционированные рекламные щиты нередко опасны для прохожих и проезжающих автомобилей.
Чтобы добиться демонтажа незаконно установленной конструкции и остановить хаотичное расклеивание объявлений, необходимо пожаловаться в контролирующий орган. Составленный в письменном виде документ должен содержать следующую информацию:
- реквизиты сторон (можно указать сразу двух получателей);
- данные для определения географического месторасположения конструкции (если нет точного почтового адреса, можно сообщить адрес ближайших объектов);
- информацию о рекламодателе (если речь идет о бумажных объявлениях, достаточно указать телефон и наименование компании);
- ссылки на законодательные нормы, которые были нарушены;
- четкий перечень требований: провести проверку, демонтировать объект, сообщить о результатах рассмотрения и т. д.
Составить жалобу можно по образцу:
Несмотря на то, что бумажные объявления нельзя клеить в подъездах, возле входных дверей, на фасадах домов и лавочках, расклейщики часто пренебрегают такими ограничениями. Став свидетелем такого факта, можно вызвать наряд полиции, который составит протолок и оштрафует нарушителя. Расклейщики объявлений не являются рекламодателями, но при выполнении такой работы они обязаны придерживаться действующих правовых норм. Впоследствии можно подать жалобу на организацию, контакты которой указаны в бумажной рекламе (она тоже понесет предусмотренную законом ответственность).
Вопрос-ответ
Вопрос: Продаю свою квартиру самостоятельно и не хочу пользоваться услугами агентств недвижимости. Но они продублировали мое объявление и теперь сами предлагают мою квартиру на разных сайтах в Интернете, причем по сниженной цене. Я подобного разрешения им не давала. Как пресечь противозаконные действия риэлторов?
Ответ: Если агентство недвижимости не хочет добровольно снять рекламу, можно обратиться в Прокуратуру. Для доказательства факта правонарушения можно использовать скрин рекламного объявления. Учитывая, что в нем указаны контактные данные, Прокуратура легко установит нарушителя.
Вопрос: Граффити на доме с информацией о товаре, который запрещено продавать в РФ, считается рекламой? Какая ответственность грозит нарушителю?
Ответ: Независимо от того, каким образом до потребителей доносится информация о продукте, любое несанкционированное распространение информации рекламного характера – это нарушение закона. В соответствии со ст. 14.3 КоАП, штраф за подобное правонарушение составляет минимум 2 тыс. руб. Но если речь идет о запрещенных товарах, нарушителю может грозить уголовная ответственность.
Вопрос: Кто выдает разрешение на размещение рекламы в многоквартирном доме? У нас появился баннер рекламного характера, но я против такого использования фасада здания. Куда мне обратиться?
Ответ: Разрешение на размещение любых рекламных конструкций в многоквартирном доме выдается консолидированным органом управления. Но это возможно только в том случае, если это решение было одобрено на общем собрании собственников. Сначала стоит уточнить, когда было такое собрание. Если вы являетесь собственником, то, возможно, его пропустили, поэтому не знаете о принятом решении. Если собрания не было, а Управляющая компания единолично приняла такое решение, следует пожаловаться в Прокуратуру.
В Сочи за незаконное размещение рекламы бизнесмены заплатят крупные штрафы
Законодательная база
При составлении жалобы следует руководствоваться такими законодательными актами:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 19.12.2004г. N 188-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
- ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. N 2202-1 (ред. от 31.07.2020).
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2008).