Ларьков с шаурмой и фастфудом становится всё больше, особенно после официального ухода Макдональдса и KFC. Формально те заведения остались под другими брендами, но это не мешает процветать шаурмичным.
Однако качество приготовленных блюд не всегда соответствует нормам. Что делать, если на предприятии наблюдается антисанитария и куда идти жаловаться?
На что жалуются
В стране было много инцидентов, связанных с шаурмичными. Коллективные обращения, обсуждение в СМИ и соцсетях широко освещаются и вызывают большой резонанс.
Это помогло жителям одного из домов на улице Покровской в Москве. Граждане были недовольны работой заведения быстрого питания, расположенного на первом этаже здания. Грязную воду из общепита выливали прямо на газон, а вокруг распространялся неприятный запах. По вечерам нередко собирались агрессивные молодые люди. После схода недовольных граждан в июле 2023 года участковый заверил, что владельцев предприятия доставили в полицию и обязали закрыть заведение.
В Екатеринбурге же бессильны даже местные чиновники. Дело в том, что киоск с шаурмой стоял напротив элитного жилого комплекса несколько лет. Жителей раздражало, что дети покупали там еду, а не питались нормально дома. Граждане обратились в администрацию: киоск снесли, но через время он снова там появился. Просто раньше ларек занимал два участка — муниципальный и территорию жилого дома. Администрация смогла демонтировать киоск с городского участка. Теперь она бессильна. Вынести его с территории дома могут только собственники участка.
Не обходится без потасовок и разбирательств, когда привлекаются правоохранительные органы.
В апреле 2023 года пьяный москвич напал на сотрудника шаурмичной, потому что ему не понравился вкус фастфуда. Сначала шаурмист не реагировал, но когда мужчина полез через витрину, сотрудник ударил нападавшего ножом. На место приехали полицейские и бригада скорой помощи.
Жаловаться на шаурмичную могут не только посетители, но и сами работники.
Так произошло в Улан-Удэ, где женщина-предприниматель и хозяйка местной сети кафе быстрого питания отбирала документы у сотрудников и не платила за работу. Одна из местных редакций наткнулась на разные публикации в интернете за последние пять лет, и всё сводилось к одной схеме: женщина забирала паспорта и не отдавала их долгое время. Сотрудники редакции пообщались с несколькими бывшими работниками и решили проверить заведение. Они придумали легенду и под видом 17-летней девушки позвонили. Об условиях труда и зарплате по телефону ответили невнятно, зато попросили принести паспорт и медкнижку. Позже редакция направила запрос в трудовую инспекцию, которая проинформировала, что в отношении этого работодателя проводится проверка.
Самая распространенная причина жалоб — отравление. Иногда число пострадавших — десятки человек.
В мае 2023 года в Мелеузе Республики Башкортостан 17 человек оказались в больнице после того, как перекусили шаурмой из нового киоска. Среди пострадавших 9 детей. Это был день открытия киоска, и бесплатную шаурму раздавали всем желающим. Врачи сообщили о массовом отравлении в правоохранительные органы, и следственный комитет возбудил дело. Роспотребнадзор тоже подключился: закрыл киоск, взял образцы для лабораторных исследований. Причиной отравления стала острая кишечная инфекция норовирус. Роспотребнадзор также выяснил, что сотрудники не проходили медосмотр.
Куда жаловаться
Если вы отравились фастфудом, необходимо вызвать скорую помощь или отправиться в больницу. Обязательно попросите медицинское заключение и желательно, чтобы в нем была указана причинно-следственная связь между отравлением и поеданием шаурмы из ларька.
Далее можно направить официальную претензию ИП с приложенным медицинским заключением/справкой. Потом отправьте жалобу в Роспотребнадзор, который проверит заведение, или в суд, чтобы потребовать моральную компенсацию.
Чтобы правильно написать жалобу, соблюдайте структуру:
- В правой верхней части документа укажите «шапку» — информацию об адресате (наименование органа/предприятия, Ф.И.О. и должность руководителя) и данные заявителя (Ф.И.О., электронная почта, телефон и адрес).
- Посередине напишите наименование документа — «Жалоба» или «Заявление».
- В основной части письма перечислите, что именно произошло, чего вы хотите добиться и какие у вас требования.
- В приложении напишите, какие доказательства вы прикрепили — это могут быть справки из больницы, фотографии, отчеты экспертов, показания свидетелей, копии жалоб, направленных ранее в другие инстанции.
- Поставьте дату и личную подпись.
Роспотребнадзор
Главный надзорный орган контролирует, чтобы на предприятиях соблюдались санитарно-эпидемиологические условия. Поэтому в первую очередь стоит пожаловаться сюда. Роспотребнадзор может организовать проверку, выписать штраф и даже обратиться в суд, чтобы шаурмичная приостановила деятельность.
Быстрый способ направить жалобу — зайти на Госуслуги или официальный сайт Роспотребнадзора. Там перейдите во вкладку «Для граждан» → «Обращения граждан». Заполните обращение.
Чтобы проконсультироваться устно, наберите специалистов по телефону 8-800-100-00-04. Можно записаться на личный прием: там обсудить ситуацию с представителем органа и передать письменную жалобу. Адрес регионального подразделения можно найти на сайте.
Пример. Громкий случай произошел в июне 2023 года в Братске Иркутской области. Там шаурмой отравилось более ста человек, из них 22 — дети. Госпитализированным поставили диагноз «острая кишечная инфекция», которая была вызвана бактерией сальмонеллой. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Все пострадавшие указали на кафе «Шаурму хочу», в котором накануне пробовали блюдо. Проверка Роспотребнадзора выявила нарушения санитарно-эпидемиологических условий — в частности, там неправильно хранили продукты, и сотрудники не соблюдали личную гигиену. Роспотребнадзор начал готовить коллективный иск, чтобы защитить права потребителей. Владельца кафе отправили под домашний арест.
Суд
В суд можно идти за компенсацией в случае отравления или если вы хотите, чтобы местный ларек закрыли. Во втором сценарии будет хорошо, если к вам подключатся другие жители района. При сумме иска менее 100 тыс. руб. исковое заявление подается мировому судье, а если сумма ущерба более 100 тыс. руб. — в районный суд.
В случае отравления здесь еще важнее установить связь между ним и некачественным продуктом. Стоит обратиться к профессиональному юристу: он объяснит процедуру судебного разбирательства, поможет составить иск и собрать доказательства.
Юристы нашего портала помогают составить жалобу гражданам, чтобы отстоять свои права. Подскажем, на какие законодательные акты ссылаться и что стоит указать в заявлении в первую очередь.