С точки зрения действующего законодательства, безбилетный проезд в общественном транспорте – это административное правонарушение. В таком случае контролер или другое уполномоченное лицо может выписать нарушителю штраф, который тот будет обязан оплатить в предусмотренный законом срок. Но если пассажир не согласен с решением контролера и считает, что в его действиях нет признака административного правонарушения, он вправе обжаловать выписанный штраф за безбилетный проезд. Это можно сделать, обратившись в специализированное учреждение, которое осуществляет проверки, или в суд.

Основания для обжалования

Если пассажир своевременно не оплатил проезд, и это было выявлено в ходе контрольной проверки уполномоченной службой, у него не так много шансов обжаловать выписанный штраф. Единственная возможность это сделать – доказать, что подобное действие не является административным правонарушением. В частности, если будет установлено, что:

  • гражданин хотел оплатить поездку, но не смог этого сделать по независящей от него причине;
  • контролер своими действиями превысил должностные полномочия или нарушил закон (например, не предъявил удостоверение);
  • штраф за безбилетный проезд был выписан по ошибке, так как пассажир его оплатил.
Если пассажир при проверке откажется предъявлять удостоверяющий личность документ, контролер может обратиться за помощью к сотрудникам полиции.

Куда можно пожаловаться

В каждом регионе РФ действует свой порядок, следуя которому можно обжаловать безбилетный проезд. Но после вручения копии постановления у гражданина есть только 10 суток, чтобы оспорить такое решение. Для этого можно обратиться в такие инстанции:

  • Вышестоящий орган или должностное лицо, которое уполномочено рассматривать подобные жалобы (отличается по регионам). Необходимая информация и координаты всегда указаны в постановлении об административном правонарушении. В Москве заявление необходимо подать в ГКУ «Организатор перевозок». Учитывая, что в документе должна быть собственноручная подпись заявителя, его необходимо составить в письменном виде, а потом отправить по почте или лично принести в ГКУ.
  • В районный суд по месту совершения правонарушения. Таким вариантом обжалования безбилетного проезда придется воспользоваться, если проблему не удастся решить путем обращения в первую инстанцию. В суде также можно добиться получения моральной или материальной компенсации причиненного ущерба, что возможно только при наличии веских оснований.

Если гражданин не смог обжаловать постановление о безбилетном проезде в предусмотренный законом срок, придется подать ходатайство о его восстановлении. Сначала такой документ подается в вышестоящую инстанцию, которая уполномочена рассматривать подобные обращения. Ходатайство будет удовлетворено только при наличии серьезных оснований для пропуска срока, в течение которого можно было обжаловать постановление (например, пребывание нарушителя в стационаре больницы на лечении) и после предоставления соответствующих документов.

Ходатайство о восстановлении срока давности

Порядок обжалования

Подать жалобу на постановление может сам гражданин, в отношении которого ведется административное производство, законный представитель или другое лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обжаловать выписанный штраф за безбилетный проезд нарушитель должен по такой схеме:

  1. Обратиться в учреждение или к отдельному должностному лицу, которое уполномочено принимать подобные жалобы. Документ следует подать в течение 10-ти рабочих дней с момента вручения или получения копии постановления. Чтобы доказать правомерность требований, заявитель должен предоставить документы, материалы или другие доказательства, указывающие на отсутствие в деянии признаков административного правонарушения. На данном этапе также можно подать ходатайство о продлении срока, если он по какой-то причине был пропущен. Принятая учреждением жалоба будет рассмотрена в течение 10-ти дней с момента поступления и регистрации в системе учета. Копия решения будет направлена или выдана заявителю в течение 3-х последующих суток.
  2. Если штраф за безбилетный проезд не удалось обжаловать путем подачи заявления в вышестоящее учреждение, гражданин может обратиться в районный суд. К исковому требованию он должен будет приложить копию ответа из учреждения, к которому он ранее обращался для обжалования. Но при отсутствии веских доказательств нет смысла тратить время на судебное разбирательство. В большинстве случаев ранее вынесенные решения остаются без изменений.
При подаче иска в суд для обжалования административного правонарушения заявитель не оплачивает госпошлину.

Как составить жалобу

Обжаловать постановление можно только путем подачи документа, составленного в письменном виде. Обязательное требование – это наличие собственноручной подписи заявителя или его законного представителя. В жалобе должна быть указана следующая информация:

  • полное название организации, которой подается документ (можно адресовать конкретному должностному лицу);
  • данные заявителя (ФИО, номер телефона, почтовый адрес, e-mail);
  • дата инцидента;
  • данные контролера (ФИО, должность);
  • номер дела об административном правонарушении;
  • перечень оснований, которые указывают на правомерность требований заявителя;
  • ссылки на законодательные акты;
  • список приложений (копия проездного документа, копия постановления и т. д.);
  • дата, подпись.

Скачать образец жалобы на штраф за безбилетный проезд

Скачать образец жалобы на штраф за безбилетный проезд

Вопрос-ответ

Вопрос: Можно ли обжаловать штраф за безбилетный проезд, который был выписан по ошибке? Пользуюсь наземным общественным транспортом по льготному проездному, так как являюсь студентом. Но сам студенческий билет забыл в другой куртке, поэтому во время поездки не смог его предъявить контролеру. Тот выписал штраф, несмотря на то, что фактически у меня есть студенческий билет. Как его оспорить?

Ответ: Пассажир, который пользуется льготами при оплате поездки, обязан при себе иметь документ, подтверждающий наличие такого права. Если проездной ранее был приобретен по студенческому билету, его также нужно каждый раз предъявлять контролеру. В данном случае нет законных оснований, которые помогут обжаловать выписанный штраф.

Вопрос: Несколько дней назад возникла конфликтная ситуация с контролером. В автобусе я хотел оплатить поездку наличными, но у водителя не оказалось сдачи. Денег он с меня не взял, соответственно, билет я не купил. В итоге за безбилетный проезд мне был выписан штраф. На мои объяснения, что у водителя не было сдачи, мне сказали, что это мои проблемы, и я должен был где-то разменять деньги. Что делать в таком случае?

Ответ: Пассажир действительно не обязан искать размен или иными действиями пытаться урегулировать подобную ситуацию. Соответственно, с точки зрения закона, требования контролера неправомерны. Но оспорить штраф будет очень непросто. В данном случае нужно будет доказать, что в действиях нет признаков административного правонарушения. И если вы не сможете предоставить соответствующие доказательства, в списании штрафа за безбилетный проезд будет отказано.

Вопрос: Во время проверки возник конфликт с контролером. Несмотря на то, что у меня был проездной билет, он на почве личной неприязни выписал штраф за безбилетный проезд. При этом сложилось впечатление, что сотрудник находился в стадии алкогольного опьянения, так как его действия были нелогичными и неадекватными. Куда в таком случае обратиться?

Ответ: Если у вас есть проездной билет, вам не составит труда обжаловать постановление. Единственное, о чем следует помнить – это о соблюдении предусмотренного законом срока. Жалобу стоит подать в учреждение, в котором работает контролер. К документу необходимо будет приложить копию билета, чтобы подтвердить правомерность своих требований. Дополнительно можно пожаловаться на сотрудника, который в рабочее время допустил подобное поведение.

Вопрос: При оплате поездки картой москвича через валидатор в общественном транспорте произошла техническая ошибка. В результате мне показалось, что платеж прошел, но, когда вошел контролер и стал проверять пассажиров, оказалось, что списания не было. Из-за этого мне выписали штраф за безбилетный проезд. Как его обжаловать и куда следует обратиться?

Ответ: Можно попробовать обжаловать штраф, но это будет достаточно сложно. Потребуются доказательства, что именно в момент вашей оплаты произошел технический сбой в системе и платеж не был списан. Если у вас нет возможности предоставить подтверждение, лучше сразу заплатить.

Вопрос: Неделю назад с банковской карты судебными приставами был списан штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте. Никаких правил я не нарушал и никакие постановления не выписывались. Но все равно там указаны мои данные. При этом в графе, на основании какого документа была осуществлена моя идентификация, стоит пропуск. Можно ли как-то вернуть деньги и обжаловать списание средств?

Ответ: Списания, которые были осуществлены судебными приставами, можно вернуть только по решению суда. Жалобу на постановление об административном правонарушении следует подать по месту регистрации.

Видео: Что бывает, если ездить в автобусах «зайцем»? Рейд контролеров

Законодательная база

Чтобы правильно составить и обжаловать неправомерные действия контролера, следует опираться на такие законодательные акты:

  1. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021).
  4. Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020).
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» от 01.10.2020 N 1586 (ред. от 25.08.2021).