ГИБДД призвана следить за безопасностью на дорогах, но сотрудники подразделения нередко нарушают законодательство. Чтобы защитить свои права, граждане могут подавать жалобы. Разберемся, куда можно обращаться.
На что можно жаловаться
Прежде чем писать жалобу, полезно знать, что сотрудник ГИБДД согласно регламенту МВД имеет право делать:
- проверять документы;
- останавливать транспортные средства;
- составлять протоколы для фиксации правонарушений;
- высказывать просьбу открыть багажник или осмотреть салон;
- задержать водителя/пассажира, если он подозревается в совершении преступления;
- требовать прохождения медицинского освидетельствования;
- привлекать понятых;
- использовать камеру для фиксации нарушений;
- изымать автомобиль гражданина для преследования преступника.
Если пожаловаться на правонарушения со стороны инспектора, которых на самом деле не было, гражданина могут привлечь по статье «Заведомо ложный донос». Это произошло с жителем Астрахани. Когда его остановили сотрудники ДПС, мужчина находился в состоянии алкогольного опьянения. Написав заявление в региональное управление МВД, он сообщил о превышении должностных обязанностей и незаконном составлении протокола. После проведенной проверки невиновность сотрудников ГИБДД доказана, а против мужчины возбудили дело.
На какие действия инспектора можно жаловаться:
- Выписывает штрафы без законных оснований.
- Занимается вымогательством.
- Не исполняет прямые обязанности — не регистрирует ДТП, игнорирует доводы сторон.
- Эвакуирует авто, когда водитель за рулем.
- Неверно составляет документы.
- Оскорбляет водителей/пассажиров.
- Превышает полномочия.
В зависимости от тяжести нарушения инспектору грозит штраф, выговор, запрет занимать должность, принудительные работы, арест или лишение свободы.
Пример 1. В Казани водитель остался в недоумении после встречи с представителями Госавтоинспекции, после чего пожаловался на их некорректное поведение. Мужчина сообщил о том, что сотрудники выражались нецензурно, не представились и пытались выписать штраф на незаконных основаниях. Весь разговор водитель записал на видео. МВД пообещало проверить обстоятельства.
Пример 2. В Екатеринбурге пострадавший водитель утверждал, что сотрудники ГИБДД его избили. Всё произошло после того, как мужчину заподозрили в алкогольном опьянении и отвезли в медучреждение. Он упал в обморок на выходе оттуда, после чего оказался в автомобиле инспекторов, которые его пристегнули ремнями безопасности, а в отделении избили. Была инициирована проверка, а инспекторов обязали предоставить объяснительные.
Пример 3. А вот жители одного из поселков Калининградской области пожаловались на странного сотрудника ГИБДД, который останавливал машины и не мог предъявить служебное удостоверение. Да и патрульного автомобиля у него не было. Оказалось, что это и не сотрудник Госавтоинспекции: в форму облачился местный житель, который решил подшутить над знакомым. Но шутка не удалась, и в отношении мужчины составили административный протокол за незаконное ношение форменной одежды.
Пример 4. Жалоба от жителя Хакасии повлияла на установку информационных знаков о том, что на участке ведется видеонаблюдение. Мужчина указал на то, что в районе одного из поселков установлена камера автоматической фиксации нарушений, но информации о ней нет, зато ее охраняют сотрудники Госавтоинспекции, прячущиеся в кустах. УГИБДД провело проверку: в действиях инспекторов нарушений не выявили, но знаки поставили.
Куда жаловаться
Пожаловаться на сотрудника или сообщить о преступлении можно по телефону горячей линии МВД — действует в каждом регионе страны. Контакты есть на сайте — https://мвд.рф/contacts/sites. В некоторых случаях конфликт может быть исчерпан после телефонного звонка.
Сотрудники ГИБДД могут нарушить права не только водителей, но и пешеходов. Так, в Туле мужчина пожаловался, что его привлекли к административной ответственности за движение вдоль проезжей части вне населенного пункта в темное время суток. Он утверждал, что двигаться иначе не мог: тротуар отсутствовал. Мужчина направил жалобу в суд.
В Смоленске на пешехода составили протокол за переход улицы в неположенном месте. Пенсионер объяснил позицию тем, что не мог воспользоваться пешеходным переходом, т.к. там велись дорожные работы. Мужчина позвонил в ГИБДД, чтобы прояснить ситуацию. Сначала ему отменили штраф, затем прекратили дело.
Письменная жалоба составляется в свободной форме, но нужно указать данные заявителя и должностного лица, описать все события в хронологическом порядке и сообщить, какие действия оспариваются. Желательно дать ссылки на законодательные акты.
Что необходимо сделать гражданину перед написанием жалобы:
- Собрать доказательства — снять на камеру телефона или видеорегистратора происходящее, привлечь свидетелей и взять их контактные данные, записать разговор на диктофон. Документация тоже подходит, например, протокол, экспертиза или отчет о медицинском освидетельствовании.
- Определиться с органом, куда подается жалоба.
Если жалобу оставили нерешенной или ответ не удовлетворил, можно обращаться в вышестоящие инстанции. Не запрещается посылать жалобы в несколько органов параллельно.
Официальный срок рассмотрения обращений — 30 дней, но в ГИБДД — 10 дней, а в суде — до 60 дней.
Причины, по которым могут не ответить на обращение или вовсе его не принять:
- содержит личные оскорбления и нецензурную лексику;
- не указан обратный адрес для ответа;
- заявление составлено некорректно;
- идентичное обращение уже подавалось.
Руководитель отделения
Предстоит выяснить Ф.И.О. и должность самого сотрудника, который совершил правонарушение, из какого он отделения и кто его непосредственный начальник.
В письменном обращении обычно просят провести проверочные мероприятия в отношении сотрудника и выяснить обстоятельства произошедшего. Можно отдать письменную жалобу на личной встрече с начальником отделения и заодно обсудить ситуацию. Заявление составляйте в двух экземплярах — одно остается у вас на руках и обязательно завизированное.
Сайт ГИБДД
На официальном сайте Госавтоинспекции https://гибдд.рф/ есть специальный раздел для отправки обращений. Перейдите в раздел «Сервисы», далее — «Прием обращений».
Необходимо заполнить графы:
- данные о себе — Ф.И.О, адрес электронной почты, номер телефона;
- информацию об адресате — регион, подразделение, должность и Ф.И.О. сотрудника;
- текст обращения.
Не забудьте прикрепить документы, аудио- или видеозаписи.
Управление собственной безопасности при МВД
Еще один орган, который контролирует работу представителей ведомства. Гражданин может:
- отправить жалобу почтой в Главное управление собственной безопасности МВД России (107078, г. Москва, ул. Садовая Спасская, д. 1/2) или территориальное подразделение;
- оставить заявление в почтовом ящике, установленном в административном здании МВД России (Москва, ул. Житная, д. 16);
- заполнить электронную форму на официальном сайте МВД России — https://мвд.рф/request_main;
- оставить письменную или устную жалобу в дежурной части органа внутренних дел, дежурному офицеру ГУСБ МВД России или в территориальном подразделении на региональном уровне.
Прокуратура
По любым правонарушениям допустимо подавать жалобу в прокуратуру, и сделать это можно разными способами:
- конвертом по почте;
- письмом, которое оставляют в ящике «Для обращений и заявлений» у здания прокуратуры;
- электронным обращением через сайт Генеральной прокуратуры — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf.
-
Пример. В Удмуртии молодого человека остановили сотрудники Госавтоинспекции, обвинили в наркотическом опьянении и изъяли водительское удостоверение. Медицинское освидетельствование не выявило опьянения, и административное производство было прекращено. Мужчине больше полугода не возвращали удостоверение, после чего он направил заявление в прокуратуру, которая обязала начальника УГИБДД ГУВД по Тюменской области устранить нарушения и привлечь виновных к ответственности.
Суд
В процессе судебного заседания можно доказывать свою правоту, привлекать свидетелей, но есть особенности оформления искового заявления. Зачастую за помощью в подготовке к суду обращаются к компетентному специалисту, который помогает собрать вещественные и письменные доказательства.
Иск можно направить одним из способов:
- отдать лично;
- отправить через электронную приемную суда (если она есть);
- воспользоваться обычной почтой.
По любым вопросам, касающимся составления жалобы и правил ее написания, вы можете обратиться к юристам нашего портала.