Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации относится к числу федеральных органов исполнительной власти и занимается обеспечением надлежащего уровня жизни населения, социальной поддержки, обеспечения должных условий и оплаты труда. Столкнувшись с правонарушениями в части социального, пенсионного обслуживания или трудовых отношений, каждый гражданин имеет право написать жалобу в Минтруд. если поставленный вопрос относится к компетенции ведомства, она будет обязательно рассмотрена в установленные законодательством сроки. Грамотно составленный документ, дополненный подтверждающими материалами, повысит шансы на положительное решение вопроса.
Когда жаловаться
С учетом круга вопросов, отнесенных к компетенции Министерства труда и соцзащиты, граждане могут обратиться в ведомство с жалобами, которые касаются нарушения гражданских прав и свобод в следующих сферах:
- трудовых отношений и оплаты труда;
- гендерного равенства;
- назначения пособий, льгот, адресной помощи;
- опеки и попечительства;
- социального страхования;
- защиты интересов инвалидов;
- поддержки семей с малолетними детьми, матерей-одиночек;
- санаторно-курортного лечения;
- оформления реабилитационных услуг для инвалидов и лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- пенсионного обеспечения (в т. ч. негосударственного);
- обслуживания в инстанциях, связанных с Минтруда (отказа в предоставлении услуг, нарушении сроков выполнения, ненадлежащего качества, требования дополнительной платы и пр.).
Кроме того, граждане могут лично или от имени организаций обращаться в Минтруд для подробного разъяснения отдельных положений действующего законодательства. В целом поводом пожаловаться может стать любое ущемление прав гражданина в рамках компетенции ведомства, с которым сотрудники ведомства будут обязаны разобраться. Но следует учитывать, что обращаться в Министерство целесообразнее в ситуациях, когда жалоба игнорировалась на уровне нижестоящих инстанций или результат ее рассмотрения оказался для автора неудовлетворительным.
Способы обращения
Пожаловаться в Минтруд можно посредством:
- отправления письма почтой России;
- самостоятельной доставки письма;
- личного приема;
- интернет-приемной на сайте ведомства;
Вопросы приема жалоб и их дальнейшего направления на рассмотрение компетентным лицам ведомства возложены на Отдел по работе с обращениями граждан. Телефоны:
- +7 (495) 870-67-22 – справочный телефон для получения информации о регистрации направленного обращения;
- +7 (495) 870-67-12 – факс.
Для получения регистрационной информации по письмам от организаций и ведомств следует звонить по номеру +7 (495) 587-88-89, доб. 1190, 1191, 1192.
Схема проезда
Письменные обращения
Письменные жалобы и обращения можно направить в Министерство труда и социальной защиты:
- Почтовым отправлением на адрес 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21. Корреспонденцию рекомендуется отправлять заказным письмом с уведомлением и описью вложений. При доставке адресату отправителю направляется письменное или смс-уведомление. Его необходимо сохранить, чтобы контролировать срок доставки письма и соблюдение сроков рассмотрения.
- Доставить лично по адресу г. Москва, ул. Ильинка, д. 21, подъезд № 3, «Экспедиция». Таким образом можно сократить время на доставку и ожидание уведомления от почтовой службы. Обращения принимаются в рабочие дни с 9:00 до 18:00, в пятницу – до 16:45 (обеденный перерыв с 12:00 до 13:00).
Личный прием
В Общественной приемной Минтруда РФ проводится личный прием граждан, во время которого можно подать жалобу в устной или письменной форме. Для этого следует обращаться по адресу г. Москва, ул. Ильинка, 15, комн. 103. Прием проводится с понедельника по четверг с 9:30 до 17:00, в пятницу – с 9:30 до 16:00 (обеденный перерыв с 12:00 до 13:00).
Личный прием у руководства Министерства и его структурных подразделений проводится согласно заранее утвержденному графику, публикуемому на сайте ведомства. Руководящие лица Министерства проводят прием только по жалобам граждан, которые касаются решений, ранее утвержденных руководителями структурных подразделений.
Особенности проведения приема:
- При себе обязательно иметь документ-удостоверение личности, сведения из которого вносятся в журнал регистрации.
- Граждане приглашаются на прием в порядке очередности.
- Отказ в приеме возможен, когда по жалобе ранее был дан развернутый ответ, а новые доводы гражданином не предоставлялись.
- Сложившую проблему и свои требования в рамках норм российского законодательства можно описать устно или предоставить информацию в письменном виде. В последнем случае рекомендуется составлять документ в 2-х экземплярах, один из которых останется на руках автора с пометкой о дате регистрации.
- Ответ может быть предоставлен непосредственно во время приема в устной форме (при согласии гражданина) или направлен на указанный почтовый адрес или e-mail.
Электронное обращение
Одним из способов подачи жалобы является электронное обращение через интернет-приемную на официальном портале Минтруда. В форме, открывающейся по ссылке rosmintrud.ru/reception/form, необходимо указать следующую информацию:
- ФИО отправителя;
- категорию проблемы;
- социальное положение;
- способ получения ответа и соответствующие данные;
- изложить проблемную, желательно с указанием места развития событий и контактного телефона для уточнения информации;
- прикрепить (при наличии) дополнительные материалы.
Отправляя электронную жалобу, важно учитывать, что:
- Объем текста не может превышать 2000 символов;
- К письму можно добавить дополнительные материалы одним файлом размером до 5 Мб.
- Для объемных обращений или при наличии большого количества вложений следует выбирать способ отправки почтовым отправлением по указанному выше адресу.
- Ответ может быть направлен автору письменно (при указании почтового адреса) или в электронной форме (при указании e-mail).
Как писать
Для письменных жалоб, которые будут направлены почтой России, факсимильной связью или переданы во время личного приема законодательством РФ не предусмотрено единого образца. Документ составляется в свободной форме, но придерживаясь делового стиля изложения материала. Допускается рукописный или печатный текст, но обязательно указывается следующая информация:
- ФИО должностного лица или полное наименование ведомства.
- ФИО, адрес и контактные данные (телефон, e-mail) автора обращения.
- Изложение проблемной ситуации и доводы указывающие на нарушение законодательства (желательно подтвержденные ссылками на соответствующие статьи законов), наименование и местонахождение нарушителя. Важно избегать эмоциональных или неподтвержденных суждений, угроз, нецензурных выражений и указывать объективную информацию без лишних деталей. Здесь же следует указать ранее предпринятые действия (обращение в другие инстанции) и их результаты.
- Требования/предложения автора.
- Дата составления и личная подпись.
Письменную жалобу желательно дополнить дополнительными материалами, которые обеспечат ее всестороннее рассмотрение и будут способствовать вынесению положительного для автора решения. Чтобы обезопасить себя от утраты ценных документов, рекомендуется отправлять копии (при необходимости заверенные у нотариуса). При этом следует сделать полную опись вложений в тексте письма.
Сроки рассмотрения
Согласно законодательству РФ, обращения, поступающие в Министерство труда и соцзащиты от граждан в письменной или электронной форме, должны быть зарегистрированы в течение 3-х дней и рассмотрены в 30-дневный срок с этой даты. При необходимости допускается увеличение сроков на аналогичный период при условии предварительного уведомления автора. Поступающие документы направляются для рассмотрения Министру, его заместителям, руководителям структурных подразделений Минтруда или иным сотрудникам, компетентным в решении обозначенных вопросов. Если они не относятся к компетенции Минтруда, обращение перенаправляется в соответствующие инстанции в 7-дневный срок после регистрации с обязательным уведомлением об этом отправителя.
Ответ с результатами рассмотрения направляется отправителю на почтовый или электронный адрес, поэтому для получения обратной связи от госорганов важно точно указывать данные для обратной связи.
Законодательная база
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006.
- Приказ Минтруда России «Об утверждении инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» №60н от 04.02.2015.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» № 452 от 28.07.2005.