Согласно положениям Постановления ВС РФ N 2122-1, Пенсионный фонд России – это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, призванное выполнять функции по начислению денежных выплат гражданам, достигшим пенсионного возраста; контролю за своевременным поступлением социальных взносов от юридических лиц и т. д. Если при обращении в Фонд гражданин столкнулся с нарушением своих прав или норм действующего законодательства, он должен обратиться за защитой своих интересов в вышестоящие инстанции, особенно если незаконные действия курирующего должностного лица обернулись для него финансовыми потерями.
На что можно пожаловаться
Несмотря на то, что большая часть нареканий относительно законности действий Пенсионного фонда касается расчета начисления денежных выплат, на его специалистов гражданин может пожаловаться в том случае, если:
- с него требуют оплатить дополнительные услуги, хотя в государственном учреждении они предоставляются на бесплатной основе (это может указывать на возможную коррупцию (Читайте статью: «Как пожаловаться на коррупцию«);
- ему отказывают в исправлении ошибок или опечаток, которые были допущены в выданных документах;
- поданное им заявление было зарегистрировано с нарушением предусмотренных законом сроков (или было отказано в регистрации без веских на то оснований);
- предоставленные гражданином документы не были приняты;
- государственная услуга была предоставлена с нарушением установленных профильным законом сроков;
- уполномоченный специалист Фонда требует документы, не входящие в обязательный перечень, предусмотренный нормативно-правовыми актами.
ВНИМАНИЕ: Появилась возможность подать жалобу на ПФР на сайте Госуслуг
Куда можно обратиться
Первое, что может сделать гражданин, который столкнулся с противоправными действиями сотрудника Пенсионного фонда – это пожаловаться в управляющее региональное отделение. Такой документ можно составить в свободной форме, попросив разъяснить, почему в отношении него было принято такое решение (например, на каком основании был начислен установленный размер пенсии, какие использовались надбавки, какими законодательными актами руководствовался специалист отдела и т. д.)
Но этот вариант обжалования актуален только при условии, что урегулировать ситуацию можно без обращения в контролирующие органы, т.е. когда были выявлены мелкие нарушения или гражданин столкнулся с низким качеством обслуживания.
О правилах составления официальных претензий можно прочесть в статье «Как правильно написать жалобу»
Во всех остальных случаях можно обратиться:
- В Администрацию Президента.
- Прокуратуру.
- Суд.
Администрация Президента РФ
Одна из возможностей повлиять на работу сотрудников Пенсионного фонда, не переводя конфликт в юридическую плоскость – это подать жалобу в Администрацию Президента. Такой способ может оказаться действенным, если должностное лицо учреждения превышает свои полномочия и не соблюдает закон, что заявитель может подтвердить имеющимися у него фактами. Это можно сделать:
- Почтовым отправлением, направив письмо с уведомлением по адресу 103132, г. Москва, ул. Ильинка, д. 23. Помимо документа, где гражданин должен точно и полно описать ситуацию и указать на нарушения сотрудников учреждения, таким образом можно передать дополнительные материалы, которые будут подтверждать изложенные факты и обстоятельства.
- Онлайн на сайте Администрации.
- На личном приеме, который проводят уполномоченные должностные лица по Федеральным округам.
- Через электронную приемную, воспользовавшись любым терминалом (как правило, их устанавливают в органах местного самоуправления). Получить информацию о месторасположении такого устройства и порядке использования можно на официальном сайте Кремля letters.kremlin.ru.
Онлайн на сайте
На сайте Администрации Президента можно не только сообщить о нарушениях и ошибках, которые допустили сотрудники Пенсионного фонда, но и передать информацию о коррупции, выбрав соответствующий раздел на странице letters.kremlin.ru.
Для подачи жалобы важно должным образом заполнить форму, указав такие сведения:
- кто является получателем электронного документа (в меню необходимо отметить «Приемная Администрации Президента РФ»);
- каким способом заявитель хочет получить ответ (почтовым или электронным письмом);
- персональные данные и адрес регистрации;
- социальный статус (если пользователь является пенсионером, то надо будет выбрать один из предложенных системой вариантов);
- тематика жалобы (в большинстве случаев подходит «Социальное обеспечение и социальное страхование);
- описать, какие действия сотрудников учреждения указывают на нарушение закона с изложением всех необходимых фактов и деталей (территориальное подразделение, данные должностных лиц и т. д.).
Если у пользователя есть какие-либо материалы, которые могут быть использованы для рассмотрения ситуации, то их можно приложить к электронной форме через функцию «Прикрепить файл».
Личный прием
Обратиться в Администрацию Президента с жалобой на действия сотрудников Пенсионного фонда РФ можно на личном приеме, который проводят уполномоченные должностные лица. Чтобы записаться на прием заявитель должен будет:
- позвонить по бесплатному телефону 8 800 200 23 16;
- зарегистрироваться на сайте letters.kremlin.ru/receptions/list/appointment, где размещен график приема посетителей должностными лицами на ближайшие 2 месяца;
- воспользоваться терминалом самообслуживания, расположенным в Приемной.
Прокуратура
В более серьезных случаях, когда действия сотрудников государственного учреждения обернулись для заявителя крупными финансовыми потерями (например, если был осуществлен неверный расчет размера пенсии, но в исправлении допущенной ошибки было отказано), он может обратиться в Прокуратуру:
- Почтовым отправлением по адресу территориального подразделения Прокуратуры. Если жалоба будет отправлена письмом с уведомлением, то заявитель сможет убедиться в ее получении, отследив это по треку, номер которого будет выдан в почтовом отделении.
- На личном приеме у дежурного прокурора (как правило, предварительная запись не требуется). Во время визита следует передать письменную жалобу и другие материалы, если они имеют отношение к рассматриваемому делу.
- Бросить в ящик для приема такой корреспонденции, который должен быть установлен в каждой приемной Прокуратуры. Переданная таким способом жалоба будет зарегистрирована в журнале учета после выемки документов из ящика, что осуществляется каждые 2-3 дня.
- Электронным обращением, поданным на сайте mosproc.ru/ipriem. Предварительно пользователь должен будет указать способ получения ответа и дать согласие на обработку своих персональных данных. К форме можно приложить дополнительные материалы совокупным объемом не более 5 Мб.
Суд
Недостаток такого способа обжалования действий госучреждения состоит в том, что истец должен досконально разбираться в нормах и положениях профильного законодательства, иначе в удовлетворении поданного требования будет отказано. В связи с этим лучше воспользоваться квалифицированной помощью юриста, который поможет составить иск и будет сопровождать дело на всех этапах рассмотрения.
При обращении в суд необходимо будет подать следующие документы:
- исковое требование;
- копию досудебного требования, переданного в учреждение;
- копию пенсионного удостоверения (если заявитель имеет такой статус), расчет начисления размера денежного обеспечения и другие документы, которые могут быть использованы в суде;
- копию заявлений в другие инстанции и т. д.
Видео: пенсионный фонд обманывает граждан
Законодательная база
При обжаловании действий специалистов Пенсионного фонда следует опираться на такие законодательные акты:
- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» N 166-ФЗ от 15.12.2001г. (ред. 01.07.2017).
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N 59-ФЗ от 02.05.2006г.
- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1-Ф от 17.01.1992г. (ред. от 29.07.2017).
- Гражданский Кодекс РФ N 14-ФЗ от 26.01.1996г. (ред. от 28.03.2017).
- Уголовный Кодекс РФ N 63-ФЗ от 13.06.1996г. (ред. от 18.07.2017).