Когда человек обращается в МФО, он думает о том, как быстрее получить деньги в долг. О последствиях мало кто задумывается. Еще и кредиторы нарушают закон разными способами. В статье разберемся, куда жаловаться на МФО.

Случаи жалоб

Микрофинансовая организация имеет право требовать долг и подавать в суд, если заемщик не возвращает деньги. Но если её действия выходят за рамки закона, то гражданин может на МФО пожаловаться. Например, если компания передает данные коллекторам или меняет условия договора без вашего ведома.

Много случаев, когда люди не оформляли займов, а в кредитной истории оказались непогашенные долги.


Пример. В Екатеринбурге молодой человек смог выиграть три судебных дела. На него были оформлены четыре кредита в разных МФО, хотя к их услугам мужчина не прибегал. Всё началось с того, что молодому человеку стали поступать сообщения в грубой форме с требованием вернуть долги.

Нарушения в деятельности МФО

Мужчине приходили подобные сообщения. Источник Волгоград онлайн:

Потерпевший запросил выписку кредитной истории на Госуслугах и узнал про кредиты на сумму свыше 100 тыс. руб. вместе с просрочками и штрафами. После он обратился в полицию и даже нанял охрану квартиры. Обращение в МФО напрямую не принесло результата: был привязан другой телефон. Совместная работа с юристом помогла: в суде договоры признали недействительными и удалили займы из кредитной истории. Позднее мужчина начал раздумывать, чтобы подать иск на бывших работодателей. По их вине произошла утечка данных.

Уберечь себя от утечки персональных данных невозможно. Однако можно минимизировать риски: стоит читать пользовательские соглашения, вводить данные только на проверенных сайтах. Не пользуйтесь публичными Wi-Fi сетями и не давайте копировать все страницы паспорта.

Еще один способ мошенничества появился недавно. Человеку поступает сумма «непонятно откуда», а через время ему звонит МФО и спрашивает, как он будет погашать заем. То есть организация выдает средства без заявления заемщика и без его ведома.

Так случилось с москвичкой, которой перевели 50 тыс. рублей. Женщина вернула деньги с трудом, а долг взяли с процентами. Полиция оказалась бессильна. В Твери инженер разбирался с МФО, которая перевела ему 45 тыс. рублей. 

Бороться с переводами «из ниоткуда» трудно. Главное — нельзя тратить полученный заем. Придите в банк и попросите бланк заявления об ошибочном платеже. Напишите заявление в полицию, МФО и Центробанк. Помните, что без договора и согласия со стороны заемщика МФО не имеет права отправлять деньги.

Куда жаловаться

Обманывать граждан могут мошенники, которые прикрываются МФО. Легальная микрофинансовая организация тоже бывает «темнит»: например, списывает деньги за дополнительные услуги, на которые заемщик не соглашался. В первом случае надо отправляться в полицию, а втором — подключать уполномоченные госорганы.

Все жалобы составляются по определенной структуре:

  • В правой верхней части укажите свои данные, а также информацию об адресате — Ф.И.О., должность, наименование органа.
  • Посередине укажите название документа «Жалоба» или «Заявление».
  • В теле письма опишите свою ситуацию и укажите требования — например, признать недействительными конкретные пункты договора.
  • Написать список приложения — это доказательства (фотографии, копия договора, копии обращений в другие инстанции).
  • Поставьте дату и личную подпись.

Скачать образец жалобы

Полиция

Напомним, в правоохранительные органы надо обращаться, когда вы попали в руки мошенников или без вашего ведома оформили займы. Обязательно приложите копию договора (если был), квитанции и чеки о переводах денег.

Заявление можно написать по старинке в отделении или зайти на сайт МВД.

Перед тем как обращаться в МФО, нужно проверять компанию. Под ней могут маскироваться мошенники. Они делают аналогичные на вид сайты, но цель одна — незаконно снять деньги с карты. Мошенники получают данные карт, фотографию паспорта или снимают деньги якобы за дополнительные услуги.

Центробанк ведет реестр всех МФО. Если компании нет в списке действующих, стоит задуматься. Ссылка на реестр здесь.

Мошенники могут оказаться и среди знакомых.

Пример. В 2023 году в Вологде полиция помогла установить того, кто от имени потерпевшего взял два микрозайма. Выяснилось, что мужчина месяц назад был в гостях у знакомой. Выпили, пообщались, и мужчина уснул. К нему на телефон пришло смс-сообщение с предложением оформить микрозайм. Девушка воспользовалась ситуацией: оформила заем, а деньги перевела на свой счет. Было возбуждено уголовное дело.

Центральный банк России

Центробанк ответственен за все финансовые учреждения страны, в том числе за МФО. Он же выдает им лицензию на деятельность. Сюда можно обратиться в случае разных проблем — специалисты обслужили некачественно, неправомерно списали деньги с карты и пр.

Пожаловаться можно устно — по телефонам 300 или 8 800 300-30-00. Удобно спрашивать через мобильное приложение, предварительно его скачав.

Заявка онлайн

Как еще связаться:

  • записаться на личную встречу в Общественную приемную — г. Москва, пер. Сандуновский, д.3 стр.1;
  • направить электронное обращение;
  • воспользоваться почтой России.

Саморегулируемая организация (СРО)

Это некий профсоюз, куда МФО обязательно вступают. СРО тоже рассматривает обращения с текущими нарушениями прав заемщиков и может проводить проверки. Микрофинансовая организация имеет право менять СРО.

Информацию о том, в какой саморегулируемой организации состоит компания, можно узнать на сайте МФО. Правда, иногда данные прячут внизу сайта, но компания обязана их указать. В стране действуют две крупные СРО: «Мир» и «Микрофинансовый альянс». Список действующих МФО можно также искать на их сайте, здесь же получиться отправить электронное обращение.

Жалоба онлайн

Роспотребнадзор

Надзорный орган рассматривает любые обращения, связанные с нарушением прав потребителей. Например, вам навязали услуги или условия выдачи микрозайма не соответствовали рекламе.

Быстрый способ — электронное обращение. Контактный телефон для устных жалоб — 8-800-100-00-04. В каждом субъекте есть региональные подразделения, куда можно позвонить, прийти или направить жалобу.

ФАС

По поводу рекламы, которая вводит в заблуждение, или навязывания услуг можно также жаловаться в антимонопольную службу. Можно отправить письменное заявление на адрес регионального отделения или написать электронное обращение.

Пример. В 2021 году в Липецке мужчина пожаловался в ФАС на рекламный звонок от МФО. Абонент не давал согласия на получение рекламных предложений по телефону. Было возбуждено дело об административном правонарушении.

Федеральная служба судебных приставов

Служба следит, чтобы долги взыскивали законно. Можно обращаться, если МФО пишет родственникам без вашего согласия, коллекторы угрожают физической расправой и т.п.

Пример жалобы в ФССП:

Пример жалобы в ФССП

Пример. В Ставрополье мужчина обратился к судебным приставам, т.к. МФО отправляла сообщения в пять утра. Заемщик не смог вовремя вернуть долг, и организация атаковала его сообщениями. По закону звонить или писать разрешено лишь два раза в сутки, с 8 утра до 22 часов вечера. Нарушение подтвердилось, и МФО оштрафовали на 70 тыс. рублей.

Финансовый омбудсмен

Омбудсмен разрешает споры между физическими лицами и финансовыми организациями суммой не выше 500 тыс. рублей. По сути, это независимое должностное лицо, которое помогает избежать обращения в суд.

Подать заявление можно через его сайт, где предварительно нужно зарегистрироваться.

Прокуратура

Обратиться в прокуратуру можно лично и там составить заявление. Около здания надзорного органа расположен ящик «Для обращений и заявлений», куда опускают жалобы.

Отправить электронное обращение и записаться на личный прием можно на сайте.

Суд

Это крайняя инстанция, чтобы восстановить свои права. Обращаться лучше, когда другие госорганы не отреагировали. К суду надо готовиться: найти юриста, составить исковое заявление, продумать доказательства.

Мы помогаем обманутым заемщикам составить грамотно заявление и отправить в вышестоящие инстанции. Консультируем на сайте и по телефону.