Пенсионный фонд неожиданно для гражданина может вынести отрицательное решение по назначению пенсии. А еще бывает, не делают перерасчеты или уменьшают сумму выплат. Почему так происходит и куда жаловаться, читайте в нашей статье.
На что обычно жалуются
На решения Социального фонда влияют факторы:
- в трудовой книжке отсутствуют подписи/печати или записи сделаны с ошибками;
- в отчетах ПФР допущены ошибки;
- нет возможности предоставить информацию о стаже, например, если предприятие перестало существовать;
- работодатель обманывал и не перечислял взносы в Пенсионный фонд.
Далее разберем, на что обычно жалуются вышедшие на пенсию граждане.
Отказ в назначении страховой пенсии
Страховую пенсию назначают по достижении официального возраста выхода на пенсию: для мужчин 60 лет, для женщин — 55 лет. Однако согласно новой реформе возраст будет постепенно повышаться. В 2024 году мужчины смогут уйти на пенсию в возрасте 63 года, а женщины — 58 лет. В 2026 году в 64 года и 59 лет соответственно.
При начислении учитывают пенсионные баллы и трудовой стаж. Пенсионные баллы зависят, в свою очередь, от размера заработной платы. Условно говоря, человек, занимающий руководящий пост, получит бóльшую пенсию, чем медсестра или врач из поликлиники.
Важно! Чтобы заработать один балл, нужно получать зарплату на уровне одного МРОТ в течение года. Если зарплата увеличивается и становится равной двум МРОТ, то на протяжении года вы заработаете два балла. Чем больше зарплата, тем больше баллов вам начисляется.
Сейчас для начисления страховой пенсии необходимо минимум 10 лет стажа и 16 баллов. В 2028 году цифры ужесточатся: минимум 15 лет стажа и 30 баллов. Если гражданин не добирает баллы или ему не хватает стажа, ему назначают социальную выплату. Сама по себе она мала, т.к. положена неработающим людям. Ее размер с апреля 2023 года составит около 7 тыс. руб.
- Ежегодно социальную пенсию индексируют и за счет социальной доплаты поднимают до уровня прожиточного минимума.
- В конкретном регионе прожиточный минимум может быть выше или ниже. Доплата производится до той величины, которая установлена в субъекте, где пенсионер зарегистрирован по месту жительства.
Пример жалобы:
Интересный случай произошел в Краснодарском крае. Там назначить выплату заново не могли, потому что пенсионера считали умершим. Со слов мужчины, его сестра хотела завладеть собственностью, которая тоже числилась за пенсионером. Когда он уехал, сестра объявила его в розыск. Впоследствии через суд его признали умершим, т.к. не нашли. На протяжении пяти лет мужчина пытался восстановить справедливость, чтобы его признали живым. Даже написал письмо на «прямую линию» президенту РФ Владимиру Путину. В 2021 году сотрудники Пенсионного фона помогли направить заявление в ЗАГС и аннулировать запись о смерти. ПФР тогда заверил, что когда ним поступит информация, выплаты возобновятся.
Отказ в перерасчете
Перерасчет делают, когда пенсионер продолжает работать и отчислять взносы, или он достиг 80-летнего возраста.
Какие есть нюансы:
- Процедуру проводят в беззаявительном режиме, т.е. автоматически, работающим и неработающим гражданам. Им просто увеличивают индивидуальный пенсионный коэффициент. Перерасчет делают ежегодно 1 августа.
- Заявление на перерасчет нужно подавать при изменении статуса. Если, например, у пенсионера на иждивении появились нетрудоспособные члены семьи или гражданин трудился в условиях Крайнего Севера. Перерасчет делают с первого числа месяца, следующим за месяцем, в котором приняты документы для изменения размера пенсии.
Пример. Мужчине отказали в перерасчете, хотя на его иждивении оказался ребенок. Родителей малыша лишили прав из-за алкоголизма. Фонд объяснил свою позицию отсутствием судебного решения, в котором говорилось бы об установлении опеки. Вместе с адвокатом пенсионер добился назначения выплаты и даже компенсации за ущерб, который нанес фонд при неправомерном отказе от перерасчета.
Перерасчет в меньшую сторону тоже возможен, если СФР допустил ошибку. Это закреплено законодательно, однако не всё однозначно.
В 2022 году дело пенсионера Анатолия Смирнова наделало шума. Всё потому, что Верховный суд РФ не уменьшил размер пенсии, несмотря на выявленную ошибку со стороны Пенсионного фонда. Мужчина вышел на пенсию в 2004 году и спустя 16 лет обнаружил, что выплаты уменьшились на 1 тыс. руб. Обратившись в фонд, он узнал об ошибке, допущенной во время пересчета в 2010 году. Однако ее обнаружили спустя 10 лет, — в 2020 году. За это время Пенсионный фонд переплатил около 97 тыс. руб. Переплату не стали требовать, но сократили размер пенсии.
Мужчина обратился в суд, т.к. посчитал решение фонда незаконным и ссылался на постановление Конституционного суда по похожему делу, но с военным пенсионером. Три судебные инстанции отклонили иск пенсионера. Коллегия Верховного суда приняла во внимание указанное постановление и снова направила дело в суд первой инстанции. В постановлении Верховного суда говорилось о том, что при решении необходимо учитывать возраст пенсионера, сколько платили повышенную пенсию и особенности жизненной ситуации.
Невыплата и задержка ранее назначенной или выплачиваемой пенсии
Пенсию могут приносить наличными домой или отправлять на банковскую карту пенсионера. Еще граждане могут снимать деньги через кассу банка. Поэтому причины задержки разные: выплата попала на праздничный день или возникли технические проблемы. Если пенсионер впервые ожидает поступление денег, и они не пришли в обозначенный срок, возможно в документах была допущена ошибка.
При задержке не стоит паниковать. Лучше подождать еще несколько дней, а затем взять справку из банка, что средства не поступили на счет. С этой выпиской обращайтесь в СФР. Сотрудники фонда должны разобраться в ситуации и выявить причину задержки невыплаты.
Жалоба на маленькую пенсию
Если пенсионер стал получать меньше денег, то либо пенсию удержали, либо ее не доплатили. К примеру, гражданин жил на Крайнем Севере и переехал на юг страны — он потеряет часть доплат, которые положены жителям Севера. В случае долгов — алиментов, задолженности банку или по коммунальным счетам — деньги вычитывают до поступления на расчетный счет.
В 2020 году пенсионерка обратилась напрямую к президенту страны. Женщина является бывшей сотрудницей Министерства экономического развития России и была недовольна размером назначенной пенсии — 21 тыс. руб. Во время трудовой деятельности она получала 108 тыс. руб. Интересно, что ее оклад был 7 тыс. руб., а оставшуюся сумму составляли доплаты и премии. В Пенсионном фонде гражданку заверили, что расчеты верны: при начислении учитывается должностной оклад, а не полный размер заработной платы.
Доктор юридических наук Тамара Миронова пояснила, что подобные ситуации не редкость и связаны с особенностями оплаты труда госслужащих. Размер пенсии действительно определяется исходя из оклада, который обычно весьма скромный. Пенсионеры могут рассчитывать на доплату за выслугу лет, но ее величина зависит от размера основной страховой пенсии. Иногда доплата составляет 0 руб. А при разбирательствах суд зачастую встает на сторону фонда.
А вот пенсионер из Саранска сумел отстоять свои права и добился увеличения суммы выплат. Мужчина вышел на пенсию в 2015 году, а в 2019 году направил заявление в Пенсионный фонд о неверном расчете сумм. Тут и выяснилось, что не были зачтены три года трудовой деятельности в начале 90-х годов. За помощью мужчина направился в Центр защиты прав граждан. Сотрудники помогли составить исковое заявление, и пенсионер увеличил пенсию почти на 1 тыс. рублей в месяц. За предыдущие годы ему выплатили 63 тыс. руб.
Вот что советует делать руководитель саранского Центра Анна Кондрашова: «Если фонд не засчитал период трудовой деятельности – пенсионеру нужно обратиться с заявлением о зачете потерянного стажа и документом, его подтверждающим. Если сведения в трудовой книжке содержат ошибки, придется обращаться за сведениями о работе к работодателю. Если предприятие уже ликвидировано – в городской архив. Если и там документов не окажется – доказывать факт работы придется через суд, где подтвердить стаж также смогут свидетели, бывшие коллеги».
Как составить обращение
Вы можете написать текст от руки или напечатать на компьютере. Главное, чтобы в государственных органах смогли прочитать обращение. Еще в нем не должны фигурировать оскорбления и нелестные высказывания.
Что должен содержать документ:
- наименование учреждения, куда подается претензия;
- информация о заявителе — Ф.И.О., номер телефона, адрес проживания и электронная почта;
- суть обращения — причины, по которым вы не согласны с решением СФР;
- требования — чего вы хотите добиться своей жалобой;
- перечень доказательств — копии трудовой книжки, трудового договора, ответов от других госорганов и пр.;
- дата и личная подпись.
Куда жаловаться
Если не согласны с суммой пенсии или ее вовсе не назначили, вы имеете право пожаловаться в территориальный орган СФР и суд.
Социальный фонд (СФР)
На официальном сайте СФР можно зарегистрироваться в личном кабинете, чтобы быть в курсе размера пенсии, заказывать справки и записываться на прием в фонд. Здесь же можно отправить электронное обращение.
Сначала вам предстоит зарегистрироваться. Если у вас уже есть учетная запись Госуслуг, то просто воспользуйтесь действующим аккаунтом. После авторизации пролистните страницу до раздела «Пенсии». Здесь собраны вкладки по разным заявлениям — о назначении, перерасчете, прекращении выплаты и т.п.
Можно действовать другим способом. На главной странице СФР пролистнуть до пункта «Контакты» → «Оставить электронное обращение».
Далее выберите «Обращение в фонд» и заполните форму.
Задать вопросы можно по номеру Единого контакт-центра взаимодействия с гражданами — 8-800-10-000-01.
Вы можете подойти в региональное отделение или отправить официальное письменное обращение почтой. Список адресов и контактов также расположен на портале СФР.
Прокуратура
Перед тем как идти в суд, можно обратиться в прокуратуру, чтобы она организовала проверку. Надзорный орган принимает жалобы, связанные с нарушением законодательства и ущемлением прав граждан. В случае выявления нарушений прокуратура сама направляет дело в суд.
Можно написать электронное обращение на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Предпочтительно указывать сначала местное подразделение, сюда всё равно спустят обращение, направленное в Генеральную прокуратуру.
Как еще пожаловаться:
- бросить письмо в ящик «Для приема заявлений и обращений» на здании прокуратуры;
- отправить претензию на официальный адрес через Почту России или курьерскую службу.
Суд
Вы можете обратиться в районный суд по месту нахождения ответчика, если СФР отказал в рассмотрении заявления или его ответ не удовлетворил. Требования к составлению искового заявления более строгие, поэтому есть смысл обратиться к юристу. В суд можно подавать в течение трех месяцев после отказа в назначении.
Скачать образец искового заявления на отказ в назначении пенсии
Если вынесенное судебное решение также не удовлетворило вас, то в течение 30 дней можно подать апелляционную жалобу.
Мы можем помочь в составлении претензии в СФР или суд. Обратитесь к юристу на нашем портале. Он даст консультацию по телефону или прямо в чате на сайте.