Конкурсный управляющий – это специалист, который сопровождает процедуру банкротства физического или юридического лица до момента окончания конкурсного производства. Он выполняет целый ряд обязанностей, начиная от взыскания дебиторской задолженности и заканчивая распределением вырученных от продажи имущества средств между кредиторами.
Конкурсный управляющий назначается судом, поэтому он имеет больше полномочий, чем директор или любой другой орган управления организацией, которая считается должником. Но, несмотря на то, что такой специалист не обязан согласовывать свои решения с имущественным собственником, в случае нарушения положений профильного законодательства или превышения закрепленных за ним полномочий, на его действия можно пожаловаться в Росреестр, который осуществляет надзор и контроль за работой СРО таких специалистов в РФ.
На какие действия можно пожаловаться
Если правомерность действий конкурсного управляющего вызывает определенные сомнения, то это может стать поводом для обращения в Росреестр. Это актуально при условии, что такой специалист:
- принял имущество банкрота с нарушением законодательства, а также должным образом не провел инвентаризацию;
- привлек оценщика для последующей оценки имущества не в соответствии с требованиями профильного законодательства;
- несвоевременно уведомил работников об их планируемом увольнении (это необходимо сделать не позднее одного месяца со дня начала производства);
- не предпринял меры, призванные обеспечить сохранность переданного ему имущества;
- допустил ошибки при анализе финансового состояния банкрота и отказывается принимать какие-либо замечания;
- предъявил требования к третьим лицам по оплате текущей задолженности перед должником с нарушением порядка, предусмотренного законом о банкротстве;
- неправильно ведет реестр текущих требований кредиторов;
- отказывается проводить розыск имущества должника.
Как можно обратиться
Если имеются неопровержимые доказательства нарушений со стороны конкурсного управляющего, то на него следует пожаловаться в Росреестр:
- На личном приеме.
- Отправив письмо с уведомлением. Получить необходимые реквизиты можно на странице https://lk.rosreestr.ru/#/offices, сделав выборку по своему субъекту и региону.
- Через факсимильную связь в региональные подразделения или Центральный аппарат по номеру (495) 531-08-65. В первом случае получить актуальную информацию для пересылки документа можно на официальном сайте или по телефону информационной службы 8 (800) 100-34-34.
- По электронной почте 00_uddfrs1@rosreestr.ru.
- Онлайн на сайте.
Личный прием
Если правомерность действий конкурентного управляющего поддается большому сомнению, то можно лично обратиться в Росреестр, передав уполномоченному сотруднику жалобу, составленную с соблюдением требований закона. Во время визита также можно будет устно сообщить, какие правовые нормы не были соблюдены при банкротстве и кратко изложить суть своих требований. Если предоставленный документ будет составлен без грубых нарушений, то он будет принят уполномоченным сотрудником и зарегистрирован в журнале учета. Для подтверждения описанных в нем обстоятельств и фактов можно предоставить другие материалы, которые будут указывать на неправомерные действия специалиста.
Если на приеме будет предоставлено два экземпляра претензии, то одна из них будет возвращена заявителю с соответствующей отметкой о регистрации. Это гарантия того, что обращение не будет утеряно и будет рассмотрено в предусмотренный для этого срок.
Получить информацию о графике приема граждан и месторасположении территориальных подразделений можно на сайте https://esia.gosuslugi.ru/idp/rlogin?cc=bp, где пользователю предоставлена возможность сделать выборку по своему субъекту и району.
Аналогичные сведения можно получить по единому телефону справочной службы 8 (800) 100-34-34.
Несмотря на то, что посетителей принимают в порядке живой очереди, можно предварительно записаться к специалисту Росреестра, что можно сделать онлайн. Для этого достаточно выбрать опцию «Предварительная запись на прием» и указать запрашиваемую информацию. Но этим можно воспользоваться только при условии, что авторизация была осуществлена через сайт Госуслуг https://esia.gosuslugi.ru/idp/AuthnEngine.
Письмо с уведомлением
Отправить письмо с жалобой на управляющего можно в территориальное подразделение или Центральный аппарат по адресу приема корреспонденции 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.
Жалоба, которая будет направлена по почте России, должна быть составлена в письменной форме. В конверт также можно вложить материалы или доказательства нарушения уполномоченным своих должностных обязанностей (лучше отправлять копии, так как это позволит избежать их безвозвратной утери).
В качестве подтверждения факта пересылки корреспонденции на почте отправителю будет выдана соответствующая квитанция. С ее помощью можно будет разыскать письмо, если оно не дойдет до адресата.
Онлайн на сайте
Направить обращение в Росреестр можно онлайн на сайте через функцию «Подача жалоб».
Чтобы предоставленные факты были изучены в предусмотренный для этого срок, пользователь должен заполнить предложенную форму достоверными данными, уделив особое внимание полям, отмеченным знаком «*» (они обязательны к заполнению, в противном случае претензия не будет принята системой).
В форме надо будет указать следующую информацию:
- управление (исходя из региона, где работает конкурсный управляющий);
- данные отправителя (раздел «От кого»): фамилия, имя и, при наличии, отчество. В зависимости от того, куда гражданин хочет получить ответ, нужно указать почтовый адрес (включая индекс) или адрес электронной почты;
- тематика обращения (в перечне приведены самые популярные запросы);
- в чем состоит суть претензии. В тексте следует кратко изложить обстоятельства, которые могут указывать на то, что управляющий нарушает закон при выполнении своих должностных обязанностей. В виду того, что программой установлен лимит по количеству символом, текст должен быть кратким, лаконичным и содержать в себе все известные пользователю факты.
В случае необходимости можно приложить электронные материалы, которые будут подтверждать факты, указывающие на нарушения со стороны конкурсного управляющего. Эта функция реализуется через кнопку «Добавить».
После заполнения формы пользователь должен нажать кнопку «Отправить». Если при предоставлении информации не были допущены ошибки, то обращение направляется в выбранное территориальное подразделение, а копия перенаправляется на адрес электронной почты, указанный в форме.
Как написать
Если претензия будет отправляться по почте, по факсу или передаваться уполномоченному сотруднику, то ее следует составить в письменном виде, придерживаясь требований российского законодательства. Жалоба должна содержать следующие части:
- вводную. В ней указывается, куда подается претензия (Центральный аппарат или территориальное подразделение) и приводятся данные заявителя. Эта информация размещается в правом верхнем углу документа. В конце можно дописать номер дела о банкротстве;
- описательную. Основная часть претензии, где заявитель сообщает о конкретных фактах и действиях конкурсного управляющего, которые противоречат правовым нормам. Здесь также можно разместить ссылки на статьи, которые нарушаются специалистом, и описать возможные последствия от неправомерных действий;
- резолютивная. В этой части следует четко изложить требования, которые не должны противоречить закону. Как правило, это отстранение и привлечение управляющего к административной ответственности.
Подать жалобу может не только потерпевший, а и доверенное лицо. Чтобы обвинения в нарушении не выглядели голословно и имели под собой веские основания, к письменному документу лучше приложить другие файлы или материалы, которые будут подтверждать доводы заявителя. Это могут быть договора, расчетные (бухгалтерские) квитанции, решения или постановления судов, отчеты о проведенных аудиторских проверках, постановления контрольно-надзирательных органов и т. д.
В целом ряде случаев не стоит рассчитывать на получение ответа или рассмотрение поданной жалобы. Это актуально при условии, когда:
- заявитель не указал свою фамилию, электронный или почтовый адрес, на который должен быть направлен ответ;
- текст написан неразборчиво, его невозможно прочитать или в документе использован такой порядок изложения фактов, что сложно понять, в чем состоит правонарушение и чего требует заявитель. В этом случае Росреестр направит ему соответствующее уведомление, если указанный почтовый адрес и ФИО гражданина будут поддаваться прочтению;
- обжалуется судебное решение. Такое обращение возвращается гражданину с разъяснением порядка последующего обжалования;
- задается вопрос, на который уже неоднократно был предоставлен ответ, в то время как в претензии не приводятся новые доводы или факты, указывающие на явные нарушения. В этом случае руководитель или иное уполномоченное лицо Росреестра может принять решение о прекращении переписки, о чем гражданину направляется соответствующее уведомление;
- если ответ может быть дан только после разглашения государственной тайны или иных сведений, которые охраняются федеральным законом.
Кроме того, Росреестр может оставить претензию без внимания, если в ней содержатся оскорбительные или нецензурные выражения в адрес специалистов, должностных лиц и членов их семей. Тоже самое касается угроз жизни, имуществу и здоровью.
Сроки рассмотрения
В течение 5-ти дней поступившая жалоба должна быть зарегистрирована и принята для последующего рассмотрения, если при ее составлении не были допущены серьезные ошибки, которые являются основанием для ее возврата.
За обозначенные законом 30 дней уполномоченный сотрудник Росреестра должен изучить предоставленные факты или документы и принять решение относительно законности действий конкурсного управляющего. Если отведенного срока оказалось недостаточно для рассмотрения (например, за отведенное время не были получены ответы на поданные запросы в другие инстанции), он может быть продлен еще на 30 дней, о чем должно быть направлено письменное сообщение заявителю (по почте или на электронный ящик).
В связи с тем, что КоАП РФ установлен срок давности для привлечения к административной ответственности (1 год), не стоит откладывать с подачей жалобы на действия управляющего.
Законодательная база
При обращении в Росреестр можно опираться на такие законодательные акты:
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127-ФЗ.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. №138-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
- Приказ Минэкономразвития России «О Порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» от 08.07.2010г. №284.
- Административный регламент предоставления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной услуги по предоставлению сведений из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2012г. №754 (ред. от 12.10.2015)).
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02.05.2006г. (ред. от 03.11.2015).