Прокуратура – это централизованная федеральная система, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституционных норм и законодательства РФ, отслеживает порядок уголовного преследования. Кроме этого, ведомство препятствует нарушению свобод и прав граждан. Система не относится ни к одной из действующих ветвей власти, независима от федеральных, региональных, местных органов управления, но принимает участие в правотворческой деятельности.

С какими жалобами можно обращаться в прокуратуру

В основе функционала прокуратуры лежат положения 10 статьи ФЗ 2202-1. Согласно этим положениям, ведомство принимает, рассматривает и решает заявления, жалобы и обращения другого типа от граждан в сроки, установленные законодательством РФ.

Обратиться с жалобой в прокуратуру можно в том случае, если:

  • нарушены трудовые права или трудовой договор;
  • управляющая или ресурсоснабжающая компания не выполняет свои обязанности;
  • должностные лица превышают свои полномочия или бездействуют;
  • неправильно рассчитан налог или назначен штраф;
  • причинен материальный, моральный ущерб в ходе оказания медицинской помощи;
  • нотариус, юрист, сотрудник следственного отдела или полиции допустил ошибку в работе;
  • судья вынес приговор, не соответствующий законодательству – слишком мягкий или слишком строгий;
  • педагог использовал недопустимые методы воспитания по отношению к ребенку;
  • нарушены права потребителя при продаже товара или оказании платной услуги.

Кроме этого, в прокуратуру можно пожаловаться на застройщика при срыве сроков сдачи объекта, на работников городской, районной, сельской, областной администрации, руководителей коммерческих, общественных организаций и других должностных лиц.

Оснований для подачи жалобы в прокуратуру много. Единственное ограничение – обращения, в которых ответчиком является физическое лицо, ведомством не рассматриваются. Жаловаться на обычного гражданина нужно в полицию, и только в случае бездействия с их стороны следует обращаться в прокуратуру.

Если действия, описанные в жалобе, не попадают под юрисдикцию прокуратуры, обращение переадресовывается в другое ведомство. Срок на рассмотрение жалобы не может превышать 30 дней. В случаях, когда требуется проведение дополнительного расследования обстоятельств произошедшего, сроки увеличиваются, заявитель информируется об этом.


Пример: С жительницы Астрахани в октябре 2022 года судебным приставом был дважды списан долг по кредитным обязательствам перед банком. Вернуть деньги удалось только после жалобы в прокуратуру. По обращению женщины была проведена проверка, вынесено решение о возврате повторного списания средств с ее счета.


Пример: В Ульяновске прокурорам пришлось разбираться в порядке обеспечения местной жительницы бесплатными лекарствами. Инвалидка несколько месяцев не получала один из назначенных ей жизненно важных препаратов, который, согласно законодательству РФ, выдается бесплатно по федеральной льготе. После вмешательства прокуратуры гражданка получила лекарство и компенсацию причиненного морального вреда, а в работе городского Минздрава были выявлены многочисленные нарушения.


Пример: На одном из хлебокомбинатов Липецкой области заработную плату задерживали длительное время. Добиться ее выплаты сотрудникам удалось только после обращения в прокуратуру. Сумма задолженности составила более 300 000 руб., руководителю предприятия было вынесено представление и назначен штраф, заработная была выплачена сотрудникам в течение 10 дней.


Читайте также:

Как написать жалобу

От того, как оформлено обращение в прокуратуру, зависит, будет ли оно принято к рассмотрению, как долго оно будет рассматриваться. Продолжительность работы с жалобой регулируется частью 1 59 ФЗ от 02.05.2006, но разбирательство по ней может затягиваться из-за недостаточности фактов и доказательств, которые нужно будет дополнять в ходе работы.

Письменная форма

Если обращение пишется от руки или формируется в электронном формате для последующей распечатки, в нем должны быть:

  • наименования отдела прокуратуры, куда оно адресовано;
  • Ф.И.О. заявителя, адрес его проживания и контакты (электронная почта, номер телефона);
  • суть жалобы, изложенная в деталях;
  • требования – провести проверку или принять определенные законом меры;
  • перечень доказательств, прилагаемых к жалобе;
  • дата, подпись заявителя и ее расшифровка.

пример жалобы в прокуратуру

В качестве доказательств нарушения прав гражданина могут быть использованы оригиналы или копии документов, скриншоты экрана смартфона, видео, аудио записи, фотографии.

Жалоба на официальном сайте

На сайте Генпрокуратуры РФ форма для оформления жалобы находится в разделе «Обращение в прокуратуру». Она доступна как авторизованным пользователям, так и без авторизации. Прежде чем отправить заявление, необходимо ознакомиться с законодательной базой, по которой работает орган власти, и подтвердить свое согласие.

Заполнение формы начинается с выбора ведомства, вида обращения, региона.

Форма для жалобы на сайте

Контакты обратившегося вводятся в графы в конце обращения. Обязательно нужно указать Ф.И.О., адрес и контактную электронную почту, телефон, дать согласие на обработку личных данных.

Форма для жалобы на сайте

Поля и строки, помеченные значком * обязательны к заполнению. Если оставить их пустыми, форма будет считаться заполненной неправильно и обращение в прокуратуру не попадет.

Жалоба на Госуслугах

Подать обращение через портал Госуслуг могут только авторизованные пользователи сайта. Форму для жалоб в Генеральную прокуратуру или местное отделение можно найти, перейдя в раздел «Ведомства», затем в «Обращение в органы прокуратуры».

Форма обращения на Госуслугах

Личные данные в форму для жалоб в прокуратуру на Госуслугах вводятся автоматически. Заявителю нужно написать только текст жалобы и прикрепить доказательства в виде файлов с аудио или видео записью, текстовый документ или фото.

Форма жалобы на Госуслугах

При составлении жалобы в прокуратуру следует учитывать, что за подачу заведомо ложных сведений или злоупотребление правом на обращение в госорганы предусмотрена ответственность, в соответствие с 16 статьей 59-ФЗ.

Подробнее о том, как подать жалобу в прокуратуру на сайте Госуслуг.

Как подать жалобу в прокуратуру

Передать обращение можно лично, посетив приемную ближайшего отдела ведомства. Кроме этого, можно отправить его заказным письмом с уведомлением через «Почту России», сформировать в электронном виде на сайте ведомства или на Госуслугах.

Найти адрес и контактный номер телефона ближайшего отдела можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Для этого в разделе «Прокуратуры субъектов Российской федерации» необходимо указать свой федеральный округ и субъект, в открывшемся на карте окне найти свой город, районный центр.

Поиск ближайшего отдела прокуратуры

Личное обращение в прокуратуру

Жалобу в письменном виде можно передать при приеме у прокурора или через секретариат ведомства. В любом случае обращение пишется в 2-х экземплярах, оба визируются секретарем, один документ регистрируется и остается на рассмотрение, второй остается у заявителя.

И для личного приема, и для регистрации заявления у секретаря обратившийся должен предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт). На личном приеме сотрудник прокуратуры вправе составлять обращение сам со слов гражданина, с пометкой «с личного приема». Заявитель подписывает его и предоставляет доказательства, которые списком вносятся в жалобу.

На прием необходимо записаться заранее. Как правило, в прокуратуре для этого отводится один или два дня в неделю. Записаться можно на сайте ведомства или по телефону.

По почте

Если жалоба отправляется почтой, она пишется в одном экземпляре. Отправление оформляется заказным письмом, обязательно с уведомлением о получении. Регистрируется обращение в день его доставки, на уведомлении ставится дата и подпись представителя ведомства, оно возвращается отправителю. Датой начала рассмотрения жалобы считается день ее получения прокуратурой.

Почтовое уведомление о получении прокуратурой заказного письма необходимо сохранять в течение всего срока рассмотрения заявления. Если дело затягивается, его можно использовать в качестве доказательства при последующем обращении в Генеральную прокуратуру РФ.

Через сайт прокуратуры или Госуслуги

После заполнения формы на официальном сайте или на портале Госуслуг жалоба в прокуратуру поступает автоматически, после клика на окно «отправить». Ведомство получает информацию сразу же после ее отправки. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней, независимо от того, как она была отправлена.

Жалоба в прокуратуру через сайт ведомства или портал Госуслуг может быть отклонена, если поля формы заполнены неправильно, нет доказательств к тексту жалобы или факты, описанные в ней, не достоверны.

Если вам нужна помощь в сборе доказательной базы и оформлении жалобы в прокуратуру РФ, обратитесь к нашим специалистам.

Видео: жалоба в прокуратуру на отряд ППС

Законодательная база

Чтобы пожаловаться в органы прокуратуры, можно опираться на такие законодательные акты:

  1. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1-Ф от 17.01.1992г. (ред. от 29.07.2017).
  2. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02.05.2006г.
  3. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ №45 от 30.01.2013г.
  4. Гражданский Кодекс РФ №14-ФЗ от 26.01.1996г. (ред. от 28.03.2017).
  5. Уголовный Кодекс РФ №63-ФЗ от 13.06.1996г. (ред. от 18.07.2017).