При официальном трудоустройстве работодатель делает взносы за сотрудников в Фонд социального страхования. С 1 января 2023 года фонд объединили с ПФР, и теперь он именуется как Фонд пенсионного и социального страхования РФ (сокращенно — Социальный фонд или СФР).
Когда работник заболевает, ему оплачивают больничный. Правда, после предоставления справки из медицинского учреждения. Нередко возникают ситуации, когда компания не платит. Разберемся, что делать и куда жаловаться, чтобы восстановить свои права.
Когда неоплата больничного листа законна
У сотрудника есть полгода со дня закрытия больничного, чтобы предоставить листок нетрудоспособности. Затем в течение 10 дней работодатель рассчитывает размер пособия. Деньги перечисляются в ближайшие дни выплаты заработной платы.
Бывают ситуации, когда работодатель имеет право ничего не начислять. Пособие не выплачивают, если сотрудник:
- заболел в период декрета или отпуска за свой счет (исключение — оплачиваемый отпуск, в течение которого больничные листы оплачиваются);
- находится под стражей или административным арестом;
- заболел во время простоя (исключение — если больничный был открыт до начала простоя);
- умышленно причинил себе вред или получил травму при совершении преступления.
Размер пособия могут снизить, если сотрудник нарушил режим лечения или не явился на прием к врачу.
Проект «Прямые выплаты»
Проект Фонда социального страхования поменял порядок выплат. До недавнего времени проект был пилотным и действовал лишь в определенных субъектах страны. С 1 января 2021 года к нему подключились все регионы.
Как было раньше: работодатель выплачивал пособие, а в фонд перечислял разницу между суммами страховых взносов и выплаченных пособий.
Как теперь: сотрудник подает документы работодателю, а тот отправляет их в Социальный фонд в течение пяти дней. Фонд принимает решение и перечисляет денежные средства работнику напрямую в последующие 10 дней.
СФР перечисляет деньги на счет или банковскую карту, реквизиты которой предоставляет работодатель вместе с листком нетрудоспособности. Если у сотрудника нет карты, то фонд делает перевод через почтовое отправление по адресу места жительства гражданина.
Пример. Работник принес листок нетрудоспособности 6 октября. До 16 числа бухгалтер рассчитывает пособие за первые три дня болезни. Стандартные сроки перечисления заработной платы в компании — 10 и 25 числа. Оплату за счет работодателя (за первые три дня болезни) сотрудник получит не позднее 25 октября. Параллельно в течение пяти дней после получения листка работодатель уведомляет СФР и предоставляет данные о стаже и размере заработка сотрудника. И после получения информации у СФР есть 10 дней, чтобы перечислить пособие. Работник получает оплату в течение 15 дней.
Работник может получить компенсацию по больничному в течение 30 дней после увольнения. Должны соблюдаться правила:
- сотрудник не устроился на новое место работы;
- документы на оплату больничного были поданы в течение шести месяцев после увольнения;
- работник заболел в течение 30 дней после увольнения.
Если компания перестала существовать или обанкротилась, гражданин может обратиться в территориальный орган СФР.
Куда жаловаться
Если со стороны сотрудника нарушений нет, а больничные не оплачивают, можно составить официальное обращение. Но нужно выдержать срок в 15 дней после закрытия больничного.
Не лишним будет зайти в личный кабинет на сайте СФР — https://sfr.gov.ru/. Если вы еще не зарегистрированы, то вам понадобится учетная запись Госуслуг.
- Если указан статус «Платеж выполнен», а деньги не поступили на счет или карту, то проверьте правильность заполненных реквизитов. При обнаружении ошибки свяжитесь с работодателем, чтобы он предоставил корректные данные в фонд.
- Если никакой документ не указан, значит, компания не передала информацию в фонд. Обратитесь к руководителю и узнайте, с чем это связано.
Работодатель
Первая ступень — предоставление претензии работодателю. Делайте документ в двух экземплярах: один остается у вас с пометкой о принятии.
Форма обращения не регламентирована, поэтому жалоба составляется в свободной форме. В «шапке» документа нужно указать свои данные и информацию о работодателе. Изложите претензию в лаконичной форме без использования нецензурных или оскорбляющих фраз.
Фонд пенсионного и социального страхования РФ
Государственный орган выступает страховщиком, который обязан защищать права застрахованных граждан, т.е. работников компании.
- Обращаться стоит в региональное подразделение. Контакты можно найти в разделе на официальном сайте — https://sfr.gov.ru/grazhdanam/social_fond~8333/
- Еще можно направить электронное обращение через онлайн-форму — https://social-insurance.sfr.gov.ru/reception_desk/.
Трудовая инспекция
Государственная инспекция труда — это региональное отделение Федеральной службы по труду и занятости. Его задача — контролировать отношения между работодателем и сотрудниками. Если права нарушаются, Трудовая инспекция может провести проверку и выдать предписания.
Несколько способов пожаловаться:
- отправить письмо через почту на адрес регионального подразделения — список https://rostrud.gov.ru/rostrud/territorialnye-organy/;
- составить электронную претензию на сайте Онлайнинспекция.рф, выбрав раздел «Ответственность работодателя» — https://онлайнинспекция.рф/problems;
- отправить электронное обращение через сайт Роструд — https://rostrud.gov.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/kremlin/rostrud/.
Пример. Жительница Нижнего Новгорода обратилась в Трудовую инспекцию после того, как не получила выплаты по листку нетрудоспособности от своего работодателя — «Почты России». Компания не оплатила первые три дня больничного. Сотрудник инспекции выдал работодателю предписание, где был указан срок оплаты компенсации. И еще «Почте России» выписали административный штраф в размере 50 тыс. руб.
Прокуратура
Быстрый способ обратиться в надзорный орган — отправить электронное обращение через сайт Генеральной прокуратуры РФ https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception.
Но можно использовать традиционные варианты:
- отправить почтой России или курьером на адрес прокуратуры по месту жительства;
- бросить жалобу в ящик «Для приема заявлений и обращений».
Пример. Житель Сергиева Посада решил обратиться за помощью к Уполномоченному по правам человека в Московской области. Он не мог получить полный расчет по больничному листу от бывшего работодателя. Мужчина проработал 15 лет в управляющей компании, но был вынужден лечиться несколько месяцев после сердечного приступа. Представитель аппарата Уполномоченного помог гражданину составить письменные заявления, и через неделю компания произвела полный расчет больничного.
Если у вас возникли сложности с составлением обращения работодателю или в государственный орган, напишите нам. Юристы объяснят основные формулировки, и подскажут, на какие законодательные акты ссылаться.