Более 60% россиян увольняются из-за руководителя. Такие данные приводят образовательная платформа «Нетология» и рекрутинговая компания Get Experts. Речь не всегда об оскорблениях или превышениях полномочий: сотрудникам может просто не нравиться личность руководителя.
Что делать, если начальник нарушает ваши права? Можно попытаться решить проблему открытым диалогом или «усмирить» подачей заявления вышестоящему руководству или в контролирующий орган.
Еще одна цель обращения — привлечение начальника к ответственности, когда уже не стоит вопрос о том, чтобы остаться в компании. Разбираемся, на что можно пожаловаться и куда обращаться.
На что можно жаловаться
Такое понятие как «уважение к подчиненным» законодательно не закреплено: оно подразумевается социумом. Зато в законе прописаны право на заработную плату и выбор профессии, ответственность за дискриминацию в трудовых отношениях.
Согласно исследованиям, агрессивное отношение руководителя возникает чаще всего, когда заработная плата подчиненных зависит от отношений с ним. Особенно это чувствуется, если сотрудник трудоустроен неофициально и получает «серую» зарплату.
Распространенные причины жалоб:
- Грубость, оскорбления и угрозы.
- Нарушение приказов вышестоящего руководства.
- Несоблюдение правил охраны труда (не выдают средства защиты, рабочее место не оборудовано, нарушается инструкция по технике безопасности).
- Сексуальные домогательства.
- Нарушение сроков выплат, выдача в конверте, уменьшение заработной платы, отказ в оплате больничного листа.
- Принуждение к труду и выполнению обязанностей, не прописанных в трудовом договоре.
- Отказ в предоставлении отпуска.
- Незаконное увольнение, в частности из-за действий, которых сотрудник не совершал.
Основные обязанности руководителя закреплены в статье 22 Трудового кодекса РФ. В частности речь идет о равной оплате схожих должностей, охране труда и т.п.
Сотрудники крупных государственных организаций тоже не застрахованы от грубого отношения со стороны начальника. Например, в Забайкальском крае сотрудники Госэкспертизы написали письмо губернатору. В нем говорилось, что руководство самовольно начисляет себе премии, допускает матерные высказывания и устные угрозы в сторону подчиненных. На сотрудников оказывается моральное давление, поэтому они даже готовы объявить забастовку. Правительство края обещало провести проверку организации и действий руководства.
Куда жаловаться
Самые оптимальные варианты — Трудовая инспекция и вышестоящее руководство, если проблемы касаются трудовых отношений. Обращения в прокуратуру и суд являются крайними мерами. В правоохранительные органы необходимо писать, если в действиях или бездействии начальника есть состав преступления. Полиция может принять анонимные жалобы, если есть риски для безопасности.
Иногда ситуация выходит за пределы компании. Например, летом 2022 года сотрудники сетей «М.Видео» и «Эльдорадо» в Свердловской области обратились в СМИ, чтобы пожаловаться на нового регионального директора. Их принуждали извиняться на камеру за ошибки, заставляли работать сверхурочно, отказывали в обеденном перерыве. По их словам, руководитель не боится жалоб из-за связей в прокуратуре. Сотрудники не хотят увольняться, поэтому пытаются достучаться до вышестоящих директоров, в том числе за счет огласки проблемы.
Какие пункты обязательны:
- В «шапке» документа прописать Ф.И.О. и адресат (вышестоящая инстанция или руководитель), номер телефона и персональные данные лица, ответственного за написание жалобы.
- Указать наименование документа («Заявление», «Жалоба»).
- Написать обстоятельства и причины, по которым работник решил обратиться за помощью. Не использовать нецензурную брань и экспрессивную лексику. Желательно текст подкреплять ссылками на законодательные акты.
- Изъяснить требования или просьбу. Обычно просят разобраться в ситуации и принять меры.
- Приложить документы и любые доказательства своих слов. Это может быть видео- или аудиозаписи, копии служебных переписок, фотографии, свидетельские показания. В самой жалобе упомянуть данные аргументы.
- Поставить подпись и дату.
Можно жаловаться коллективом конкретного отдела или собрать группу сотрудников из разных подразделений. В самом заявлении перечень Ф.И.О. и должностей указывается в конце или прикладывается отдельным документом. Коллективные жалобы более весомые, потому что показывают массовый характер нарушений, и на них реагируют оперативно.
Например, в организации есть отдел кадров, в котором начальник постоянно оскорблял работников. Сотрудники написали коллективную жалобу и подали генеральному директору. Было проведено внутреннее расследование внутри компании, и начальника отдела лишили премии. В данном случае претензия рассматривалась только внутри организации.
Жалобу в письменной форме необходимо составлять в двух экземплярах: один отправить в контролирующий орган, а второй — оставить у себя, но на нем должна быть отметка о приеме заявления.
Вышестоящий руководитель
Подавать заявление можно лично в руки, через секретаря или по электронной почте. В редких случаях используют отправку обычной почтой. На крупных предприятиях устанавливают ящики для жалоб, письма оттуда доставляют в отдел кадров или напрямую руководителю.
В крупных компаниях действуют профсоюзы или комиссии по трудовым спорам — это тоже действенный способ воздействия.
Если руководитель отказывается помочь или разрешить конфликт, можно обращаться в государственные инстанции.
Трудовая инспекция
Государственная инспекция труда является региональным подразделением Федеральной службы по труду и занятости. Инстанция контролирует трудовые отношения между руководителями и подчиненными, поэтому имеет право организовать проверку, провести расследование, дать предписания работодателю об устранении нарушений.
Жалоба в Трудовую инспекцию подается по месту расположения компании.
Как связаться с Трудовой инспекцией:
- встретиться лично с представителем органа;
- отправить письмо почтой;
- воспользоваться электронной формой на сайте Онлайнинспекция.рф —https://rostrud.gov.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/kremlin/.
Адреса и контактные телефона региональных подразделений можно найти на странице — https://rostrud.gov.ru/rostrud/territorialnye-organy/.
Стандартный срок рассмотрения обращений, направленных в государственные органы, — 30 дней. В исключительных случаях его могут продлить еще на 30 дней.
Прокуратура
В прокуратуру, как и в правоохранительные органы, чаще обращаются, если начальник угрожает физически, домогается, подозревается в серьезных преступлениях: присвоении средств, обмане партнеров, контрагентов или потребителей, коррупции и т.п.
Пример. Руководитель организации обязал подчиненного совершить сделку с подставной фирмой, которая юридически принадлежала его родственникам. На лицо мошенническая схема. Но если работник не уведомит правоохранительные органы, а обман раскроется, его могут привлечь как соучастника.
Злоупотребление должностными полномочиями — это тоже уголовное преступление. Пример. Директор школы оформила родственника на должность охранника, а зарплату присваивала себе. Мужчина на работе не появлялся.
Как обратиться в прокуратуру:
- воспользоваться электронной формой на странице Генеральной прокуратуры РФ — https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception;
- оставить письменную жалобу в ящике «Для приема заявлений и обращений», который обычно размещают на здании ведомства;
- отправить обычной почтой.
Суд
Подают обычно индивидуальную жалобу в суд общей юрисдикции. Основание — получение компенсации за ущерб (моральный или имущественный), но причины могут быть иными, если обращения в другие инстанции не принесли результата. Обязательно прикладываются копии заявлений, отправленных ранее вышестоящему руководству и в государственные органы и ответы на них. Слова в иске подкрепляются крепкой доказательной базой.
Пример. По словам сотрудницы, руководитель стал писать ей неприличные SMS-сообщения, приглашал в баню и предлагал «тесно дружить». Девушка отказалась. Затем он стал высказывать претензии относительно выполнения работы, обвинил в подделке больничного и увеличивал нагрузку. Сотрудница подала иск и потребовала компенсации за дискриминацию и личную неприязнь начальника по отношению к ней. Но она проиграла: была подтверждена ее переписка с руководителем (оператор связи не предоставил текст, который доказал бы непристойные сообщения), обоснована ошибка с ее стороны в работе, а увольнение произошло в соответствии с законом и наравне с другими сотрудниками. Другие сотрудники также не смогли подтвердить ее слова. Вину начальника не удалось доказать.
Если работодатель нарушает ваши права и не идет на диалог, не откладывайте решение вопроса. Обращайтесь к нашим юристам, которые подскажут, как правильно составить претензию и куда ее направить.
Законодательная база
При составлении и подаче жалобы на начальника следует обратить внимание на следующие законодательные акты:
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
- ПП РФ «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 № 401.
- Распоряжение Правительства «Об утверждении перечня организаций и перечня территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России» от 21.08.2006 г. № 1156-р.
- ПМ РФ «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 05.06.2013 № 476.
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ