Сегодня родители школьников любых возрастов уже привыкли к тому, что, несмотря на бесплатность российского образования, регламентируемую ст. 43 Конституции РФ, классные руководители то и дело объявляют регулярные сборы средств на различные нужды. Законны ли такие мероприятия и куда стоит обращаться, если со временем терпеть все возрастающие поборы не остается ни сил, ни желания, ни финансовых возможностей?
Существующие нормы
Ст. 101 ч. 13 «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение» ФЗ-273 «Об образовании» гласит, что образовательные услуги могут предоставляться учреждением за счет инвестиций физических и юридических лиц, но лишь в том случае, если данные капиталовложения являются добровольными и посильными для каждого отдельно взятого человека. Другими словами, сотрудники школы не имеют права в обязательном порядке требовать от родителей или иных законных представителей учеников финансовой поддержки.
Обращение к администрации
В первую очередь жалоба на неправомерные действия одного из работников направляется руководству – завучу или директору. В ней обязательно учитываются следующие положения:
- ФИО сотрудника, на имя которого пишется заявление;
- адрес и номер учреждения;
- собственные ФИО, место жительства и контактный телефон;
- описание инцидента, раскрывающее личности пострадавшего и учителя, преступившего закон;
- конкретное требование восстановить попранные права, интересы и свободы;
- дата и подпись.
С начальством учебного заведения можно и просто поговорить, причем делать это лучше коллективно, вооружившись поддержкой других родителей. Здесь имеется 2 пути развития ситуации: представители администрации или примут все зависящие от них меры, чтобы разрешить неприятный инцидент, или затянут историю про нехватку финансирования из бюджета в желании смягчить незаконную деятельность своего коллеги.
В последнем случае любые попытки разрешения конфликта внутри стен образовательного учреждения окажутся обречены на провал, ведь увольнять нерадивого учителя никто не захочет. Тогда с претензией понадобится отправиться в вышестоящую инстанцию – Районный отдел народного образования.
В ответе, составленном с опорой на действующее законодательство, всегда отмечается факт начала разбора жалобы и описываются меры, которые были приняты для устранения возникших разногласий. В извещении может указываться и путь перенаправления бумаги в случае, если школа неспособна самостоятельно уладить проблему.
РОНО
Адреса и телефоны районных управлений образования можно найти, если ввести в поисковой строке любого браузера комбинацию «РОНО + [название района и города проживания]». После сбора всей необходимой контактной информации претензия передается лично канцеляристу заведения. При этом важно проследить, чтобы на копии документа, который остается на руках у заявителя, работником РОНО была проставлена печать о принятии обращения на рассмотрение. В тексте необходимо указать:
- собственные ФИО, адрес, контактный телефон;
- суть произошедшей ситуации в максимально полном и детальном объеме;
- дату родительского собрания и ФИО педагога, который его курировал.
Окружные управления образования
При бездействии чиновников родителю придется забраться еще выше в иерархической системе контролирующих органов, а именно – обратиться в одно из окружных управлений образования по своему городу. Единого списка, который включал бы в себя все заведения этого типа, функционирующие на территории России, как и в случае с РОНО, не существует, однако найти их по отдельности не составит труда. Формат жалобы, равно как и требование к ее дублированию, остается неизменным, но здесь от обратившегося человека могут потребовать уже дополнительных сопроводительных материалов, способных до начала проверки подтвердить правдивость изложенной информации и повлиять на скорость продвижения дела. Сюда относятся:
- свидетельские показания;
- аудио или видеозаписи, указывающие на факт вымогательства;
- письменные просьбы сдать средства (памятка от учителя в дневнике, записка родителям и др.).
Департамент образования
Далее следует столичный Департамент образования, подведомственный исключительно Правительству Москвы и обладающий наибольшей полнотой власти в сфере государственного регулирования образовательной системы. Связь работников этого органа исполнительной власти с жителями России осуществляется с помощью Официального сайта Мэра Москвы. На странице mos.ru/dogm/contacts/ указываются основные пути, благодаря которым потерпевший способен подать свою жалобу в данное ведомство.
Общественная приемная
Расположена по адресу г. Москва, ул. Набережная Академика Туполева, д. 15, корп. 4. Работает с понедельника по пятницу с 08:00 до 20:00 и в субботу с 09:00 до 15:00. Вопросы, касающиеся регистрации обращений, могут быть заданы по телефонам «горячих» линий: 8 (499) 369-31-48, 8 (495) 366-66-80. Корреспонденция от физических лиц принимается и по второму адресу г. Москва, ул. Большая Спасская, д. 15, стр. 1, 129090.
Электронная приемная
Функционирует на странице mos.ru/feedback/individual/. В графе «Получатель» появившейся формы необходимо выбрать пункт «Департамент образования города Москвы», который легко можно найти с помощью поисковой строки. Затем заявление заполняется исчерпывающими личными сведениями.
После этого следует описание сути и содержания вопроса, а также указание того, в какие органы государственной власти ранее уже происходило обращение. В завершение к жалобе рекомендуется приложить сопроводительные материалы в количестве не более 10 штук по 5 и менее МБ каждый. Заявителю нужно не забыть поставить галочку рядом с предложением «Я соглашаюсь на обработку моих персональных данных» после прочтения приведенных в этом окне положений.
После этого система составит из введенной ранее информации единый документ и предложит пользователю перепроверить его с помощью режима предварительного просмотра. Если все указано верно, гражданину останется только кликнуть по кнопке «Отправить». Ответ придет в 30-дневный срок.
Обращение к руководителю Департамента
Этот электронный ресурс является дополнительным каналом связи, посредством которого человек может связаться с представителями государственного органа. Для этого достаточно перейти на страницу ask.educom.ru, ознакомиться с предложенными на ней инструкциями и положениями и заполнить простую форму, включающую в себя:
- тему;
- ФИО заявителя;
- e-mail и телефон;
- наименование учреждения, в стенах которого возник конфликт;
- текст с изложением сути событий;
- возможность приложить к письму дополнительные файлы.
Социальные сети
Попробовать задать вопрос сотрудникам Департамента можно и с помощью официальных групп ведомства в Интернете:
- Facebook – facebook.com/obrazovania.departament;
- Twitter – com/EducationDep.
Общественная палата
Свою лепту в борьбу с незаконными поборами решили внести и члены этого консультативно-совещательного органа РФ. Общественники создали специальную бесплатную «горячую» линию, функционирующую по телефону 8 (800) 737-77-66. Ее сотрудники специализируются исключительно на инцидентах, связанных с вымогательством денег в образовательных учреждениях.
Любой, кому надоело платить за учебные пособия, ремонт здания, подарки учителям, технику, мебель и другие вещи, которые обязана покрывать выделяемая школе часть государственного бюджета, может позвонить сюда с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00 и в пятницу с 09:00 до 16:45. Квалифицированная помощь и перенаправление в компетентную организацию, способную разрешить возникшую проблему, окажутся гарантированы.
Министерство образования и науки РФ
Минобрнауки России также на постоянной основе занимается рассмотрением обращений граждан. В связи с этим в данной инстанции федерального значения сложилась развитая система каналов связи, заметно упрощающая жизнь населению.
Контактные телефоны и e-mail
Здесь действует сразу ряд линий, за каждой из которых закреплена своя область ответственности:
- Справочная служба – 8 (495) 539 55 19.
- Прием корреспонденции – 8 (495) 629 57 62. Осуществляется по адресу г. Москва
улица Тверская, дом 11, 125993, с понедельника по четверг с 10:00 до 17:00 и в пятницу с 10:00 до 16:00. Обеденный перерыв – с 12:00 до 14:45. - Общественная приемная (по обращениям граждан) – 8 (499) 236 18 83.
- Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции в сфере образования – 8 (495) 629-52-44.
- Центр телефонного обслуживания по вопросам предоставления государственных услуг – 8 (800) 100-05-20.
Электронных почт у ведомства также существует немало – это:
- Главный e-mail – info@mon.gov.ru.
- Адрес для направления писем, касающихся плана деятельности на 2016-2021 годы (имеет актуальность при разбирательстве) – vopros@mon.gov.ru.
- Противодействие коррупции в школах – net-poboram@mon.gov.ru.
- Независимая антикоррупционная экспертиза – iacexp@mon.gov.ru.
Общественная приемная
Функционирует по адресу г. Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2, 103274, на базе Общественной приемной Правительства РФ, поэтому для того, чтобы оказаться выслушанным, человеку понадобится заблаговременно записаться на прием с помощью соответствующего номера телефона (8 (499) 236 18 83).
Аудиенции проводятся как самим Министром образования и науки России Васильевой Ольгой Юрьевной, так и ее помощниками и заместителями, график работы которых представлен на сайте минобрнауки.рф/contacts/schedule. Свои жалобы граждане могут представлять и в письменном, и в устном виде.
Электронное обращение
На странице минобрнауки.рф/обратная-связь/правила можно начать процедуру подачи сообщения, которое будет представлять собой (на выбор):
- предложение или запрос;
- претензию;
- заявление о факте совершения коррупционного преступления.
Для каждой из категорий имеются соответствующие окошки, обнаруживаемые после прокрутки ползунка вниз. Чтобы раз и навсегда распрощаться с поборами в школе, можно остановиться как на кнопке «Отправить жалобу», так и на кнопке «Сообщить о коррупции». Согласно словарю финансовых и юридических терминов, последнее понятие также включает в себя злоупотребление служебным положением и его незаконное использование вопреки интересам общества и государства в целом. Этот пункт не является запрещенным к использованию, ведь в сферу деятельности Минобрнауки входит не только борьба с коррупцией, но и ее профилактика, предупреждение и предотвращение.
Далее пользователю откроется простая форма, требующая указания:
- варианта получения ответа;
- ФИО;
- названия организации, к которой возникли претензии;
- адреса электронной почты;
- номера телефона;
- гражданства;
- социального положения (работающий, студент и др.);
- тематики запроса;
- типа обращения (первичное, повторное или многократное);
- текста письма.
Социальные сети
В контактах Минобрнауки также значатся ссылки на социальные сети:
- Вконтакте – vk.com/minobrnauki;
- Facebook – facebook.com/minobrnauki;
- Одноклассники – ok.ru/minobrnauki;
- Telegram – t.me/minobrnauki.
Прокуратура
Если жалобы, направленные в вышеуказанные ведомства, не возымели должного эффекта, россиянин имеет полное право запустить механизм прокурорских проверок посредством подачи заявления сначала в межрайонное отделение, а при необходимости – в управление по округу или субъекту. Найти сведения обо всех территориальных подразделениях прокуратуры можно на странице genproc.gov.ru/contacts/map.
Возбуждение разбирательства последует и после отправки электронной формы с помощью Интернет-ресурса ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem, причем обратившийся гражданин будет вправе задействовать в деле как силы Генпрокуратуры (окошко внизу), так и подведомственных ей структурных отделений по месту жительства (окошко вверху). После выбора одного из вариантов пользователю понадобится заполнить графы исчерпывающими сведениями о себе.
Районный суд
Прокуратура, в т.ч. и Генеральная, – вовсе не единственный рычаг давления, который может использовать родитель, уставший от поборов и бездействия ответственных инстанций. Он способен сразу, минуя прокуратуру, отправиться в районный суд и привлечь администрацию школы к ответственности согласно ст. 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» УК РФ. Мерами наказания для нерадивых учителей в таком случае становятся:
- штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб.;
- лишение возможности преподавать на срок до 5 лет;
- 20-дневные обязательные работы, 2-годичные исправительные работы или 5-летние принудительные работы;
- лишение свободы.
Здесь главным условием является наличие достаточного количества материалов, подтверждающих факты вымогательства денег и равнодушия лиц, которые должны были решить возникшую проблему на начальных этапах. В исковом обращении нужно в обязательном порядке указать:
- наименование и адрес суда;
- свои ФИО, адрес, номер телефона;
- сведения об ответчике как об образовательной организации;
- суть инцидента (размеренно и детально);
- перечень предъявляемых требований.
Образец
Как следует составить и оформить жалобу так, чтобы она четко отражала корень проблемы? Одним из наиболее наглядных примеров является нижеприведенная претензия жительницы г. Коврова Владимирской области.
Видео: скандал в школах
Законодательная база
Финансово-экономическая деятельность образовательных учреждений и реакция, которую она вызывает в обществе, частично или полностью регулируется следующими нормативными актами:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), ст. 43;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
- Уголовный кодекс РФ, гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».
- Представление Генпрокуратуры РФ от 28.04.2006 №21-22-06 «Об устранении нарушений законодательства, гарантирующего право на получение основного общего образования».