Более 60% россиян увольняются из-за руководителя. Такие данные приводят образовательная платформа «Нетология‎» и рекрутинговая компания Get Experts. Речь не всегда об оскорблениях или превышениях полномочий: сотрудникам может просто не нравиться личность руководителя.

Что делать, если начальник нарушает ваши права? Можно попытаться решить проблему открытым диалогом или «усмирить» подачей заявления вышестоящему руководству или в контролирующий орган.

Еще одна цель обращения — привлечение начальника к ответственности, когда уже не стоит вопрос о том, чтобы остаться в компании. Разбираемся, на что можно пожаловаться и куда обращаться.

На что можно жаловаться

Такое понятие как «уважение к подчиненным» законодательно не закреплено: оно подразумевается социумом. Зато в законе прописаны право на заработную плату и выбор профессии, ответственность за дискриминацию в трудовых отношениях.

Согласно исследованиям, агрессивное отношение руководителя возникает чаще всего, когда заработная плата подчиненных зависит от отношений с ним. Особенно это чувствуется, если сотрудник трудоустроен неофициально и получает «серую» зарплату.

Распространенные причины жалоб:

  1. Грубость, оскорбления и угрозы.
  2. Нарушение приказов вышестоящего руководства.
  3. Несоблюдение правил охраны труда (не выдают средства защиты, рабочее место не оборудовано, нарушается инструкция по технике безопасности).
  4. Сексуальные домогательства.
  5. Нарушение сроков выплат, выдача в конверте, уменьшение заработной платы, отказ в оплате больничного листа.
  6. Принуждение к труду и выполнению обязанностей, не прописанных в трудовом договоре.
  7. Отказ в предоставлении отпуска.
  8. Незаконное увольнение, в частности из-за действий, которых сотрудник не совершал.

Основные обязанности руководителя закреплены в статье 22 Трудового кодекса РФ. В частности речь идет о равной оплате схожих должностей, охране труда и т.п.

В зависимости от рода нарушений начальника могут привлечь к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности. При дисциплинарных нарушениях ему грозит замечание, выговор или увольнение.

Сотрудники крупных государственных организаций тоже не застрахованы от грубого отношения со стороны начальника. Например, в Забайкальском крае сотрудники Госэкспертизы написали письмо губернатору. В нем говорилось, что руководство самовольно начисляет себе премии, допускает матерные высказывания и устные угрозы в сторону подчиненных. На сотрудников оказывается моральное давление, поэтому они даже готовы объявить забастовку. Правительство края обещало провести проверку организации и действий руководства.

Жалобы можно отправлять сразу в несколько инстанций. Например, в Чите сотрудники вагоноремонтного депо направили обращение сразу президенту страны. Жаловались на гонения со стороны начальника, психологическое давление и угрозы. По их словам, руководитель не выполняет свои обязанности должным образом и редко появляется на работе. Жалоба была адресована также директору РЖД, Центру по организации противодействия коррупции и в прокуратуру. Была инициирована проверка всех обстоятельств произошедшего.

Куда жаловаться

Самые оптимальные варианты — Трудовая инспекция и вышестоящее руководство, если проблемы касаются трудовых отношений. Обращения в прокуратуру и суд являются крайними мерами. В правоохранительные органы необходимо писать, если в действиях или бездействии начальника есть состав преступления. Полиция может принять анонимные жалобы, если есть риски для безопасности.

Жалоба в комиссию по трудовым спорам

Иногда ситуация выходит за пределы компании. Например, летом 2022 года сотрудники сетей «М.Видео» и «Эльдорадо» в Свердловской области обратились в СМИ, чтобы пожаловаться на нового регионального директора. Их принуждали извиняться на камеру за ошибки, заставляли работать сверхурочно, отказывали в обеденном перерыве. По их словам, руководитель не боится жалоб из-за связей в прокуратуре. Сотрудники не хотят увольняться, поэтому пытаются достучаться до вышестоящих директоров, в том числе за счет огласки проблемы.

Жалобу на начальника составляют в произвольной форме, хотя унифицированного бланка не существует, все-таки важно соблюдать структуру.

Какие пункты обязательны:

  1. В «шапке» документа прописать Ф.И.О. и адресат (вышестоящая инстанция или руководитель), номер телефона и персональные данные лица, ответственного за написание жалобы.
  2. Указать наименование документа («Заявление», «Жалоба»).
  3. Написать обстоятельства и причины, по которым работник решил обратиться за помощью. Не использовать нецензурную брань и экспрессивную лексику. Желательно текст подкреплять ссылками на законодательные акты.
  4. Изъяснить требования или просьбу. Обычно просят разобраться в ситуации и принять меры.
  5. Приложить документы и любые доказательства своих слов. Это может быть видео- или аудиозаписи, копии служебных переписок, фотографии, свидетельские показания. В самой жалобе упомянуть данные аргументы.
  6. Поставить подпись и дату.

Можно жаловаться коллективом конкретного отдела или собрать группу сотрудников из разных подразделений. В самом заявлении перечень Ф.И.О. и должностей указывается в конце или прикладывается отдельным документом. Коллективные жалобы более весомые, потому что показывают массовый характер нарушений, и на них реагируют оперативно.

Скачать образец коллективной жалобы

Например, в организации есть отдел кадров, в котором начальник постоянно оскорблял работников. Сотрудники написали коллективную жалобу и подали генеральному директору. Было проведено внутреннее расследование внутри компании, и начальника отдела лишили премии. В данном случае претензия рассматривалась только внутри организации.

Жалобу в письменной форме необходимо составлять в двух экземплярах: один отправить в контролирующий орган, а второй — оставить у себя, но на нем должна быть отметка о приеме заявления.

Вышестоящий руководитель

Подавать заявление можно лично в руки, через секретаря или по электронной почте. В редких случаях используют отправку обычной почтой. На крупных предприятиях устанавливают ящики для жалоб, письма оттуда доставляют в отдел кадров или напрямую руководителю.

В крупных компаниях действуют профсоюзы или комиссии по трудовым спорам — это тоже действенный способ воздействия.

Если руководитель отказывается помочь или разрешить конфликт, можно обращаться в государственные инстанции.

Трудовая инспекция

Государственная инспекция труда является региональным подразделением Федеральной службы по труду и занятости. Инстанция контролирует трудовые отношения между руководителями и подчиненными, поэтому имеет право организовать проверку, провести расследование, дать предписания работодателю об устранении нарушений.

Жалоба в Трудовую инспекцию подается по месту расположения компании.

Как связаться с Трудовой инспекцией:

  • встретиться лично с представителем органа;
  • отправить письмо почтой;
  • воспользоваться электронной формой на сайте Онлайнинспекция.рф —https://rostrud.gov.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/kremlin/.

Адреса и контактные телефона региональных подразделений можно найти на странице — https://rostrud.gov.ru/rostrud/territorialnye-organy/.

Скачать образец жалобы в Трудовую инспекцию

Стандартный срок рассмотрения обращений, направленных в государственные органы, — 30 дней. В исключительных случаях его могут продлить еще на 30 дней.

Прокуратура

В прокуратуру, как и в правоохранительные органы, чаще обращаются, если начальник угрожает физически, домогается, подозревается в серьезных преступлениях: присвоении средств, обмане партнеров, контрагентов или потребителей, коррупции и т.п.

Пример. Руководитель организации обязал подчиненного совершить сделку с подставной фирмой, которая юридически принадлежала его родственникам. На лицо мошенническая схема. Но если работник не уведомит правоохранительные органы, а обман раскроется, его могут привлечь как соучастника.

Злоупотребление должностными полномочиями — это тоже уголовное преступление. Пример. Директор школы оформила родственника на должность охранника, а зарплату присваивала себе. Мужчина на работе не появлялся.

Как обратиться в прокуратуру:

  • воспользоваться электронной формой на странице Генеральной прокуратуры РФ — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception;
  • оставить письменную жалобу в ящике «Для приема заявлений и обращений», который обычно размещают на здании ведомства;
  • отправить обычной почтой.
Если начальник нарушает выплаты НДФЛ, проводит махинации со страховыми взносами и т.п., можно обращаться в налоговую службу.

Суд

Подают обычно индивидуальную жалобу в суд общей юрисдикции. Основание — получение компенсации за ущерб (моральный или имущественный), но причины могут быть иными, если обращения в другие инстанции не принесли результата. Обязательно прикладываются копии заявлений, отправленных ранее вышестоящему руководству и в государственные органы и ответы на них. Слова в иске подкрепляются крепкой доказательной базой.

Пример. По словам сотрудницы, руководитель стал писать ей неприличные SMS-сообщения, приглашал в баню и предлагал «тесно дружить». Девушка отказалась. Затем он стал высказывать претензии относительно выполнения работы, обвинил в подделке больничного и увеличивал нагрузку. Сотрудница подала иск и потребовала компенсации за дискриминацию и личную неприязнь начальника по отношению к ней. Но она проиграла: была подтверждена ее переписка с руководителем (оператор связи не предоставил текст, который доказал бы непристойные сообщения), обоснована ошибка с ее стороны в работе, а увольнение произошло в соответствии с законом и наравне с другими сотрудниками. Другие сотрудники также не смогли подтвердить ее слова. Вину начальника не удалось доказать.

Иск можно передавать лично через секретаря или отправить по почте. На сайтах некоторых судов есть формы для заполнения иска в электронной форме. Обычно составляют три экземпляра: один — для суда, второй — для себя, третий — для ответчика.

Если  работодатель нарушает ваши права и не идет на диалог, не откладывайте решение вопроса. Обращайтесь к нашим юристам, которые подскажут, как правильно составить претензию и куда ее направить.

Законодательная база

При составлении и подаче жалобы на начальника следует обратить внимание на следующие законодательные акты:

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
  2. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
  3. ПП РФ «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 № 401.
  4. Распоряжение Правительства «Об утверждении перечня организаций и перечня территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России» от 21.08.2006 г. № 1156-р.
  5. ПМ РФ «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 05.06.2013 № 476.
  6. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ