Государственная жилищная инспекция Московской области уполномочена осуществлять контроль за соблюдением законных интересов и прав граждан при оказании жилищно-коммунальных услуг. Данный орган курирует работу управляющих компаний и ТСЖ, которые обязаны содержать в надлежащем состоянии жилые дома, создавать их жильцам комфортные условия для проживания и предоставлять качественные коммунальные услуги. Столкнувшись с несоблюдением норм жилищного законодательства, каждый гражданин вправе подать жалобу в ГЖИ МО. Это можно сделать даже в том случае, если он является должником и несвоевременно оплачивает коммунальные услуги.

На что можно пожаловаться

Управляющие компании не всегда качественно выполняют свою работу. Они игнорируют обращения жильцов, не проводят плановые ремонты и не следят за состоянием жилищно-коммунального хозяйства. Но гражданам не стоит мириться с произволом и нарушением своих прав. В ГЖИ МО следует обратиться в том случае, если ТСЖ или УК:

  • не следит за состоянием общедомовых счетчиков;
  • не обеспечила должный контроль пожарной безопасности, из-за чего может возникнуть чрезвычайная ситуация;
  • повысила тарифы, не предоставив расчеты, указывающие на обоснованность принятия такого решения;
  • не проводит уборку придомовых территорий, подъездов и площадок общего пользования;
  • отказывается своевременно выполнить текущий ремонт (коммуникаций, крыш, чердаков, лифтов и т. д.);
  • не перечислила оплату поставщику коммунальных услуг (или они были перечислены не в полном объеме);
  • не предоставила отчет о целевом использовании средств жильцам и т. д.

Как обратиться

В зависимости от ситуации гражданин может обратиться в свое территориальное подразделение или напрямую в Главное управление ГЖИ МО. Это можно сделать следующими способами:

  1. Лично принести документ в приемную, которая в Москве находится по адресу: ул. Кулакова, д. 20, корп. 1, технопарк «Орбита-2», корпус «Бета» (7 этаж). График работы: с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу сокращенный день – до 16.45. Письменную жалобу лучше составить в двух экземплярах, один из которых передать уполномоченному сотруднику. На втором экземпляре следует попросить поставить отметку о принятии документа.
  2. Отправить факсимильной связью на номер: +7(498) 602-83-34. Такой вариант нельзя использовать, если дополнительно необходимо передать видео- или аудиозапись для подтверждения ненадлежащего выполнения управляющей компанией своих обязанностей.
  3. Электронной почтой gilinspector@mosreg.ru. Жалобу следует приложить к письму в виде электронного документа.
  4. Отправить почтовым отправлением на адрес: 123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, корп. 1, технопарк «Орбита-2», корпус «Бета». В конверт можно вложить дополнительные материалы, указывающие на нарушения жилищного законодательства.
  5. Лично передать должностному лицу Госжилинспекции Московской области. Прием граждан осуществляется по графику.
  6. Онлайн на сайте ГЖИ МО, заполнив форму https://gzhi.mosreg.ru/feedback#step1. Электронную жалобу можно создать в соавторстве с другим лицом (коллективно), выбрав соответствующую опцию формы. Ответ на онлайн обращение заявитель получит на указанную им электронную почту.

Дополнительно в Госжилинспекции Московской области работает горячая линия +7 (498) 602-83-32, куда можно обратиться по поводу отопления, длительного отсутствия водоснабжения, электроэнергии и по другим актуальным вопросам.

Гражданин может пожаловаться в свое территориальное подразделение, руководствуясь контактной информацией, размещенной на сайте ГЖИ МО.

Порядок действий

Если гражданин, проживающий в многоквартирном доме, недоволен качеством работы управляющей компании или ТСЖ, столкнулся с необоснованным повышением тарифов или нарушением жилищного законодательства, он должен действовать по такому алгоритму:

  1. Обратиться в свою управляющую компанию или ТСЖ, что лучше сделать в письменном виде. В документе следует указать на выявленные нарушения и четко сформулировать свои требования. Это обязательное условие для подачи жалобы в Государственную жилищную инспекцию МО, иначе в ее рассмотрении будет отказано. Если требования не будут удовлетворены или получатель не ответит на жалобу в предусмотренный для этого срок, придется обратиться в Государственную жилищную инспекцию.
  2. Подать жалобу в ГЖИ МО. Для этого потребуется составленный в письменном (электронном) виде документ и дополнительные материалы, указывающие на обоснованность требований жильца. Чтобы избежать утери важных документов и записей, к претензии лучше приложить копии (в отдельных случаях может потребоваться их нотариальное заверение).
  3. Дождаться решения Государственной жилищной инспекции. На основании полученного заявления будет осуществлена проверка указанных в документе фактов. В зависимости от полученных результатов может быть вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Если требования заявителя не будут удовлетворены (или будут удовлетворены не в полном объеме), он вправе обратиться за помощью в другие надзорные органы или суд.

Как написать жалобу на ТСЖ

Если управляющая компания не будет согласна с предписанием, она попытается его обжаловать в Арбитражном суде. Но гражданин, на основании обращения которого была проведена проверка, не будет являться участником судебного разбирательства.

Как составить жалобу

Если гражданин не укажет свои контактные данные, неправильно составит документ или нарушит порядок обжалования нарушений жилищного законодательства, ему не стоит рассчитывать на реакцию ГЖИ МО. Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, в ней должна содержаться информация следующего характера:

  • реквизиты получателя (документ можно направить в Главное управление или территориальное подразделение, адресовав конкретному должностному лицу);
  • персональные и контактные данные заявителя;
  • адрес дома, жильцы которого не довольны работой ТСЖ или управляющей компанией;
  • суть обращения: какие обязанности не выполняет УК или ТСЖ, в чем проявляется нарушение действующего законодательства, была ли попытка урегулировать конфликт без вмешательства надзорного органа, когда было подано такое обращение и был ли получен ответ;
  • ссылка на правовые нормы, которые были нарушены;
  • перечень требований (как правило, речь идет об устранении выявленных нарушений);
  • список дополнительных материалов, которые прилагаются к обращению.

 

Скачать образец жалобы в ГЖУ МО

Чем больше дополнительных материалов сможет предоставить заявитель, тем выше вероятность удовлетворения его требований.

Жалоба на отсутствие ремонта

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 управляющая компания обязана своевременно ремонтировать подъезды, чердаки, крыши и коммуникации. Но жильцы многоквартирных домов часто недовольны состоянием мест общего пользования и придомовых территорий. Нарушая действующие нормы, УК не всегда следят за физическим износом элементов, что со временем приводит к серьезным последствиям (подтоплению квартир, протеканию крыши, обрушению стен и т. д.). В такой ситуации жилец дома должен обратиться в УК и потребовать выполнить ремонт, как это предусмотрено действующим законодательством. Если его требования не будут удовлетворены или ответ не будет предоставлен в обозначенный для этого срок, придется обратиться с жалобой в ГЖИ МО. В тексте такого документа необходимо будет указать:

  • адрес жилого дома, где проживает заявитель;
  • наименование управляющей компании;
  • дату проведения последнего ремонта;
  • ссылку на норму действующего законодательства, регламентирующую периодичность проведения ремонтных работ;
  • перечень объектов или элементов, которые нуждаются в ремонте (замена оконных рам, трубопровода, шпаклевка покрытия пола и т. д.);
  • была ли предпринята попытка урегулировать ситуацию без обращения в надзорный орган путем подачи претензии в управляющую компанию;
  • перечень требований: провести проверку по изложенным фактам, выписать предписание об устранении нарушений, сообщить о результатах.

Жалоба на отсутствие ремонта

К документу следует приложить дополнительные материалы, которые могут быть использованы ГЖИ МО для рассмотрения жалобы (копию ответа от УК, фотографии помещения, нуждающегося в ремонте, заключения экспертов и т. д.).

Написать жалобу на управляющую компанию

Вопрос-ответ

Вопрос: Жильцы многоквартирного дома жалуются на низкую температуру горячей воды. Могут ли они обратиться в ГЖИ МО с просьбой провести замеры и на основании полученного результата заставить управляющую организацию устранить выявленные нарушения?

Ответ: В соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ (часть 2.3) компания, которая взяла на себя обязательство управлять многоквартирным домом, несет ответственность за оказание всех услуг перед собственниками квартир. Соответственно, она должна следить за температурой горячей воды и оперативно реагировать на изменения этого показателя. Если организация недолжным образом выполняет свои обязанности, следует пожаловаться в ГЖИ МО. По результатам проведенных замером может быть вынесено предписание об устранении нарушений.

Вопрос: Государственная жилищная инспекция по итогам проведенной проверки выдала два предписания нашей управляющей компании. Но она с ними не согласна и планирует их обжаловать в предусмотренном законом порядке. Как это следует сделать?

Ответ: Согласно ст. 198 АПК РФ компания вправе обжаловать постановление или решение любого органа в течение 3-х месяцев с момента его получения. Для этого придется обратиться с заявлением в арбитражный суд и предоставить доказательства, указывающие на неправомерность требований Госжилинспекции МО.

Вопрос: ГЖИ МО выдала предписание УК осуществить перерасчет ранее выставленного счета за содержание и ремонт дома (основание – незаконное повышение тарифа). Но она его не выполнила и обратилась в Арбитражный суд с целью обжаловать выданное предписание. Могут ли жильцы не оплачивать полученные квитанции сославшись на неточность расчетов и судебный спор?

Ответ: УК вправе не делать перерасчет до момента получения решения суда. При этом в действующем законодательстве не оговорено, что делать жильцам до окончания судебного разбирательства. Таким образом, лучше оплатить счет частично или полностью, чтобы не накапливать долги.

Вопрос: По факту поданного обращения об отсутствии ремонта в подъезде ГЖИ МО обязала управляющую компанию провести все необходимые работы, чтобы улучшить его состояние. Но до сих пор ремонта нет, и жильцы вынуждены пользоваться подъездом, с потолка которого обсыпается штукатурка и подтекают трубы. Что делать в такой ситуации?

Ответ: В таком случае следует повторно обратиться в Госжилинспекцию указав на то, что УК игнорирует требование о проведении ремонта. На основании такого заявления будет выписан штраф за неисполнение предписания. Если даже после этого УК не сделает ремонт, ГЖИ может обратиться в суд, чтобы обязать ее выполнить предписание в принудительном порядке.

Видео: ГЖИ МО проверила работу управляющей компании в Люберцах

Законодательная база

При составлении жалобы следует руководствоваться такими законодательными актами:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020).
  3. ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020).
  4. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2008).
  5. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).