Еженедельная передача «Контрольная закупка», которая выходит в эфир на «Первом канале» с 2006 года, не рекламирует услуги, торговые марки и производителей. Она рассчитана на потребителей, которые хотят приобретать качественные товары, существенно не переплачивая при их покупке. В каждой передаче проводится многоуровневая экспертиза определенных групп товаров или услуг (включая химический анализ, народное голосование и т. д.), после чего делается вывод относительно качества продукции. В то же время каждый гражданин, который остался недоволен покупкой или столкнулся с нарушением своих прав, может подать жалобу в «Контрольную закупку», чтобы предупредить других потребителей, инициировать негласную проверку производителя или конкретной продукции. Выпуски передачи периодически становятся причиной судебных тяжб с производителями товаров народного потребления, которые остались недовольны результатами проведенных экспертиз.
На что можно пожаловаться
В «Контрольную закупку» можно пожаловаться на любое несоблюдение потребительского законодательства и ряда правовых актов, регулирующих качество продуктов или услуг. В первую очередь это касается случаев, когда:
- магазин отказался принять возврат товара в установленный для этого срок;
- покупатель столкнулся с низким качеством обслуживания;
- были приобретены продукты питания с истекшим сроком годности;
- продавец был уличен в обвесе, когда вес товара был существенно завышен;
- были получены некачественные услуги или приобретена продукция, которая не соответствует установленным законом стандартам и т. д.
Как подать
Чтобы предостеречь других потребителей от покупки определенного товара (услуги), привлечь внимание редакторов или получить консультацию относительно порядка действий в случае нарушения профильного законодательства, можно обратиться в передачу «Контрольная закупка»:
- По телефону горячей линии.
- По почте.
- Онлайн на сайте передачи zakupka.tv.
По телефону горячей линии
Чтобы связаться с редакторами передачи, можно позвонить по телефону горячей линии на номер 8 (495) 646-34-76. Такой вариант подходит в том случае, если у потребителя нет дополнительных материалов, подтверждающих тот факт, что торговая точка или производитель нарушили его права или действующий закон.
По телефону горячей линии также можно получить консультацию относительно сложившейся ситуации или возникшего конфликта. В частности, можно узнать, какие действия следует предпринять, чтобы наказать нарушителя, в какой контролирующий госорган обратиться для проведения проверки или сообщить о выявленном факте несоблюдения закона, чтобы привлечь внимание редакторов «Контрольной закупки».
По почте
Сообщить о выявленных нарушениях можно стандартным почтовым отправлением, направив письмо по адресу «Первого канала»: 127427, Москва, улица Академика Королева, д. 12. Чтобы его получили редакторы программы, на конверте следует сделать пометку «Контрольная закупка», иначе претензия не будет вручена получателю.
Чтобы иметь возможность убедиться, что отправленное письмо было получено редакцией передачи, потребителю лучше отдать предпочтение корреспонденции с уведомлением. Так он сможет точно узнать, был ли документ вручен адресату и когда это произошло.
Жалобу на производителя, торговую точку или поставщика услуг можно составить в произвольной форме, точно указав свои контактные данные (это необходимо для того, чтобы в случае необходимости редакторы «Контрольной закупки» могли связаться с гражданином для уточнения деталей или обстоятельств инцидента). К документу также можно приложить материалы (чеки, фотографии, видеосъемку и т. д.), которые могут заинтересовать сотрудников программы. Но, чтобы избежать их безвозвратной потери, в редакцию лучше передать не оригиналы, а их копии.
Онлайн на сайте передачи
Отправить жалобу на товар, услугу, производителя или конкретную торговую точку можно на официальном сайте программы «Контрольная закупка». Это можно сделать, придерживаясь следующего алгоритма в своих действиях:
- Регистрация на сайте. Чтобы получить доступ в личный кабинет и расширить свои функциональные возможности по управлению сайтом, пользователь должен пройти небольшую процедуру регистрации, указав свое имя и адрес электронной почты, на который придет письмо с активной ссылкой для завершения процедуры. Чтобы упростить этот процесс, можно зарегистрироваться через свой профиль социальной сети, выбрав соответствующий значок в предложенной форме.
- На странице zakupka.tv/hotline_list можно попытаться найти похожую проблему, воспользовавшись функцией поиска. Если окажется, что какой-то пользователь уже ранее оставил претензию на продукцию производителя, товар или услуг, то можно написать к ней соответствующий комментарий, сообщив свои обстоятельства инцидента. И чем больше будет недовольных граждан, тем выше вероятность того, что торговой точкой или продукцией заинтересуются редакторы «Контрольной закупки».
- Если пользователь все-таки хочет оставить свою жалобу, то ему следует воспользоваться опцией «Сообщить о проблеме». Чтобы конкретизировать суть претензии, важно точно указать ее проблематику, используя специальное меню (на магазин, некачественный товар, на производителя, на услуги), кратко описать сложившуюся ситуацию и дать ей сокращенное название. К онлайн форме можно приложить электронные документы, свидетельствующие о факте покупки (получения услуги) или нарушении потребительских прав, и обязательно сообщить свой контактный номер телефона.
- Если пользователь правильно указал всю необходимую информацию, то жалоба поступит на рассмотрение модераторам сайта. Удостовериться в том, что она принята системой, можно, исходя из ее текущего состояния (в этой графе должно быть написано «На модерации»). Впоследствии контролировать состояние сообщения можно в своем личном кабинете в соответствующем разделе меню.
В каких случаях в публикации жалобы будет отказано
Чем больше данных укажет потребитель при подаче претензии в «Контрольную закупку», тем больше шансов, что она будет размещена на официальном сайте передачи и редакторы заинтересуются сложившейся ситуацией или выявленными фактами. Срок рассмотрения поданной жалобы – 3 суток, но если модераторы откажут в ее публикации, потребитель сможет подать ее повторно, устранив недочеты или указав необходимую для этого информацию.
В модерации будет отказано, если сообщение содержит текст, который:
- написан не на русском языке;
- нарушает действующее российское законодательство или в нем встречаются угрозы, оскорбления или данные, дискредитирующие других лиц;
- призывает к межнациональной, расовой или религиозной розни, к насилию, свержению государственного строя, террористическим актам (в частности, хакерским атакам), экстремизму;
- фактически указывает на разжигание вражды между гражданами или отдельными группами граждан, объединенных по одному признаку;
- больше похож на спам или рекламу какого-либо товара (услуги);
- пропагандирует курение, наркоманию или другие привычки, опасные для здоровья;
- нарушает закон о защите персональных данных или в нем содержится информация, нарушающая тайну переписки;
- включает в себя нецензурные слова или выражения (даже если они написаны на иностранном языке);
Законодательная база
Чтобы правильно составить жалобу в передачу «Контрольная закупка», следует опираться на такие законодательные акты:
- ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. N 2300-1 (ред. от 03.07.2016).
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 (ред. от 21.02.2018) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
- ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (ред. 30.12.2008) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
- Гражданский Кодекс РФ №14-ФЗ от 26.01.1996г. N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017).