С 2020 года гражданин, который считает, что пристав нарушает закон или недолжным образом выполняет свои обязанности, может пожаловаться на его действия через сайт Госуслуг. Воспользоваться таким правом может любой пользователь сервиса при условии наличия регистрации. В то же время, в соответствии с нормами действующего законодательства, гражданин вправе отказаться от досудебного обжалования и сразу обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.

Внимание: Как написать жалобу в Прокуратуру на судебных приставов

Основания для обжалования

Подать жалобу на действия или бездействие должностного лица можно только при наличии веских правовых оснований. Согласно положениям профильного закона ФЗ № 229, на судебного пристава можно пожаловаться в том случае, если он:

  • при осуществлении принудительного взыскания (наложении ареста на имущество или счет) своевременно не уведомил должника о своих действиях;
  • не принял необходимые меры для взыскания средств (не установил место работы должника, не подал запросы на розыск имущества и т. д.);
  • в ходе наложения ареста или изъятия имущества проник в жилье гражданина без предъявления соответствующего постановления;
  • грубит, оскорбляет или унижает участников процесса;
  • допустил порчу изъятого в ходе исполнительного производства имущества (не обеспечил необходимые условия для его хранения);
  • не отвечает на письменные заявления или телефонные звонки;
  • без веских оснований вынес отказ в возбуждении исполнительного производства;
  • нарушил сроки обязательной регистрации исполнительных документов;
  • ошибочно взыскал средства с другого лица, которое не является участником исполнительного процесса и т. д.

Ошибочное взыскание средств

Внимание! Подать онлайн жалобу на действия пристава также можно через сайт ФССП.

Как подать жалобу через сервис Госуслуг

Если у гражданина на сайте Госуслуг еще нет своего личного кабинета, сначала ему придется пройти процедуру регистрации и подтвердить свою учетную запись с помощью ЭЦП. Если пользователь уже зарегистрирован в системе, для авторизации он должен указать свой логин и пароль. После этого, чтобы подать жалобу, следует действовать по такому алгоритму:

  1. В главном меню портала выбрать раздел «Досудебное обжалование» и нажать кнопку «Подать жалобу». При этом система проинформирует, в каких случаях можно подать электронное обращение и сколько оно будет рассматриваться после регистрации.
  2. В предложенной форме указать вид услуги, при получении которой пользователь столкнулся с нарушением закона или своих прав.
  3. Выбрать ведомство ФССП, сотрудник которого не должным образом выполняет свои обязанности. Для удобства можно ввести название своего населенного пункта и выбрать необходимое подразделение. Далее система попросит указать данные пристава, на действия или бездействие которого хочет пожаловаться заявитель.
  4. Описать суть претензии, строго придерживаясь установленного по количеству символов ограничения.
  5. Выбрать причину обращения из предложенного системой списка.
  6. Прикрепить электронные файлы, которые будут подтверждать указанную информацию (если их нет, данный пункт можно пропустить). В частности, можно прикрепить к онлайн форме фотографии документов или другие материалы, которые могут быть использованы при рассмотрении обращения. Максимальный размер файла – 5 Мб.
  7. Проверить свои персональные и контактные данные.
  8. Выбрать способ получения ответа (по электронной почте или на адрес регистрации) и нажать кнопку «Отправить».
В электронной жалобе заявитель должен четко сформулировать свои требования.

Проблемы, с которыми может столкнуться пользователь

Если гражданин правильно заполнил онлайн форму, у него не должно возникнуть проблем с подачей и регистрацией электронной претензии. Она будет рассмотрена в предусмотренный законом срок (30 календарных дней), после чего в личном кабинете пользователя появится соответствующий ответ. Но, несмотря на то, что Госуслуги – это надежный государственный портал, пользователь может столкнуться с такими трудностями:

  • Ведомство не предоставило ответ. Возможно, заявление еще находится в стадии рассмотрения. Если установленный срок еще не вышел, гражданину не стоит беспокоиться и подавать повторные обращения. Не исключено, что претензия уже рассмотрена и находится в стадии пересылки. Это актуально в том случае, если в качестве способа получения ответа была указана Почта России.
  • Жалоба возвращена из-за несовпадения персональных данных. В такой ситуации пользователь должен убедиться, что в учетной записи указаны верные данные (номер паспорта, адрес регистрации и т. д.). Как правило, с такими проблемами сталкиваются граждане, которые недавно сменили фамилию, место жительство или паспорт, но забыли внести актуальные данные в учетную запись Госуслуг.
  • Жалоба по неустановленным причинам была возвращена заявителю. Если онлайн форма была заполнена правильно и пользователю непонятно, почему обращение не было принято в работу, скорее всего, речь идет о сбое системы сайта Госуслуг. Но не исключено, что документ вернула Служба, в которую он был направлен. В таком случае лучше составить претензию в письменном виде и лично принести в ФССП для регистрации.

Скачать образец жалобы на сотрудника ФССП

Образец жалобы на действия сотрудника ФССП

Вопрос-ответ

Вопрос: Несколько дней назад была подана онлайн жалоба на сайте Госуслуг на бездействие судебного пристава (не проводит работу по взысканию долга). Она до сих пор не рассмотрена. Стоит ли подать ее повторно?

Ответ: Все электронные обращения фиксируются и регистрируются в системе учета. В связи с этим ни одно заявление не останется без внимания. Кроме того, срок рассмотрения подобного обращения может составить даже 30 календарных дней, поэтому в данной ситуации повода для беспокойства нет. Посмотреть текущий статус обращения можно в своем личном кабинете.

Вопрос: Уже вторую неделю не могу дозвониться до судебного пристава. Такое впечатление, что телефон или не работает, или отключен. А лично приехать в ФССП нет никакой возможности. Можно ли в таком случае подать претензию на сайте Госуслуг?

Ответ: В подобной ситуации действительно можно подать обращение через портал Госуслуг и оно будет рассмотрено в предусмотренный законом срок. Если есть основания полагать, что сотрудник сознательно уклоняется от общения с участником процесса, это можно трактовать как неисполнение должностных обязанностей. Это веское основание для подачи претензии, что необходимо указать при ее составлении.

Вопрос: С банковской карты в рамках исполнительного производства ошибочно списались средства в счет погашения задолженности. Но фактически долг уже был оплачен. О такой ситуации я узнал только через месяц, когда смотрел выписку по карточному счету. Когда я обратился к ответственному сотруднику ФССП, он сказал, что ничего сделать нельзя и нет смысла подавать жалобу, так как это можно было сделать только в течение 10-ти дней с момента списания. Что делать в такой ситуации?

Ответ: Если у вас есть документы, подтверждающие факт совершения оплаты, то вам будет несложно доказать, что ФССП ошибочно списала средства. В данном случае срок подачи жалобы исчисляется с того момента, когда вам стало известно о финансовой операции. Учитывая позицию пристава, лучше обжаловать его действия через сайт Госуслуг. Электронный документ будет зарегистрирован и передан для дальнейшего рассмотрения в ФССП.

Вопрос: Можно одновременно подать две онлайн жалобы: на сайте Госуслуг и ФССП? Опасаюсь, что обращение останется без внимания и пристав будет и дальше нарушать мои права.

Ответ: Теоретически гражданин вправе подать несколько жалоб на действия судебного пристава на Госуслугах. Он даже может составить документ в письменном виде и лично принести его в Ведомство. Но если в заявлениях будет указано одно и то же нарушение, это напрасная трата времени и сил. В любом случае жалоба не останется без внимания, тем более что при использовании цифровых технологий исключен человеческий фактор.

Вопрос: При подаче жалобы через сайт Госуслуг не были переданы материалы, указывающие на превышение приставом должностных полномочий. Стоит ли в такой ситуации подать повторное (второе) обращение?

 Ответ: Если вы еще не получили ответ, не стоит спешить. Возможно, ФССП рассмотрит претензию и удовлетворит ваши требования без дополнительных документов. А если вас не устроит принятое Службой решение, всегда можно подать повторную жалобу на пристава на сайте Госуслуг.

Видео: В Башкирии женщина напала на приставов

Законодательная база

Чтобы обжаловать действия или бездействие пристава, следует опираться на такие законодательные акты:

  1. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 17.05.2021).
  2. Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 17.12.2019).
  3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
  4. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021).