Даже тщательный выбор автошколы не ограждает будущего водителя от получения некачественных услуг, неадекватного отношения инструктора или других проблемных ситуаций на пути к получению водительского удостоверения. Отстоять свои интересы законным путем, а иногда даже вернуть уплаченные деньги, можно с помощью жалобы.
На что можно пожаловаться
Подать жалобу на автошколу можно в следующих ситуациях:
- Нарушение условий договора. Услуги должны предоставляться на основании договора, причем именно об оказании образовательных услуг. В документе прописываются условия обучения (продолжительность, количество часов вождения, предоставление автомобиля на экзамен и пр.) и обязательства автошколы, которые должны быть обязательно соблюдены.
- Проблемы с инструктором. При неподобающем поведении, отсутствии помощи в процессе вождения, использовании ругательств, домогательствах следует обращаться с жалобой в соответствующие инстанции.
- Требование денег со стороны инструкторов, преподавателей, руководства. Обучение проводится на платной основе согласно указанной в договоре суммы. Требование дополнительных платежей (за возможность сдачи экзаменов и пр.) незаконно.
- Отсутствие необходимых документов. Добросовестно работающая автошкола должна иметь лицензию, поскольку ее деятельность квалифицируется как образовательная и подлежит обязательному лицензированию (ст. 12 ч. 1 п. 40 закона № 99-ФЗ). Кроме того, должно быть заключение ГИБДД, подтверждающее соответствие программ подготовки водителей и учебно-материального обеспечения требованиям, которые утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 1408 от 26 декабря 2013 г.
Куда жаловаться
Для восстановления нарушенных прав можно пожаловаться:
- Руководству самой автошколы.
- В Роспотребнадзор.
- В органы лицензирования.
- В правоохранительные и судебные органы.
Руководство
Первым шагом в отстаивании своих прав должно стать обращение к руководителю автошколы. Жалобу с требованием письменного ответа нужно составить в двух экземплярах: первый оставить на рассмотрение, второй – оставить у себя, но попросить поставить отметку о получении.
Если руководство беспокоится о репутации своего учреждения, проблема будет решена в его стенах. Отказ принимать жалобу, отсутствие ответа или действий по урегулированию конфликта являются основанием для направления жалоб в другие инстанции.
Роспотребнадзор
На ненадлежащее качество предоставляемых услуг, нарушение прописанных в договоре условий распространяется действие закона «О защите прав потребителей», соответственно несостоявшийся водитель вправе обращаться за восстановлением нарушенных прав в территориальное отделение Роспотребнадзора. В столице подать жалобу можно:
- Отправив заказное письмо с уведомлением по адресу: 129626, г. Москва, Графский переулок, д. 4, корп. 2, 3, 4.
- По телефону горячей линии: +7 (495) 785-37-41 (для звонков в рабочие дни с 9:00 до 18:00, в пятницу – до 16:45, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00).
- Через интернет-приемную официального сайта: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
Местные отделения Роспотребнадзора работают в каждом субъекте РФ. Адреса, телефоны и график работы можно узнать по ссылке https://rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php
Органы лицензирования
Выдача лицензий для автошкол относится к компетенции государственных органов управления образованием соответствующего субъекта РФ. Они же вправе контролировать посредством проверок соблюдение условий лицензирования в дальнейшей деятельности: количество и квалификацию сотрудников, наличие подходящего помещения, учебных материалов, оборудования, автомобилей, автодрома. Основанием для жалобы в местные органы лицензирования также будут сокращение количества часов, невыполнение рекомендованных программ обучения.
В Москве лицензии выдает Департамент образования и науки, куда можно пожаловаться одним из следующих способов:
- Отправить письмо по адресу: 129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, д.15, стр. 1.
- Прийти в Общественную приемную: ул. Набережная Академика Туполева, д.15, корп.4.
- Позвонить по телефону горячей линии: 8(495)777-77-77.
- Отправить электронное обращение через портал Правительства Москвы: https://www.mos.ru/feedback/reception/.
За нарушение лицензионных требований предусмотрена ответственность по ст. 14.1 (ч. 3) КоАП РФ вплоть до приостановки деятельности на 90 суток и последующего закрытия по решению суда.
Правоохранительные и судебные органы
Если решить проблему посредством обращения в указанные выше инстанции не удалось, пожаловаться на автошколу можно:
- В Прокуратуру. Этот орган уполномочен контролировать соблюдение российского законодательства, законность работы автошколы, (в т. ч. наличие лицензии), реагировать на сообщения о коррупции и подделке документов и организовать проверку представленных заявителем фактов.
- В полицию. Откровенное вымогательство денежных средств у обучающихся или угрозы попадают под действие ст. 163 и ст. 119 УК РФ соответственно. Отказ в выдаче документов об обучении, отсутствие лицензии также могут стать поводом для подачи заявления в полицию, поскольку квалифицируются как мошенничество.
- В суд. Это последний способ защиты нарушенных автошколой прав. Для открытия судебного производства следует подготовить иск (с учетом требований ст. 131 ГПК), доказательства совершенных правонарушений и приложения (подписанный договор, квитанции об оплате обучения копии направленных в другие инстанции претензий и полученных ответов).
Образец жалобы
Жалоба составляется в произвольной форме (от руки или в печатном виде). В документе важно указать:
- Сведения об адресате (ФИО руководителя или наименование инстанции).
- Личные данные отправителя (ФИО, адрес, телефон).
- Краткое изложение конфликтной ситуации и требования заявителя. Если речь идет о нарушениях заключенного договора, следует обозначить пункты, которые нарушены или не выполнены надлежащим образом. При наличии конфликтов с инструктором или преподавателем, важно сообщить ФИО последних и совершенные ними действия.
- Дату составления и подпись с расшифровкой.
Государственные инстанции обязаны рассмотреть жалобу и подготовить ответ не позднее, чем в 30-дневный срок. На удовлетворение требований, связанных с нарушением закона «О защите прав потребителей» и адресованных руководству автошколы, отводится 10 дней.
Видео: Печальный опыт обучения в автошколе
Вопрос-ответ
Вопрос: Можно ли вернуть деньги за некачественное обучение?
Ответ: Сделать это можно на основании ст. 29 закона «О защите прав потребителей» посредством направления претензии руководству автошколы, а в случае получения отказа – обратиться в суд. Главное – доказать факт некачественного предоставления услуги (из-за несоответствия программы обучения, халатного отношения инструкторов или преподавателей к своим обязанностям и пр.), иначе шансы на возврат денег незначительны.
Вопрос: Как можно доказать, что реальное количество занятий по вождению оказалось меньше положенного из-за их отмены инструктором по различным причинам?
Ответ: Все уроки вождения должны быть зафиксированы в журнале поездок. Следует требовать этот документ.
Вопрос: Куда обращаться с сообщениями о фальсификации свидетельств о прохождении обучения в автошколе?
Ответ: Жалобу можно направить в Прокуратуру или обратиться в суд с исковым заявлением.
Вопрос: Моей группе уже назначили экзамен в ГИБДД, хотя все откатали за время обучения едва ли половину занятий. Руководство отказывает в проведении оставшихся уроков вождения, мотивируя окончанием срока обучения. Законно ли это? Куда жаловаться?
Ответ: По этому поводу можно обратиться в отдел лицензирования Департамента образования по месту расположения автошколы.
Вопрос: Можно ли пожаловаться на автошколу за уменьшение часов вождения, несоблюдение сроков сдачи экзамена?
Ответ: Подобные ситуации могут быть основанием для жалобы, но предварительно нужно убедиться, что в договоре отсутствуют пункты о возможности таких действий. Если таковых нет, можно требовать снижения цены за обучение или расторжения договора и возврата уплаченных денег в полном объеме. Жалобу с таким требованием следует подать на имя руководителя автошколы, а в случае ее неудовлетворения – направить иск в суд. Если права уже получены, у их обладателя возможны дополнительные проблемы в случае недостаточного количества часов вождения, поскольку необходимый минимум установлен на законодательном уровне.
Законодательная база
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»
- Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».