Конкретного определения для многодетной семьи, единого во всех регионах РФ, законодательством не установлено. Обусловлено это тем, что каждый регион самостоятельно определяет основные параметры, исходя из сложившейся демографической ситуации.
В большинстве областей многодетными считаются семьи, воспитывающие трех и более детей. При этом не имеет значения, рождены дети родителями или усыновлены в законном порядке.
Самостоятельность регионов в вопросах предоставления льгот и других привилегий создает предпосылки для нарушения прав многодетных семей. Родители вправе подать жалобу, если их права нарушаются, а чиновники на местах бездействуют.
На что жаловаться
Многодетные семьи вправе обратиться в компетентные ведомства, если им отказано в государственной помощи в части:
- налоговых и коммунальных льгот;
- льготного медицинского обслуживания;
- помощи в трудоустройстве на постоянную или временную работу;
- выделения земельного участка;
- досрочного выхода на пенсию;
- предоставления дополнительного выходного и дополнительного ежегодного отпуска;
- предоставления бесплатной путевки в детский лагерь или санаторий;
- бесплатных завтраков и обедов в школе;
- оформления дошкольников в детские сады вне очереди;
- предоставления бесплатной школьной и спортивной формы;
- первоочередного предоставления садовых участков;
- бесплатного проезда в общественном транспорте (трамвай, троллейбус, городской автобус, метро);
- бесплатного проезда школьников в пригородных и внутрирайонных автобусах;
- предоставления государственного жилья в собственность или квартир с удобствами по договору социального найма;
- выделения жилищной субсидии на строительство дома.
Государственная поддержка по направлениям, перечисленным выше, оказывается в соответствии с президентским указом № 431.
Куда обращаться
Заявления, касающиеся нарушения прав многодетных семей, адресуются в контролирующие, надзорные ведомства в рамках их компетенции:
- Руководству проблемного учреждения, ведомства, организации.
- Территориальному управлению социальной защиты.
- Департаменту труда и социальной защиты.
- Министерству труда и социальной защиты.
- Уполномоченному по правам ребенка.
- Прокуратуре.
- В суд.
Содержание
Жалоба составляется в свободной форме – обычно образцы вывешиваются в информационных уголках профильных ведомств или на официальных сайтах. Есть сведения, которые заявитель указывает обязательно:
- Полное и точное наименование ведомства, которому адресовано обращение.
- Ф.И.О., адрес, контактный телефон, электронная почта заявителя.
- В чем конкретно и кем нарушены права?
- Требования обратившегося.
- Подпись и дата.
К письменному и электронному заявлению желательно приложить документы (или их копии), на которые автор ссылается в тексте. Они подтверждают доводы в содержании, упрощают процесс рассмотрения вопроса.
Основания для отказа в рассмотрении
Порядок рассмотрения регламентируется статьей 12 ч.1 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.06 № 59-ФЗ. Причинами для отказа в рассмотрении и подготовке ответа являются жалобы:
- В тексте которых содержатся оскорбления, угрозы жизни и здоровью, ненормативная лексика.
- Без предоставления контактных данных и точных сведений о себе, достаточной информации для рассмотрения вопроса по существу.
- Дубликаты предыдущих обращений, на которые заявитель получил ответ ранее.
- Текст обращения написан неразборчиво, прочитать его невозможно.
Руководству учреждения
Водитель автобуса или трамвая отказал многодетным родителям в бесплатном проезде? Жаловаться на нарушение прав нужно директору АТП, в штате которого работает водитель и на балансе которого числится транспортное средство.
Детям отказали в льготном медицинском обслуживании или внеочередном приеме в детский сад? Тогда письменные претензии следует адресовать главному врачу больницы или руководителю детского сада.
Проблемы с предоставлением налоговых льгот решает ФНС и ее подразделения на местах. Несвоевременное назначение пенсионных выплат, отказ многодетной матери в досрочном выходе на пенсию – в компетенции Пенсионного фонда РФ.
Порядок подачи документа заявителем руководству любого проблемного органа одинаков. Рассмотрим его на примере ПФР.
Обращение в ПФР:
- Регистрируется в установленном порядке и подается на личном приеме в территориальном управлении ПФР.
- Направляется почтой России по адресу: 119991, Москва, улица Шаболовка, 4. Получатель – Пенсионный фонд РФ.
- Составляется на официальном сайте es.pfrf.ru.
Для отправления обращения через интернет пользователю необходимо зарегистрироваться, войти в личный кабинет гражданина и заполнить все поля предложенной формы.
Вся электронная корреспонденция регистрируется и рассматривается в соответствии со ст.7 ч.3 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».
По итогам рассмотрения заявитель получает ответ на электронный адрес или по почте – способ он выбирает самостоятельно.
Управление социальной защиты
Жаловаться в управление социальной защиты можно на действия или бездействие отдельных должностных лиц, повлекшее нарушение прав и законных интересов многодетной семьи.
Корреспонденция подается в письменной форме на имя начальника управления лично через канцелярию или приемную или заказным письмом с уведомлением.
Автор указывает в содержании:
- конкретные нарушения;
- Ф.И.О и должность нарушителя;
- обстоятельства, при которых они были допущены;
- другие сведения, которые считает необходимыми.
Заявление рассматривается в течение 30 дней. По итогам рассмотрения обратившийся получает письменный ответ. Список органов социальной защиты по регионам здесь – gogov.ru/soc.
Департамент труда и социальной защиты Москвы
При составлении жалобы в Департамент необходимо указать управление по месту жительства, в которое ранее обращались заявители, прикрепить копию полученного ответа. Поднимаемые гражданами вопросы, как правило, касаются неисполнения или превышения полномочий отдельным сотрудником и бездействием организации в целом.
Обращения отправляются письменно:
- Почтой России.
- Через электронную приемную на официальном сайте Департамента.
Адрес для отправления почтовой корреспонденции: 107078, Москва, улица Новая Басманная, дом 10, строение 1. Департамент труда и социальной защиты населения Москвы.
Ссылка на сайт для отправки электронной корреспонденции – www.dszn.ru
Связаться с руководством московского Департамента можно по телефону (495) 623-10-20. Прямая телефонная линия работает по понедельникам с 15 до 18 часов.
Министерство труда и социальной защиты
Обратиться с жалобой в Минтруд России граждане могут:
- Через Почту России простым или заказным письмом по адресу: ГСП-4, 127994, Москва, улица Ильинка, дом 21.
- Лично в Министерство. Телефоны справочной отдела по работе с обращениями граждан: +7 7 (495) 606-15-20, +7 (495) 606-15-20.
- Через официальный сайт rosmintrud.ru.
Электронная форма «Подать обращение» находится справа вверху.
Во вкладке «Общая» нужно выбрать интересующую категорию:
Затем – указать вариант получения ответа и составить текст обращения, не превышающий 2000 знаков.
Уполномоченный по правам ребенка
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова назначена на эту должность 9 сентября 2016 года. Адресовать письма уполномоченному можно через официальный сайт deti.gov.ru.
В электронной форме обязательно нужно выбрать регион проживания заявителя, так как поступающие обращения перенаправляются Уполномоченному в конкретном регионе.
Адрес для отправлений Почтой России: ГСП-3, 125993, Москва, Миусская площадь, дом7 строение 1.
Телефон: +7 (495) 221-70-65
Прокуратура
Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующего законодательства в рамках Федерального закона «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 года.
Жалоба является основанием для проведения прокурорской проверки и принятия мер реагирования по ее итогам. Она подается:
- Самостоятельно или через представителя на личном приеме.
- В канцелярию Генеральной прокуратуры РФ.
- Заказным письмом по адресу: ГСП-3, 125993, Москва, улица Большая Дмитровка, дом 15а.
- Через интернет-приемную на официальном сайте Генпрокуратуры ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
Последний способ – самый быстрый и удобный.
Субъект выбирается в соответствующей вкладке на официальном сайте Генпрокуратуры.
После того, как регион выбран, система автоматически переадресовывает пользователя на его сайт. Дальше необходимо заполнить форму, прикрепить файлы и отправить.
Заявления, по которым нижестоящие прокурорские органы не принимали решений, а также находящиеся в компетенции других учреждений, направляются им для проверки в течение 7 дней со дня поступления обращения. Заявитель уведомляется об этом письменно.
Суд
В ситуациях, когда нарушение прав многодетных семей повлекло моральный и материальный ущерб, являются основанием для подачи искового заявления в суд.
Иск подается:
- лично истцом в канцелярию суда;
- юристом (или иным лицом), представляющим интересы истца;
- почтой.
К исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие факты, изложенные в нем, обосновывающие суммы заявленного ущерба.
Законодательная база
- Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 05.05.1992 года.
- Федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006 года с последующими дополнениями.
- Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 16 ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» № N 138-ФЗ от 14.06.2011 года.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.