Государственное регулирование розничных цен в России может касаться только социально значимых продуктов питания (перечень утвержден Постановлением Правительства РФ № 530 от 15.07.2010), если подорожание за последние 60 дней составило не менее 10%. В остальных случаях предприниматели вправе самостоятельно устанавливать цены, исходя из рыночной ситуации. Но зачастую потребители сталкиваются с подорожанием без видимых на то предпосылок, что будет поводом подать жалобу в уполномоченные органы.
Необоснованный рост цен
Подорожание продуктов питания может быть обосновано экономической необходимостью. Например, резким повышением расценок от производителя, изменением курса валюты при закупке. Также причиной могут стать санкции, из-за которых прекращаются поставки определенных продуктов, и они становятся дефицитными.
Иногда цена на определенные продукты питания может быть необоснованно завышенной. Например, она существенно отличается от значений в соседних регионах или внезапно увеличивается без каких-либо оснований (при отсутствии изменений в логистике, курсе валют или других расходах). Подобная тенденция может быть обусловлена:
- Доминирующим положением. Речь идет о магазинах/производителях с существенной долей рынка и минимумом конкурентов (например, в населенном пункте работает только один магазин). По сути дела, они считаются монополистами и устанавливают монопольно высокие расценки на продукты, превышающие среднерыночные показатели.
- Сговором. Речь идет о неформальном соглашении производителей или магазинов продавать товары по определенной цене (например, все хлебозаводы города договариваются продавать хлеб не дешевле 55 руб.). Подобные сговоры незаконны и на их участников нужно подавать жалобы.
Жалоба в ФАС
Решение вопросов, связанных с ростом цен на продукты, относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы (ФАС), куда и нужно подавать жалобу.
Для подачи жалобы в ФАС можно использовать один из следующих вариантов:
- Официальный сайт. Для оперативного принятия жалоб на рост цен на продуты питания предусмотрена специальная форма по ссылке https://fas.gov.ru/pages/zavyshenie-cen-na-producty.
- Горячая линия. В каждом региональном управлении ФАС РФ работают горячие линии, куда также можно пожаловаться на необоснованное подорожание продуктов питания. Посмотреть номер телефона для своего региона можно по ссылке https://fas.gov.ru/pages/hotline-to-fas
- Сообщество ВКонтакте. Чтобы администраторы зафиксировали жалобу, нужно нажать в официальной группе кнопку «Сообщение», написать в чате фразу «Горячая линия» и следовать подсказкам чат-бота.
- Письменная жалоба. Документ можно направить почтой на адрес 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3 или электронным письмом на e-mail delo@fas.gov.ru. В жалобе следует указать: информацию о магазине/торговой сети, где обнаружено нарушение (название, адрес), наименование продукта и его производителя, цену до подорожания и на момент подачи жалобы.
Полученная через жалобы информация используется для проверок и мониторинга цен. Если выявляется их значительное завышение, ФАС установит, насколько оно обосновано. Если этот процесс стал следствием антиконкурентного поведения участников рынка, будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.
Обращение с иском в суд
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда № 2 от 04.03.2021 граждане вправе жаловаться на слишком высокие цены (в том числе на продукты питания) посредством подачи иска в суд без предварительного обращения в ФАС. В нем можно требовать продажи товара по прежней цене или аннулирования сделки и возмещения убытков (если продажа уже состоялась).
Разные цифры на ценнике и на кассе/в чеке
Еще одна ситуация, напрямую связанная с подорожанием продуктов питания – разные суммы на ценнике и на кассе. В быстроменяющихся экономических условиях персонал торгового зала иногда не успевает или забывает ставить актуальные ценники. Когда покупатель приходит на кассу, выясняется, что товар пробивается по другой (обычно более высокой) цене. В этом случае покупатель вправе заплатить ровно ту сумму, которая указана на ценнике.
Дело в том, что ценник вместе с товаром представляет собой публичную оферту (задокументированное предложение). Ст. 10 закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что покупатель вправе получить достоверную информацию о товаре (включая его цену) для правильного выбора. Соответственно обязательство продавца – наглядно и доступно донести необходимые сведения и продать товар именно за сумму, указанную в оферте.
Если в магазине отказываются это сделать, нужно сфотографировать сумму на ценнике. Затем позвать администратора, чтобы сообщить о выявленном несоответствии и попросить продать по цене, указанной на ценнике. Если несоответствие было обнаружено после оплаты, следует требовать вернуть разницу между суммой в чеке и на ценнике, а при отказе в удовлетворении требования – оформить письменную претензию с описанием возникшей ситуации.
Обращение в другие инстанции
На ценовые и прочие нарушения в магазинах можно пожаловаться и в другие инстанции:
- Прокуратура. Если обращение в ФАС не принесло результата, можно пожаловаться в прокуратуру. Наиболее простой способ – обратиться через портал Госуслуги или через форму обращения для своего региона.
- Роспотребнадзор. Следит за защитой прав потребителей, жалобы по поводу роста цен на продукты он не рассматривает. В эту инстанцию можно обратиться при несовпадении информации на ценнике и в чеке, отказе продавца выплатить деньги при возврате товара. Пожаловаться можно через форму на официальном сайте, горячую линию или портал Госуслуги.
- Общественная палата. О фактах завышения цен можно сообщить на всероссийскую горячую линию ОП по номеру 8-800-737-77-66 или воспользоваться номерами телефонов для своего региона.
- СМИ. За счет общественной поддержки иногда можно стимулировать продавца (предпринимателя, торговую сеть) скорректировать цены. Но в этом случае следует учитывать возможную ответственность за публикацию недостоверной информации или сведений, несущих репутационные риски.
Видео: Рост цен на продукты в России. Как выжить с такими ценами?