Сфера деятельности дознавателя, который осуществляет оперативные мероприятия, предшествующие непосредственному расследованию преступления, устанавливается в п. 1 ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Однако иногда случается так, что уполномоченное лицо бездействует или, наоборот, выходит за рамки собственных полномочий, тем самым нарушая права заявителя. Тогда на сотрудника можно подать жалобу.
Основания
Среди причин, побуждающих граждан составлять претензии в отношении представителей органов внутренних дел и федеральных служб безопасности, можно выделить следующие:
- отказ в рассмотрении обращения и возбуждении уголовного дела;
- игнорирование должностным лицом очевидного факта противоправности совершенного деяния;
- нежелание привлекать преступника к ответственности и руководствоваться действующим законодательствам страны;
- нарушение процессуального порядка рассмотрения заявления (например, если дознаватель не принял жалобу и не начал выяснять обстоятельства преступления без уважительной на то причины);
- отсутствие своевременной реакции со стороны начальства на предмет улучшения служебной ситуации в государственном органе;
- прекращение уголовного разбирательства без весомых поводов;
- унижение и оскорбление пострадавшего;
- пренебрежение правилами проведения следственных мероприятий;
- афиширование тайной информации;
- несоблюдение правил ареста подозреваемых и обвиняемых;
- неверная интерпретация событий и фактов;
- преднамеренное затягивание расследования по времени;
- субъективная заинтересованность в происходящем (неприязнь к заявителю, предвзятое отношение дознавателя к делу и т.д.).
Кто может пожаловаться
Потребовать восстановления справедливости может любое лицо, вовлеченное в уголовное расследование со стороны обвинения:
- Обвиняемые, подозреваемые, ответчики и защитники.
- Обвинители, пострадавшие, истцы или их официальные представители.
- Сотрудники суда, Следственного комитета (СК), прокуратуры.
- Опекуны или законные представители несовершеннолетних детей, участвующие в деле.
- Переводчики и эксперты.
- Понятые и свидетели.
Человек, не являющийся участником уголовного процесса, не может направить претензию в отношении дознавателя, т.к. для этого он не располагает никакими законными основаниями. Обжаловать же действия некомпетентного сотрудника можно лишь в 3 местах: следственном комитете (СК), прокуратуре и суде.
Отделения Следственного комитета
В письменном заявлении свободного формата, которое подается секретарю или в личном порядке, или направляется по почте, должны быть указаны:
- ФИО получателя или наименование органа;
- ФИО и контактная информация заявителя;
- описание ситуации, подкрепленное деталями о действии или бездействии дознавателя;
- дата и подпись;
- опционально – подлинники или копии материалов, подтверждающие правдивость изложенных сведений.
Письму, подаваемому лично, обязательно будет присвоен особый регистрационный номер, поэтому экземпляров бумаги должно быть 2: один направится начальству СК, а другой, дополненный указанием даты поступления и номером записи в журнале, останется у потерпевшего. Если единственным возможным вариантом является пересылка, то на почте документу необходимо сообщить статус ценного послания. Адресант также обязан уточнить, что он желает получить извещение о его вручении.
Ознакомиться с наименованиями, почтовыми адресами и номерами телефонов отделений можно в несколько простых шагов:
- Перейти на официальный сайт СК РФ по ссылке http://sledcom.ru/.
- Найти в верхней части страницы уменьшенную копию карты России в белом цвете, на которой написано «Регионы», и кликнуть по этой кнопке.
- В выпавшем окне сменить режим «Картой» на режим «Списком».
- Выбрать федеральный округ и ниже – субъект.
- Прокрутить вновь загруженную страничку в самый низ.
- Найти слева раздел «О следственном управлении» и один из его подзаголовков – «Следственные отделы».
- Кликнуть и получить все необходимые сведения.
Ст. 124 УПК России устанавливает, что следователь обязан рассмотреть обращение в течение 3 суток с момента его поступления. Лишь в редких случаях, требующих более тщательного разбора, этот срок может быть увеличен вплоть до 10 суток. Заявитель уведомляется о задержке, а по делу тем временем осуществляется сбор дополнительных материалов.
После того, как решение будет принято, обратившийся гражданин в незамедлительном порядке получит уведомление об итоговом результате. Жалоба может быть отклонена, удовлетворена частично или полностью. При желании постановление можно будет обжаловать, но уже в вышестоящем отделении Следственного комитета. Структура организации представлена на странице http://sledcom.ru/sk_russia/structure.
Центральный аппарат СК
Личный прием граждан и получение ценных писем также осуществляется Следственным комитетом с помощью следующих каналов связи.
Головная приемная
Расположена по адресу г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, д. 3а. График работы: понедельник-четверг – с 09:00 до 20:00, пятница и праздники – с 09:00 до 19:00, суббота – с 10:00 до 14:00, воскресенье – выходной. Обеденный перерыв – с 13:00 до 14:00.
Кабинет Председателя СК РФ
Бастрыкин Александр Иванович проводит встречи с населением каждую 2-ую среду месяца с 11 часов по предварительной записи. Запись проводится: с понедельника по четверг с 09:00до 18:00 и в пятницу с 09:00до 16:45 по номерам телефонов 8 (495) 986-79-93, 8 (495) 986-98-51, 8 (495) 986-98-84. На странице http://sledcom.ru/references/Grafik_priema_grazhdan_rukovoditeljami_S можно также найти информацию о графиках работы заместителей Председателя, рассматривающих жалобы граждан на местах.
Почта
На конверте необходимо уточнить, что претензия направляется по адресу для письменных обращений: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2.
Интернет-приемная
Функционирует на базе официального сайта СК. Расположена по адресу http://sledcom.ru/#reception. Согласие со всей приведенной информацией откроет доступ к специальной форме, требующей указания:
- ФИО;
- рода занятости;
- индекса;
- почтового адреса;
- e-mail;
- текста обращения;
- способа получения ответа (в письменной форме или по электронной почте).
Помимо вышеперечисленных вариантов существуют каналы связи, которые позволяют уточнить существующие вопросы. Это:
- Номера телефонов «горячих линий» – 8-800-100-12-60, 8-800-100-12-70. За последнюю ответственен лично Председатель Следственного комитета. Дозвониться сюда и рассказать о действиях непрофессионального дознавателя можно каждую 1 и 3 среду месяца с 14:00 до 19:00.
- Официальные группы СК во «Вконтакте» и «Facebook» – https://vk.com/sledcomru и https://www.facebook.com/sledcomru.
Контроль над деятельностью следственного органа входит в компетенцию прокурора (ФЗ о «О прокуратуре Российской Федерации»), поэтому при отсутствии должной реакции со стороны начальства отделения СК по месту жительства гражданин имеет полное право обратиться с жалобой в вышестоящую организацию. Однако это положение вовсе не исключает возможности одновременной подачи обращения на имена руководств и одной, и другой федеральной службы.
Прокуратура
Здесь прием заявления осуществляется только в том случае, если оно содержит в себе следующую исчерпывающую информацию:
- наименование структурного отделения прокуратуры;
- ФИО и контактные данные заявителя;
- описание сути обжалуемой ситуации;
- просьбу о признании действий дознавателя противоправными и незаконными;
- дату и подпись.
Заполненное же заявление направляется в то районное, городское или субъектное подразделение прокуратуры, по месту которого проводится предварительное расследование. Для связи можно использовать как обычную, так и электронную почту. Получить контактную информацию о ведомствах можно на странице http://genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ (для отделений по субъектам).
Работники данного госоргана должны будут рассмотреть обращение и принять по нему решение в срок до 3 (иногда – до 10) суток. Прокуроры не занимаются повторным разбором претензий, поэтому для обжалования их постановлений можно будет отправиться только в суд.
Судебный иск
Судебное разбирательство, касающееся неправомерности действий дознавателя, проходит в открытом формате. В зале заседания обязаны находиться истец (или его законный представитель) и обвиняемый сотрудник.
Гражданину необходимо подавать заявление в районный суд, местонахождение которого совпадает с зоной проведения предварительного расследования. Если на территории района находится сразу несколько судов, иск направляется туда, где располагается следственный орган.
Правильно оформленный документ должен включать в себя:
- наименование суда, принимающего жалобу;
- ФИО и исчерпывающие контактные данные истца;
- ФИО официального представителя в случае, если он выражает интересы потерпевшего;
- изложение сути дела и подкрепление написанного фактической доказательной базой;
- описание требований;
- дату и подпись.
Претензия может быть:
- подана лично судебному канцеляристу;
- отправлена ценным письмом с почтовым уведомлением о вручении;
- передана через законного представителя.
По завершении судебного разбирательства иск гражданина может быть частично или полностью удовлетворен, а также отклонен с разъяснением причин.
Образец
Грамотно составить претензию на дознавателя можно с помощью нижеприведенного примера.
Как дознаватели нарушают закон: видео
Законодательная база
Процедура подачи жалобы регулируется следующими правовыми актами:
- Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 N 17 (ред. от 08.04.2008) «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 N 2202-1.
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 N 59.