При официальном трудоустройстве работодатель делает взносы за сотрудников в Фонд социального страхования. С 1 января 2023 года фонд объединили с ПФР, и теперь он именуется как Фонд пенсионного и социального страхования РФ (сокращенно — Социальный фонд или СФР).

Когда работник заболевает, ему оплачивают больничный. Правда, после предоставления справки из медицинского учреждения. Нередко возникают ситуации, когда компания не платит. Разберемся, что делать и куда жаловаться, чтобы восстановить свои права.

Когда неоплата больничного листа законна

У сотрудника есть полгода со дня закрытия больничного, чтобы предоставить листок нетрудоспособности. Затем в течение 10 дней работодатель рассчитывает размер пособия. Деньги перечисляются в ближайшие дни выплаты заработной платы.

Гарантии, предполагающие начисление и выплату работодателем пособия по листку нетрудоспособности, закреплены в статье 183 Трудового кодекса.

Бывают ситуации, когда работодатель имеет право ничего не начислять. Пособие не выплачивают, если сотрудник:

  • заболел в период декрета или отпуска за свой счет (исключение — оплачиваемый отпуск, в течение которого больничные листы оплачиваются);
  • находится под стражей или административным арестом;
  • заболел во время простоя (исключение — если больничный был открыт до начала простоя);
  • умышленно причинил себе вред или получил травму при совершении преступления.

Размер пособия могут снизить, если сотрудник нарушил режим лечения или не явился на прием к врачу.

Согласно части шестой статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ за невыплату больничного юридическому лицу грозит штраф до 50 тыс. руб., а должностному лицу — до 20 тыс. руб.

Проект «Прямые выплаты»

Проект Фонда социального страхования поменял порядок выплат. До недавнего времени проект был пилотным и действовал лишь в определенных субъектах страны. С 1 января 2021 года к нему подключились все регионы.


Как было раньше: работодатель выплачивал пособие, а в фонд перечислял разницу между суммами страховых взносов и выплаченных пособий.


Как теперь: сотрудник подает документы работодателю, а тот отправляет их в Социальный фонд в течение пяти дней. Фонд принимает решение и перечисляет денежные средства работнику напрямую в последующие 10 дней.

СФР перечисляет деньги на счет или банковскую карту, реквизиты которой предоставляет работодатель вместе с листком нетрудоспособности. Если у сотрудника нет карты, то фонд делает перевод через почтовое отправление по адресу места жительства гражданина.

Первые три дня болезни по-прежнему оплачивает работодатель, а остальные — региональное отделение СФР.

Пример. Работник принес листок нетрудоспособности 6 октября. До 16 числа бухгалтер рассчитывает пособие за первые три дня болезни. Стандартные сроки перечисления заработной платы в компании — 10 и 25 числа. Оплату за счет работодателя (за первые три дня болезни) сотрудник получит не позднее 25 октября. Параллельно в течение пяти дней после получения листка работодатель уведомляет СФР и предоставляет данные о стаже и размере заработка сотрудника. И после получения информации у СФР есть 10 дней, чтобы перечислить пособие. Работник получает оплату в течение 15 дней.


Напомним, что только сотрудники, оформленные по трудовым договорам, могут претендовать на оплату листков нетрудоспособности. На договоры гражданско-правового характера (ГПХ) правило не распространяется.

Работник может получить компенсацию по больничному в течение 30 дней после увольнения. Должны соблюдаться правила:

  • сотрудник не устроился на новое место работы;
  • документы на оплату больничного были поданы в течение шести месяцев после увольнения;
  • работник заболел в течение 30 дней после увольнения.

Если компания перестала существовать или обанкротилась, гражданин может обратиться в территориальный орган СФР.

Куда жаловаться

Если со стороны сотрудника нарушений нет, а больничные не оплачивают, можно составить официальное обращение. Но нужно выдержать срок в 15 дней после закрытия больничного.

Не лишним будет зайти в личный кабинет на сайте СФР — https://sfr.gov.ru/. Если вы еще не зарегистрированы, то вам понадобится учетная запись Госуслуг.

  • Если указан статус «Платеж выполнен», а деньги не поступили на счет или карту, то проверьте правильность заполненных реквизитов. При обнаружении ошибки свяжитесь с работодателем, чтобы он предоставил корректные данные в фонд.
  • Если никакой документ не указан, значит, компания не передала информацию в фонд. Обратитесь к руководителю и узнайте, с чем это связано.

Работодатель

Первая ступень — предоставление претензии работодателю. Делайте документ в двух экземплярах: один остается у вас с пометкой о принятии.

Форма обращения не регламентирована, поэтому жалоба составляется в свободной форме. В «шапке» документа нужно указать свои данные и информацию о работодателе. Изложите претензию в лаконичной форме без использования нецензурных или оскорбляющих фраз.

Скачать образец претензии работодателю

Фонд пенсионного и социального страхования РФ

Государственный орган выступает страховщиком, который обязан защищать права застрахованных граждан, т.е. работников компании.

Электронная приемна

Трудовая инспекция

Государственная инспекция труда — это региональное отделение Федеральной службы по труду и занятости. Его задача — контролировать отношения между работодателем и сотрудниками. Если права нарушаются, Трудовая инспекция может провести проверку и выдать предписания.

Несколько способов пожаловаться:

Стандартный срок рассмотрения обращений, поданных в государственные органы, — 30 дней. При необходимости его могут продлить еще на 30 дней.

Пример. Жительница Нижнего Новгорода обратилась в Трудовую инспекцию после того, как не получила выплаты по листку нетрудоспособности от своего работодателя — «Почты России». Компания не оплатила первые три дня больничного. Сотрудник инспекции выдал работодателю предписание, где был указан срок оплаты компенсации. И еще «Почте России» выписали административный штраф в размере 50 тыс. руб.

Прокуратура

Быстрый способ обратиться в надзорный орган — отправить электронное обращение через сайт Генеральной прокуратуры РФ https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception.

Но можно использовать традиционные варианты:

  • отправить почтой России или курьером на адрес прокуратуры по месту жительства;
  • бросить жалобу в ящик «Для приема заявлений и обращений».

Пример. Житель Сергиева Посада решил обратиться за помощью к Уполномоченному по правам человека в Московской области. Он не мог получить полный расчет по больничному листу от бывшего работодателя. Мужчина проработал 15 лет в управляющей компании, но был вынужден лечиться несколько месяцев после сердечного приступа. Представитель аппарата Уполномоченного помог гражданину составить письменные заявления, и через неделю компания произвела полный расчет больничного.


Если у вас возникли сложности с составлением обращения работодателю или в государственный орган, напишите нам. Юристы объяснят основные формулировки, и подскажут, на какие законодательные акты ссылаться.