Центробанк или Центральный Банк Российской Федерации – главное финансовое учреждение страны, отвечающее за развитие и укрепление банковской системы. Регулятор осуществляет надзор за деятельностью других банков и финансовых структур, выдает им лицензии и отзывает их. Деятельность ЦБ регулируется законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».

Кроме этого ЦБ наделен полномочиями контроля деятельности страховых компаний, работающих на территории страны. (Распоряжение ЦБ РФ от 15.09.2014 №_Р-717 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства РФ субъектами страхового дела»). В ведении Центробанка обширный перечень вопросов, а также защита прав граждан от незаконных действий банков, страховых и финансовых компаний. В рамках своих полномочий Орган может рассматривать жалобы граждан по всем нарушениям с их стороны.

Контакты и схема проезда

Официальный сайт Центробанка: www.cbr.ru. Здесь можно найти всю информацию касательно деятельности учреждения.

Для граждан предусмотрены следующие варианты обращений:

  • Горячая линия. 8 800 300-30-00 – бесплатно для звонков из регионов РФ. +7 499 300-30-00 – стоимость в соответствии с тарифами мобильного оператора. 300 – бесплатно для абонентов МТС, Билайн, Мегафон. Call-центр прием звонков осуществляет в круглосуточном режиме.
  • Общественная приемная. Адрес: г. Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1. Прием граждан осуществляется по следующему графику: пн. – чт. с 10:00-16:00 (перерыв с 12:30-13:30), кроме выходных и праздничных дней. Адреса и режим работы территориальных отделений доступны на сайте ЦБ.
  • Личный прием. Запись проводится по тел.: 8 800 300-30-00 (цифра «2») круглосуточно, +7 495 771-97-88, пн. – чт. с 9:00-18:00, пт. с 9:00-16:45, кроме выходных и праздничных дней.
  • Интернет-приемная: cbr.ru/Reception.
  • Почтовый адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России.
  • Факс: +7 495 621-64-65, +7 495 621-62-88.
  • Пункт приема корреспонденции: г. Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1. Пн. – чт. с 9:00-17:30 (перерыв с 12:00-13:00), пт.: с 9:00-16:15 (перерыв с 12:00-13:00)
  • Служба технической поддержки. E-mail: webmaster@www.cbr.ru.

Если обращение любым из перечисленных способов относится к компетенции ЦБ РФ, оно обязательно будет рассмотрено наряду с другими письменными, телефонными и электронными запросами.

Пожаловаться на действия другого банка

Прежде чем обращаться в Центробанк, необходимо разобраться, в каких случаях можно подавать жалобы на действия банков. Поводами для обращения в ЦБ РФ могут быть:

  • Незаконные отказы в предоставлении кредита.
  • Необоснованно высокие ставки по кредитам.
  • Неправомерные действия в процессе оформления залогового имущества.
  • Неправильное начисление пени, штрафов и неустоек.
  • Списание средств со счета клиента без его разрешения, кроме случаев предусмотренных законом (ст. 854 ГК РФ).
  • Отказ банка в возвращении страховой премии или ее части в «период охлаждения».
  • Передача конфиденциальной информации клиента банка третьим лицам с нарушением законодательства (закон N152-ФЗ 2006 г. «О персональных данных»).

Способы подачи жалоб

  1. Почта или Факс. Через почту жалобы отправляются обязательно с помощью заказного письма, с описью содержимого и уведомлением о вручении. Дата получения письма считается датой принятия претензий. Проверка получения факса осуществляется по телефону: +7 495 771-48-30.
  2. Общественная приемная. Перед посещением нужно предварительно записаться на прием. Визит в территориальные отделения ЦБ допускается при невозможности посещения приемной в Москве.
  3. Интернет-приемная. Самый удобный способ обращения в Центробанк. Для оформления жалобы необходимо на главной странице сайта ЦБ нажать на кнопку «Интернет-Приемная». Далее выбрать пункт меню «Подать жалобу», определить тему претензии, заполнить все поля электронной формы, подробно расписать проблему и отразить другую требуемую информацию.

Как составить жалобу

Претензия составляется в свободной форме, но с использованием официально-делового стиля и с соблюдением ряда базовых требований, характерных для официальной документации. В заявлении на действия банка необходимо отразить:

  • Полное наименование структуры, куда направляется жалоба.
  • Персональные данные заявителя, с контактной информацией.
  • Суть претензии, с подробным описанием обстоятельств, ставших причиной обращения, а также ссылки на статьи закона, которые были нарушены финучреждением.
  • Требования заявителя.
  • Список приложений к заявлению.

Вместе с претензией обязательно предоставляются сведения, подтверждающие нарушения в работе банка. Это могут быть документы в бумажном или электронном варианте, аудио-, видеофайлы и фотографии, а также свидетельские показания, оформленные в письменном виде.

Срок рассмотрения заявления – 7 дней с момента получения претензии. При необходимости период может быть продлен до 30 дней. Обращения, подготовленные на основе решений высших органов власти, текущего состояния коммерческих рынков, тенденций финансовых рынков, увеличения цен на мировых биржах и других общих вопросов, ЦБ не рассматривает.

Скачать образец

Скачать образец жалобы в Центробанк на банк

Жалоба на МФО

Услуги микрофинансовых организаций, должны выполняться по стандартным схемам с учетом норм законодательства РФ: законов №353 «О потребительском кредитовании», 2014 г., №151 «О МФО» 2010 г. и других нормативных актов. Как правило, такие компании специализируются на предоставлении краткосрочных займов физическим лицам под проценты. Довольно часто между субъектами взаимоотношений возникают спорные ситуации. Причин, по которым граждане обращаются с претензиями в ЦФ РФ на деятельность МФО много. Основные претензии:

  • Препятствование досрочному погашению задолженности.
  • Увеличение процентной ставки по займам без согласия заемщиков и достаточных для этого оснований.
  • Некомпетентная работа сотрудников компании или службы поддержки.
  • Отказ в предоставлении документов о полной выплате задолженности.
  • Незаконная передача личных данных клиентов третьим лицам.
  • Образование несуществующих долгов.
  • Подключение к платным услугам без ведома заемщиков.
  • Угрозы от представителей службы безопасности МФО, звонки в ночное время и нарушение покоя клиентов.

Способы подачи жалобы

Способы подачи претензий аналогичные с обращениями в отношении банков. Перед отправкой жалобы желательно проконсультироваться с представителями Центробанка о целесообразности обращения, позвонив по номеру телефона горячей линии.

Бесполезно жаловаться на МФО, если ее сотрудники звонят по поводу возврата долга, не превышая полномочий; когда сведения о должнике переданы коллекторам, в рамках действующего соглашения. Также нецелесообразно подавать жалобу при несогласии с условиями договора, после того как клиент подписал документ.

Скачать образец

Скачать образец жалобы в Центробанк на МФО

Жалоба на страховую компанию

Страхование призвано защищать имущественные права и личные интересы граждан от рисков и непредвиденных ситуаций. Здесь часто возникают спорные ситуации, многие из которых можно решить путем обращения в ЦБ РФ.

Основные виды нарушений со стороны страховых компаний:

  • Уклонение от заключения соглашения по обязательному страхованию.
  • Несоблюдение сроков страховых начислений и предоставления ответов на запросы клиента.
  • Разногласия по размерам скидки на безаварийную езду.
  • Навязывание платных дополнительных услуг при составлении договоров ОСАГО, что привело к увеличению расходов клиента.
  • Отказ в приеме документов, включая запросы на возмещение ущерба.
  • Отказ от выплаты страхового возмещения или неполная выплата.
  • Завышение страховых премий.
  • Некачественный ремонт в рамках соглашений ОСАГО или КАСКО.

Способы подачи обращений

Жалобы в отношении страховых компаний подаются в аналогичном порядке, как и претензии к банкам и МФО. В процессе составления заявления нужно учитывать несколько правил. Изложение претензии последовательное, с четким обоснованием нарушений прав. Наличие доказательственной базы обязательно, иначе жалоба останется без рассмотрения. Реквизиты заявителя, которые указываются в документах, должны быть корректными, чтобы представители ЦБ могли с ним связаться. После составления претензии необходимо сделать несколько копий для отправки в региональное представительство ЦБ и в адрес страховой компании – нарушителя прав.

Если ЦБ, рассмотрев жалобы, примет решение о неправомерности действий страховщика, заявитель получит соответствующее предписание. В случае его неисполнения, Регулятор вправе накладывать санкции в виде штрафов или аннулирования лицензии.

Скачать образец

Скачать образец жалобы в Центробанк на страховую компанию