Наличие официальной регистрации – это обязательное условие для осуществления коммерческой деятельности. Но с получением легального статуса часто возникают проблемы даже у опытных бизнесменов. Как показывает практика, регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя – это сложный и трудоемкий процесс. И даже если в ФНС будет передан полный пакет документов, нет никакой гарантии, что она удовлетворит требование заявителя. В целом ряде случаев налоговая может отказать в регистрации, сославшись на определенную законом причину. Впрочем, если гражданин не согласен с таким решением, он может его обжаловать в вышестоящих инстанциях и добиться, чтобы предприятие было зарегистрировано в принудительном порядке.
Основания для отказа
С точки зрения закона, у налоговой службы достаточно оснований, чтобы отказать в регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Такое решение будет принято в том случае, если заявитель:
- обратился с документами не по месту фактического проживания;
- менее 12 месяцев назад был признан банкротом;
- уже имеет определенный статус (например, работает в качестве ИП, но в то же время хочет получить статус ООО);
- не может заниматься предпринимательской деятельностью по решению суда;
- нотариально не заверил свою подпись, если документы подаются официальным представителем;
- указал неверные сведения. Для отказа достаточно, чтобы была неправильно написана одна цифра или буква;
- в документах не соблюдал правила использования сокращений (например, вместо общепринятого «р-н» в тексте написано «р»);
- в каком-то документе допустил опечатку;
- для оплаты обязательной госпошлины использовал неверные платежные реквизиты и т. д.
Куда обратиться
Если в регистрации отказано по вине сотрудника налоговой (например, он не учел данные переданной справки), стоит попытаться ему помочь разобраться в сложившейся ситуации. Не исключено, что для урегулирования конфликта без вмешательства других структур ФНС будет достаточно указать на допущенную ошибку. Но в большинстве случаев единственная возможность решить текущую проблему – это пожаловаться на отказ в вышестоящие инстанции. В зависимости от того, куда подавались документы, гражданин может обратиться в:
- Вышестоящую налоговую инспекцию. Например, если изначально заявление было подано в территориальное подразделение, придется обратиться в ФНС. Документ для обжалования решения можно направить по почте, лично принести в канцелярию или передать на личном приеме уполномоченному должностному лицу. В то же время жалобу можно подать непосредственно через тот орган, с решением которого не согласен гражданин. При обращении в вышестоящие инстанции важно учитывать, что срок досудебного обжалования отказа в регистрации крайне ограничен.
- Суд. Если ситуацию не удалось урегулировать в досудебном порядке, придется обратиться в суд. Но исковое требование будет принято только при условии предоставления ответов налоговых органов, в которые ранее обращался гражданин для решения проблемы. Вступая в судебный процесс, истец должен быть готов к тому, что ФНС будет упорно отстаивать свою позицию. И не исключено, что дело дойдет до Верховного суда. Соответственно, если ситуацию можно урегулировать без судебного разбирательства (например, получить справку в МВД о том, что паспорт, который в базе данных «не увидела» налоговая, действителен), лучше избежать такого процесса, тем более что он может затянуться на несколько лет.
Получив отказ в регистрации, нельзя напрямую обратиться в суд!
Досудебное урегулирование
Чтобы правильно обжаловать отказ, важно узнать, по какой причине ФНС приняла такое решение. Соответствующий акт заявитель может получить по месту обращения при условии предъявления удостоверения личности. Если из текста ответа неясно, на каком основании юрлицо или ИП не было зарегистрировано, следует обратиться за разъяснениями к ответственному специалисту.
В большинстве случаев налоговая служба обоснованно отказывает во внесении данных о новом предприятии в ЕГРЮЛ. И гражданину будет проще исправить ошибку или подготовить дополнительный комплект документов, вместо того, чтобы ввязываться в бесперспективную тяжбу с государственным Ведомством. Возможно, для пересмотра решения будет достаточно новой справки или выписки, после чего процесс регистрации будет возобновлен.
Если заявитель считает, что требования налоговой неправомерны или если после исправления всех недочетов она повторно отказалась вносить данные в ЕГРЮЛ, придется обжаловать ее действия в предусмотренном законом порядке.
Оспорить выданный акт отказа заинтересованное лицо вправе в течение 3-х месяцев с момента его получения. Для этого придется подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Обращение будет рассмотрено по существу в течение 15-ти дней с момента получения. О результатах заявитель будет уведомлен тем способом, который он указал в документе. В зависимости от обстоятельств может быть принято решение:
- оставить требование заявителя без удовлетворения. В этом случае можно подать новую претензию в другую вышестоящую инстанцию. Но если она проигнорирует требование заявителя, придется обратиться в суд.
- отменить акт. После принятия такого решения возобновляется процедура регистрации, по итогу которой созданное предприятие вносится в ЕГРЮЛ.
Как составить жалобу
Документ для обжалования действий налоговой службы можно составить в свободной форме. Но, чтобы он был принят к рассмотрению, в нем следует указать такую информацию:
- точное наименование подразделения ФНС, которому подается обращение, его почтовый адрес или другие реквизиты;
- данные заявителя (название предприятия, почтовый и электронный адрес, номер телефона);
- когда и в какой регистрирующий орган обратился представитель юрлица или ИП;
- точный перечень документов, которые были вручены регистрационному органу;
- по какой причине в государственной регистрации было отказано, номер акта;
- ссылка на законодательные акты, которые подтверждают обоснованность претензий заявителя;
- четкий перечень требований: отменить ранее принятое решение налоговой службы и зарегистрировать предприятие;
- список приложений и дополнительных материалов;
- дата, подпись.
Скачать образец жалобы на решение об отказе в государственной регистрации
Обжалование через суд
Если акт не был отменен в процессе досудебного урегулирования или полученный по итогам рассмотрения жалобы ответ не удовлетворил гражданина, ему придется обратиться в суд. Чтобы оспорить такое решение, лучше воспользоваться помощью юриста. Он поможет правильно составить исковое требование и собрать необходимые документы, чтобы ускорить процесс рассмотрения дела.
Иск в суд можно подать в течение 3-х месяцев с момента отказа (когда субъекту стало известно о нарушении его прав). Если данный срок будет пропущен, потребуется ходатайство о его продлении. Но суд удовлетворит это требование только в том случае, если выяснится, что заявитель своевременно не подал иск по уважительной причине.
Вопрос-ответ
Вопрос: У меня есть задолженность по банковскому кредиту. На данный момент ее взысканием занимаются судебные приставы (суд принял решение о принудительном взыскании). Смогу ли я открыть ИП при наличии такого долга?
Ответ: С точки зрения профильного закона N 129-ФЗ, наличие кредитных долгов не является основанием для отказа в регистрации ИП. Если налоговый орган не внесет данные о предприятии в ЕГРЮЛ, это можно будет обжаловать через суд. Но имущество физлица и ИП является неделимым, а любая предпринимательская деятельность неразрывно связана с деятельностью гражданского лица. Соответственно, если дело о кредите находится в стадии взыскания, ФССП вправе заблокировать счет ИП.
Вопрос: Может ли сотрудник частной компании параллельно открыть ИП? Или отсутствие официального трудоустройства – это обязательное условие для работы в качестве индивидуального предпринимателя?
Ответ: Работник любой частной организации вправе зарегистрироваться как ИП. Другое дело, что это может не понравиться работодателю. Если сотрудник намерен и дальше работать на частное лицо, ему придется соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, иначе ему не удастся избежать серьезных проблем.
Вопрос: Чтобы зарегистрировать новое ООО, были вынуждены воспользоваться услугами консалтинговой фирмы (есть соответствующий договор). Она нам предоставила немассовый юридический адрес, но только при условии телефонного подтверждения (без аренды места, выездных проверок и т. д.). В итоге получили отказ в регистрации ООО. Основание: предоставление недостоверного адреса, якобы сотрудники налоговой выезжали с проверкой и не обнаружили там ООО. Что делать в такой ситуации?
Ответ: Согласно пункту 8 утвержденных условий проведения проверок достоверности сведений о лицах, включаемых в Единый реестр, решение принимается только по итогу изучения предоставленных заявителем материалов. Сотрудники налоговой не выезжают по указанным адресам и не проверяют, работают ли там организации. Данный отказ стоит обжаловать в вышестоящей инстанции, так как по факту консалтинговая компания выполнила свои обязательства и не нарушила договор.
Что выбрать: ИП или ООО — рекомендации Федеральной Юридической Службы:
Законодательная база
Чтобы обжаловать отказ в регистрации, следует опираться на такие законодательные акты:
- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. N 129-ФЗ (ред. 31.07.2020).
- Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. N 146-ФЗ (часть I) и 05.08.2000 N 117-ФЗ (часть II).
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (27.12.2018).
- ФКЗ «О судебном системе Российской Федерации» от 31.12.1996г. N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018).
- ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от. 24.04.2000).