Для обжалования определения или постановления, которое уже вступило в законную силу, любой гражданин, принимавший участие в судебном процессе со стороны защиты или обвинения (в качестве истца или ответчика), вправе подать надзорную жалобу в вышестоящий орган, если он считает, что суд пренебрег его интересами или законными правами. По итогу ее рассмотрения может быть принято коллегиальное решение о пересмотре вступившего в силу постановления/определения по уголовному и административному делу или об отказе в таком пересмотре в виду отсутствия веских на то оснований.
Куда направить
Надзорная жалоба подается только в вышестоящую инстанцию с учетом того, каким судом было принято решение, с которым не согласен гражданин. В связи с этим следует обратиться:
- в Президиум краевых, областных и республиканских Верховных Судов, если необходимо добиться пересмотра приговора, определения или постановления районного, городского или кассационного решения Верховного суда;
- в Коллегию, если дело по каким-то причинам не было рассмотрено в Верховном Суде;
- в Президиум Верховного Суда РФ, когда речь идет о решениях и постановлениях Судебной коллегии, Кассационной коллегии и т. д.
Получить более детальную информацию о структуре и поднадзорности можно на сайте xn--b1aagcvxfpnuq9e.xn--p1ai/struct.php.
Правила составления
Неправильно оформленная жалоба – это прямое основание для отказа в ее рассмотрении. В связи с этим при составлении такого документа необходимо придерживаться целого ряда правил, для чего можно использовать образец:
Он должен состоять из таких частей:
- Вступление («шапка»). В правом верхнем углу документа следует указать его получателя и данные заявителя (ФИО, дата и место рождения), информацию о том, где был принят оспариваемый вердикт, номер дела и т.д. Если на момент обращения у гражданина есть решения судов второй ступени, то во вступлении также следует указать такие сведения.
- Основная часть. После указания вводной информации посередине строки надо написать название документа и расшифровать его назначение. В этой части важно кратко и лаконично описать содержание приговора, попытки его обжаловать в вышестоящих инстанциях, а также дать оценку решениям, которые, по мнению заявителя, не имеют под собой законных оснований (со ссылками на соответствующие нормы УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ). При написании претензии следует последовательно и аргументировано доказать, какая была допущена ошибка при изучении дела. Предпочтительно, чтобы это было подтверждено соответствующими доказательствами или фактами, что может повлиять на итог рассмотрения надзорной жалобы.
- Полный перечень дополнительных материалов, которые могут быть использованы для пересмотра дела, в том числе копии ранее вынесенных приговоров, решений, определений (апелляционного и кассационного судов).
Чтобы добиться пересмотра ранее принятого решения, в документе следует четко перечислить все факты и нарушения, которые выявил заявитель в ходе судебного процесса. Это могут быть:
- аргументы одной из сторон, которые не были приняты во внимание;
- нарушения во время проведения следственных действий или экспертиз;
- сомнительные или нелогичные свидетельства, которые были учтены при рассмотрении дела. В этом случае можно потребовать исключить их из доказательной базы, так как они были получены с нарушением профильного законодательства;
- любые нарушения правил заседаний.
Порядок подачи
При подаче жалобы заявителем или его представителем должен быть предоставлен весь необходимый пакет документов, которые могут быть использованы для рассмотрения дела. Количество копий должно соответствовать количеству участников процесса, что является обязательным условием для принятия заявления.
В Верховный Суд РФ можно обратиться:
- Через приемную, расположенную по адресу: Москва, ул. Поварская, дом 13 (2-й подъезд), ориентир — станции метро Баррикадная и Арбатская. График работы: с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу – до 16.30. Обеденный перерыв с 13.00 до 13.45. Во время приема работник аппарата сразу же проверит, соответствуют ли поданные документы требованиям процессуального законодательства (если нет, то он может отказать в их принятии). Прием осуществляется в порядке живой очереди без предварительной записи при наличии у заявителя удостоверения личности. Получить более детальную информацию можно по телефону (495) 690-54-63.
- Почтовым отправлением по адресу: 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15. В конверт следует вложить дополнительные материалы, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о нарушениях при рассмотрении дела в низшей инстанции.
Для принятия обращения гражданин должен предоставить квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины в случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Если он имеет льготу или право, которое освобождает от ее уплаты, то такая справка также должна быть передана с пакетом документов.
Срок подачи
Если речь идет о пересмотре гражданского дела, то, в соответствии со ст. 391.2 ГПК РФ, ограничительный срок подачи надзорной жалобы составляет 3 месяца с момента вступления в силу последнего постановления.
Отдельной нормой ГПК РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока. Но для этого гражданин должен будет пояснить, в связи с чем он не смог воспользоваться правом на обжалование в предусмотренный для этого срок и предоставить соответствующие доказательства, подтверждающие факты, изложенные в заявлении (например, веской причиной может быть беспомощное состояние, тяжелая болезнь и т. д.). Такой документ подается в суд первой инстанции.
Порядок рассмотрения
Надзорная жалоба должна быть рассмотрена в течение 30-ти дней с момента ее передачи в суд, который может либо отказать в ее принятии, либо принять ее для дальнейшего рассмотрения. В первом случае будет указана формулировка, что изложенные факты не являются снованием для пересмотра предыдущего постановления, так как не квалифицируются как нарушение законодательства. В случае принятия будет возбуждено надзорное разбирательство, о чем заявитель будет уведомлен соответствующим извещением (в нем также будет указана дата и время судебного разбирательства).
В процессе рассмотрения дела в надзорной инстанции могут присутствовать все стороны-участники. В случае уголовного судопроизводства осужденный может быть доставлен из исправительного учреждения на заседание, а при гражданском судопроизводстве истец может отказаться от участия в процессе или направить туда своего представителя.
Перед принятием решения каждой из сторон будет предоставлена возможность изложить свою точку зрения. После этого, опираясь на указанные факты и предоставленные доказательства, коллегиально (путем голосования) принимается решение об отказе или удовлетворении требований заявителя.
Видео: скандал в суде
Законодательная база
Чтобы добиться пересмотра административного или уголовного дела, гражданин должен подать жалобу, составленную с соблюдением положений таких законодательных актов:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 03.12.2001г. (ред. от 29.07.2017).
- Уголовный Кодекс Российской Федерации N 63-ФЗ от13.06.1996г. (ред. 26.08.2017).
- Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая N 51-ФЗ от 30.11.1994г. (ред. 06.08.2017) и часть вторая N 14-ФЗ от 26.01.1996г. (ред. 28.03.2017).
- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. (ред. от 05.02.2014).