Управление К считается самым засекреченным подразделением Министерства внутренних дел России, что обусловлено его функциями и задачами. Основная специализация отдела – это не только пресечение оборота спецустройств и радиоэлектронных средств, но и выявление правонарушений в сфере информационных технологий, что все больше актуально для России, где наблюдается четкая динамика роста аудитории Интернета.
Чтобы обратиться в Подразделение К, заявитель необязательно должен быть потерпевшим. В случае выявления факта интернет-преступления, каждый пользователь «глобальной паутины» может пожаловаться в специализированное управление МВД, которое не только примет, но и проверит информацию, указанную в заявлении на предмет правонарушения.
На что можно пожаловаться
Борьба с распространением порнографической продукции и пресечение продажи нелицензионных дисков — это далеко не вся сфера интересов Управления К. Обратиться к его специалистам также можно в том случае, если речь идет о:
- нарушении смежных или авторских прав;
- незаконном доступе к информации, размещенной на жестком диске компьютера (например, через Интернет);
- намеренном распространении вирусных и вредоносных программ для получения выгоды;
- мошенничестве в Интернете или реализации преступных схем посредством любой другой информационно-телекоммуникационной сети;
- осуществление несанкционированного доступа или незаконное подключение к телефонным линиям;
- нарушении правил использования средств, предназначенных для обработки, передачи или хранения компьютерных данных;
- использовании поддельных пластиковых карт с целью присвоения средств их владельцев.
Как можно пожаловаться
Независимо от того, какой способ будет выбран для подачи заявления, если текст будет составлен без ошибок и неточностей, то заявитель после его рассмотрения получит ответ в срок, регламентированный действующим законом. Пожаловаться можно:
- В письменном виде (посредством Почты России).
- На личном приеме.
- В электронном виде.
Реализовать свое право на обращение с заявлением в Управление К можно в любом территориальном органе, руководствуясь информацией mvd.ru/contacts/sites. Но, чтобы документ попал к получателю, в нем необходимо отметить, какому управлению МВД он адресован.
В письменном виде
Чтобы претензия была зарегистрирована в системе МВД, и по указанным обстоятельствам было проведено расследование с целью выявления нарушителей и привлечения их к предусмотренной законом ответственности, лучше составить такой документ в письменном виде, придерживаясь таких правил и рекомендаций.
- Необходимо не только указать свой почтовый (электронный) адрес, но и сообщить номер контактного телефона на тот случай, если при рассмотрении фактов у ответственного сотрудника появится необходимость экстренно связаться с тем, кто пожаловался на нарушение закона (например, для уточнения дополнительных деталей).
- Важно предоставить сотрудникам подразделения максимум полезной информации, по которой они смогут идентифицировать нарушителей. В связи с тем, что в Интернете не всегда легко установить истинного виновника правонарушения, при отсутствии таких данных процесс расследования существенно затянется, что явно не в интересах заявителя.
- В документе можно указать, какие действия предпринимались для урегулирования ситуации (например, обращение к руководству сайта через форму обратной связи для информирования о размещении контента с нарушением авторского права, подача претензии в электронную платежную систему и т. д.).
- Чтобы пожаловаться на нарушителя, необходимо сообщить все детали инцидента, к которому гражданин имеет самое непосредственное отношение (как развивались события, когда был выявлен факт правонарушения и т. д.);
- в конце документа следует четко сформулировать свои требования (возбудить уголовное дело, привлечь к ответственности правонарушителей и т. д.).
- К письменной жалобе не лишним будет приложить дополнительные материалы, которые будут подтверждать информацию, отраженную в письменном документе. В случае возбуждения Управлением К уголовного дела, такие материалы могут быть приобщены к процессу в виде доказательств. В случае их передачи в заявлении важно сделать их опись, снизив вероятность утери важных материалов.
Пожаловаться в письменном виде в подразделение К можно посредством Почты России, воспользовавшись адресом для приема писем от граждан: 119991, г. Москва, ул. Житная, 16. Законом не обозначено, какой вид корреспонденции должен использоваться для подачи жалоб, но предпочтительно, чтобы это было письмо с уведомлением, которое можно отправить из любого отделения Почты России. В этом случае будет гораздо проще отследить, когда письмо было вручено, чтобы подсчитать примерный срок получения ответа. В конверт также следует вложить дополнительные материалы (согласно их описи в документе), но важно не превысить лимит по весу письма, иначе его отправка будет невозможна.
Получить информацию справочного характера можно по телефону 8 (495) 667-04-02.
На личном приеме
Составленная в письменном виде жалоба пригодиться гражданину не только в том случае, если он хочет отправить обращение по почте. Если он боится потерять важные документы или у него есть вопросы, которые он хочет лично задать уполномоченному сотруднику, ему стоит обратиться в приемную МВД, которая находится недалеко от станций метро «Цветной бульвар» и «Сухаревская» на улице Садовая-Сухаревская, дом 11. По этому же адресу прием осуществляют руководители Ведомства (график размещен на hxn--b1aew.xn--p1ai/help/Grafik_priema_grazhdan), которым тоже можно передать обращение по факту обнаруженных правонарушений в сфере информационных технологий (после приема и регистрации документ будет перенаправлен в Подразделение К).
Гражданину придется заранее спланировать свое посещение приемной, так как представители руководящего состава принимают посетителей только при наличии записи. Это можно сделать в ходе предварительного посещения приемной МВД, в письменном виде или в электронной форме. Для регистрации посетителей также открыта телефонная линия 8 (495) 667-72-64, куда можно позвонить с 8 до 10 часов.
Общественная приемная работает с понедельника по четверг и в пятницу с 10.00 до 16.00, в то время как в среду граждане принимаются до 20.00. Кроме того, пообщаться с ответственным сотрудником и лично пожаловаться ему на нарушение в сфере информационных технологий можно каждую 1-ю и 3-ю субботу месяца.
Попасть на прием к специалисту можно при наличии одного документа – удостоверения личности. Но, чтобы пожаловаться с максимальным эффектом, лучше взять с собой письменную претензию, где будет отражена информация, которую заявитель планирует сообщить в приемной (также потребуются дополнительные материалы и документы). Если нарушение в Интернете незначительное и от ответственного сотрудника больше требуется помощь информационного характера, посетителю может быть дан ответ сразу в ходе личного приема. Во всех остальных случаях претензия регистрируется и передается в Подразделение К для дальнейшего рассмотрения. В связи с этим лучше взять с собой два одинаковых экземпляра документа, чтобы на одном из них в приемной поставили отметку о принятии с указанием регистрационных данных.
В электронном виде
Возможность пожаловаться в Подразделение К Центрального аппарата МВД теперь доступна всем жителям страны, независимо от региона проживания. Это можно сделать онлайн, путем заполнения электронной формы, предназначенной для приема обращений от граждан.
Чтобы документ не попал в стороннее отделение, а сразу был получен своим адресатом, на xn--b1aew.xn--p1ai/request_main следует выбрать пункт «Управление К МВД России». Если заявитель неправильно укажет подразделение, претензия все равно будет принята в обработку (если в ней были указаны все необходимые данные), но на ее рассмотрение потребуется намного больше времени, так как она не сразу будет передана конечному получателю.
При подаче онлайн претензии гражданину придется указать свои персональные и контактные данные, иначе обращение не будет зарегистрировано в системе и он не сможет получить ответ по существу своей проблемы. Также необходимо будет сообщить:
- куда следует направить ответ после рассмотрения жалобы. Это может быть не только электронный, но и почтовый адрес (следует выбрать соответствующую опцию);
- регион, в котором произошел инцидент. Несмотря на то, что в Интернете понятие принадлежности весьма расплывчато, достаточно будет указать регион своего проживания, если пользователь не располагает альтернативными данными;
- в какое подразделение ранее были поданы обращения о факте выявленных правонарушений в сфере информационных технологий;
- какие сведения известны заявителю, и на основании чего можно сделать вывод о несоблюдении закона (указывается в поле «Текст обращения»).
Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии доказательств нарушения закона со стороны третьих лиц. И чем больше будет их собрано, тем больше шансов, что сотрудники Подразделения К не только установят фактическое местонахождение нарушителей, но и привлекут их к ответственности. Поэтому, даже если гражданин планирует пожаловаться онлайн, ему обязательно стоит подготовить соответствующие материалы, которые можно прикрепить к электронной форме посредством опции «Прикрепить файл».
Рекомендуем почитать: Как написать электронную жалобу
Схема проезда
Порядок рассмотрения
Поступившее от гражданина обращение регистрируется в системе учета в течение трех календарных дней, а в последующие 30 дней Подразделение К обязано изучить указанные в документе обстоятельства и принять решение по существу вопроса (например, возбудить уголовное дело). Если для анализа ситуации необходимо больше времени (в частности, чтобы получить ответы на поданные запросы в другие инстанции), после уведомления заявителя срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней. Но если гражданин решил пожаловаться в Центральный аппарат, он должен понимать, что его обращение может быть перенаправлено в территориальное подразделение, причем о факте смены получателя он не будет уведомлен, что не будет являться нарушением закона.
В рассмотрении заявления, поступившего в Управление К, может быть отказано, если:
- гражданин пытается пожаловаться на ранее принятое судебное решение;
- указанные факты свидетельствуют о том, что Управление не может заниматься подобными делами, так как они выходят за рамки его компетенции;
- чтобы дать ответ по существу вопроса, необходимо раскрыть секретные документы или сообщить сведения, которые являются государственной тайной и охраняются соответствующим законом.
Законодательная база
Чтобы пожаловаться в Управление К можно руководствоваться целым рядом распоряжений, приказов и законов:
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02.05.2006г.
- Уголовный кодекс РФ №63-ФЗ от 13.06.1996г. (ред. от 27.12.2018).
- Кодекс об административных правонарушениях РФ №195-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 27.12.2018).
- Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» №707 от 12.09.2013г. (в ред. Приказа №770 от 01.12.2016).
- Распоряжение МВД России «Об организации личного приема граждан в центральном аппарате МВД России в режиме видеосвязи» №1/788 от 31.01.2014г.