Грязь и беспорядок в местах общего пользования, курение в неустановленном месте, разбрасывание мусора, шум и антисанитария – это далеко не полный перечень жалоб жителей многоквартирных домов. Оказавшись в подобной ситуации, многие годами терпят неудобства и неудовлетворительные условия проживания. Но это можно объяснить низким уровнем юридической грамотности или нежеланием портить отношения с другими жильцами дома. Впрочем, с точки зрения закона, на любое подобное нарушение можно пожаловаться в Роспотребнадзор – орган, который отвечает за благополучие человека и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Основания для обжалования

Проживая в многоквартирном доме, каждый его житель должен следовать определенным правилам и соблюдать действующий закона. На своего соседа можно пожаловаться в том случае, если он:

  • оставляет после себя беспорядок и грязь при использовании общего санузла или кухни в малосемейной квартире;
  • курит в подъезде или лифте;
  • разбрасывает мусор в подъезде или на придомовой территории;
  • не соблюдает порядок и чистоту в местах общего пользования;
  • содержит дома большое количество животных, не обеспечив им должный уход;
  • шумит в позднее время суток (в квартире ругаются, проводят ремонтные работы и т. д.);
  • сжигает возле жилого дома листья или другой мусор;
  • при проживании не соблюдает санитарно-эпидемиологические требования.
Не стоит спешить с обращением в надзорный орган. В таком случае можно навсегда испортить отношения с соседом, с которым придется еще много лет жить в одном доме.

Как подать жалобу в Роспотребнадзор

Пользуясь предоставленным законом правом, гражданин может пожаловаться на соседа в Центральный аппарат или свое территориальное подразделение Роспотребнадзора. Это можно сделать следующим способом:

  • Почтой России, отправив жалобу и дополнительные материалы письмом с уведомлением. Если гражданин хочет обратиться в Центральный аппарат, корреспонденцию следует отправить по адресу: 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7. Узнать почтовый адрес своего территориального подразделения можно на странице Ведомства https://www.rospotrebnadzor.ru/region/structure/str_uprav.php.
  • Лично принести в канцелярию и передать для регистрации в специализированный отдел. При себе гражданин должен иметь удостоверяющий личность документ. Переданная жалоба будет принята в работу только в том случае, если в ее тексте не будет ошибок и несоответствий. Заявителю лучше взять с собой два экземпляра претензии, чтобы на одном из них сотрудник Ведомства поставил штамп о принятии.
  • Передать на личном приеме должностному лицу. В регионах прием граждан осуществляется по живой очереди. Для общения с одним из руководителей Центрального аппарата потребуется предварительная запись. В ходе приема также можно получить устную консультацию по сути вопроса.
  • В электронном виде, отправив жалобу через официальный сайт Роспотребнадзора. Если гражданин хочет добиться внеплановой проверки, ему потребуется регистрация в ЕСИА. При заполнении формы следует правильно выбрать получателя (ЦА или свое территориальное подразделение), указать персональные и контактные данные, сформулировать суть проблемы и требования.

Электронная форма жалобы в Роспотребнадзор

Если ситуация требует немедленного вмешательства надзорного органа, лучше обратиться в свое территориальное подразделение. В этом случае ответ будет предоставлен в максимально сжатый срок. Если решение вопроса не входит в компетенцию надзорного органа или заявитель ошибся с подразделением, жалоба будет переадресована правильному адресату, но срок ее рассмотрения может увеличиться.

Роспотребнадзор не принимает анонимные жалобы.

Жалоба на антисанитарию

Любое нарушение санитарно-эпидемиологических требований – это повод обратиться в Роспотребнадзор. В частности, жильцы часто жалуются на антисанитарию, которая возникла из-за скопления в квартире мусора или содержания большого количества животных.

Чтобы сообщить надзорному органу о нарушении, необходимо составить письменное обращение, указав в документе такую информацию:

  • наименование территориального подразделения, которому подается документ;
  • персональные и контактные данные заявителя;
  • сведения о нарушителе (номер квартиры, ФИО);
  • подробное описание ситуации (сосед собирает и складирует в квартире мусор, организовал приют для животных и т. д.);
  • перечень требований (произвести необходимые замеры или экспертизу, обязать устранить нарушения и т. д.);
  • список приложений (при наличии);
  • дата, подпись.

Письменное обращение в Роспотребнадзор

Чтобы Роспотребнадзор быстрее отреагировал на нарушение, лучше подать коллективную жалобу от инициативной группы жильцов.

Жалоба на шум

Самая распространенная жалоба на соседей – это нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия. И в первую очередь это касается шума, который доставляет жильцам массу неудобств и может негативно повлиять на здоровье.

Действующими правилами установлен предельно допустимый уровень шума, который равен 85 дБа. В случае превышения такого значения возникает вероятность необратимого поражения рецепторов слуха. А шумовой фон в течение суток не должен превышать 55 дБа днем и 45 дБа ночью.

Если источник шума находится в соседней квартире, гражданин может подать жалобу в Роспотребнадзор. В таком документе следует указать:

  • наименование территориального подразделения, которому подается документ;
  • персональные и контактные данные заявителя;
  • сведения о квартире, в которой находится источник шума (адрес, номер, данные собственника);
  • по какой причине возникает шум, когда это происходит;
  • ссылки на действующие правовые нормы, которыми руководствуется гражданин при подаче заявления;
  • требования (провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу, устранить нарушения);
  • список приложений (при наличии);
  • дата, подпись.

Скачать образец жалобы в Роспотребнадзор на соседей

Образец жалобы в Роспотребнадзор на соседей

По факту обращения должна быть произведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза выездной лабораторией. Если выяснится, что уровень шума не находится в пределах допустимых норм, нарушителю будет выписано предписание об устранении нарушений и штраф.

Несмотря на то, что законом четко регламентирован порядок обжалования действий соседей в случае превышения максимально допустимого уровня шума, на практике жильцам бывает сложно отстоять свои интересы. Как правило, в ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы не фиксируется превышение установленных норм, и надзорный орган дает ответ об отсутствии нарушения. С другой стороны, не всегда можно точно определить источник шума, а соседи могут не открывать дверь и уклоняться от какого-либо взаимодействия с сотрудниками Роспотребнадзора.

Вопрос-Ответ

Вопрос: Сосед регулярно палит какой-то мусор возле своего частного дома. Дым так плохо пахнет, что приходится закрывать окна. Уже два раза писали заявление в Роспотребнадзор. Его сотрудники приезжали со специальным прибором, делали забор воздуха и оба раза заявляли, что вредных и токсичных веществ в дыме не обнаружено. Но костер возле дома доставляет массу неудобств. Что делать дальше?

Ответ: Если Роспотребнадзор не обнаружил токсических веществ в дыме, стоит провести экспертизу на наличие неприятных запахов. Это можно сделать в судебном порядке, подав соответствующее ходатайство. Впоследствии, в зависимости от результата, можно подать исковое требование об устранении источника неприятного запаха.

Вопрос: Соседу по этажу неправильно установили кондиционер: во время его работы наблюдается сильный гул и вибрация. Просьба все исправить не принесла результата. Был вынужден пожаловаться в Роспотребнадзор. После проведения проверки оказалось, что наблюдается превышение уровня шума. Было выписано предписание устранить нарушение в течение 3-х месяцев. Срок уже прошел, а кондиционер еще гудит. Куда обратиться?

Ответ: Надзорный орган обязан провести проверку выполнения предписания и выписать нарушителю штраф. Если он этого по какой-то причине не сделал, можно подать повторную жалобу на соседа, указав, что он не устранил нарушения, несмотря на выданное ему предписание.

Вопрос: У соседей сверху постоянно бегает ребенок, который периодически что-то роняет на пол. Это доставляет массу неудобств. Можно ли в таком случае пожаловаться в Роспотребнадзор?

Ответ: Теоретически вы можете обратиться в надзорный орган с просьбой произвести замеры. Это лучше сделать в письменной форме. Но для этого потребуется участие соседей, а они вряд ли захотят в этом участвовать. Кроме того, не так просто доказать, что источник шума находится в их квартире. Попробуйте мирно урегулировать вопрос с соседями. В конце концов, надо просто потерпеть, пока дети станут старше.

Вопрос: У соседки в квартире проживает более 15-ти котов. В подъезде постоянно плохо пахнет (особенно в летнее время года). Коты все время орут. Создается впечатление, что она их морит голодом и не обеспечивает должный уход. Куда пожаловаться, чтобы остановить беспредел?

Ответ: Если жильцов беспокоит антисанитария, следует пожаловаться в Роспотребнадзор. Чтобы привлечь хозяйку к ответственности за жестокое обращение с животными – в правоохранительные органы. С учетом сложившейся ситуации следует одновременно обратиться в два эти Ведомства. Чтобы добиться быстрой реакции надзорных органов, лучше подать коллективное обращение от группы жильцов. Если это не поможет – обратиться в СМИ.

Вопрос: Сосед по лестничной клетке развел антисанитарию. Но я боюсь открыто жаловаться в Роспотребнадзор, так как он уже привлекался к уголовной ответственности, а в его квартире регулярно проходят пьянки и гулянки. Можно это сделать анонимно, чтобы ему выписали штраф?

Ответ: Надзорный орган не принимает анонимные жалобы. Документ будет принят к рассмотрению только в том случае, если в нем будут указаны персональные и контактные данные заявителя. Если вы боитесь, так как в ваш адрес поступали угрозы, лучше обратиться в правоохранительные органы (сначала к участковому).

Видео: Соседские разборки — в Красноярске проводится проверка после ожесточенного сражения

Законодательная база

Чтобы правильно составить и подать жалобу, следует опираться на такие законодательные акты:

  1. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021).
  2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
  3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021).
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021).