Функция по надзору и контролю за соблюдением норм жилищного законодательства в Самарской области возложена на ГЖИ. Данное Ведомство регулирует работу предприятий в сфере ЖКХ, выдает им лицензии и занимается профилактикой нарушений обязательных требований законодательства. Учитывая широкий спектр полномочий, гражданин, который столкнулся с несоблюдением действующих правовых норм, для защиты своих прав и интересов может обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию. Если претензия будет признана обоснованной, Ведомством будет выписано предписание об устранении выявленных нарушений.
На что можно пожаловаться
Любое несоблюдение норм жилищного законодательства — это основание для подачи обращения в ГЖИ Самарской области. Но предварительно важно убедиться, что решение вопроса находится в границах компетентности Ведомства, иначе в удовлетворении требований будет отказано. Как показывает практика, граждане жалуются преимущественно на работу управляющих компаний и ТСЖ. Они часто недовольны:
- несоблюдением норм пожарной безопасности, что может стать причиной возникновения аварийной ситуации;
- отсутствием регулярных уборок мест общего пользования (подъездов, лестничных клеток, лифтов, придомовой территории т. д.);
- несвоевременным вывозом мусора;
- сдачей в аренду придомовой территории без согласия жильцов, как это предусмотрено действующим законодательством;
- отсутствием планового ремонта;
- несоблюдением порядка оформления необходимых разрешений на переустройство или переоборудование жилых и нежилых помещений;
- неудовлетворительным состоянием дома;
- бездействием в аварийных ситуациях;
- несоблюдением правил эксплуатации жилых помещений;
- игнорированием просьб жильцов (о проведении ремонта, пересчете стоимости услуг);
- необоснованным повышением тарифов и т. д.
Как обратиться
Независимо от того, каким способом решит воспользоваться гражданин для подачи обращения в Инспекцию, он может рассчитывать на рассмотрение документа в установленный законом срок. Учитывая возможности ГЖИ в Самарской области, пожаловаться можно:
- Почтовым отправлением, направив письмо по адресу: 443041, г. Самара, ул. Льва Толстого, дом 123. Для получения информации справочного характера следует позвонить по телефону 8(846)200-02-98.
- В канцелярию, куда можно лично принести документ и другие материалы для рассмотрения дела. Претензии принимаются в рабочее время с 8.30 до 17.30 (в пятницу – до 16.30). Канцелярия находится по адресу: ул. Льва Толстого, дом 123, бизнес центр «Капитал Хаус», 101 кабинет.
- По факсу на номер 8(846)200-02-56 или 8(846)207-06-78. Такой вариант не стоит использовать, если необходимо передать большой объем дополнительных материалов.
- По электронной почте, направив документ по адресу: info@gzhi-samara.ru.
- На личном приеме у уполномоченного должностного лица (руководителя или его заместителя). График и более подробная информация о порядке его осуществления размещена на https://gzhi.samregion.ru/2019/07/25/lichnyj-priem-grazhdan-rukovoditelem-gosudarstvennoj-zhilishhnoj-inspektsii-samarskoj-oblasti/. Предварительная запись проводится по телефону 8(846)200-30-11. Личный прием может осуществляться в формате аудиосвязи. В этом случае для описания ситуации и получения разъяснений каждому посетителю отводится не более 20 минут.
- Через Интернет-приемную. Онлайн жалоба в ГЖИ Самарской области может быть подана без авторизации (когда не нужна внеплановая проверка) и с авторизацией через ЕСИА. Во втором случае онлайн претензия может быть использована Ведомством в качестве основания для проведения внеплановой проверки нарушителя. При заполнении электронной формы важно правильно выбрать тип обращения («жалоба»), указать персональные данные и сжато описать обстоятельства, при которых было нарушено жилищное законодательство.
На странице https://vopros.samregion.ru/ можно посмотреть статус обращения, указав свою фамилию и ПИН.
Гражданин вправе обратиться за защитой своих прав не только в Главное управление. Жалоба может быть подана в определенное структурное подразделение или конкретному должностному лицу https://gzhi.samregion.ru/category/o-inspektsii/kontakty/.
Порядок действий
Обращение в надзорный орган – это крайняя мера, когда нет возможности добиться соблюдения законодательных норм без внешнего вмешательства. В связи с этим сначала гражданин должен попытаться самостоятельно решить проблему, напрямую обратившись к нарушителю. Если он пропустит данный этап, переданная в ГЖИ Самарской области жалоба не будет рассмотрена в предусмотренном законом порядке. А заявителю будет дана рекомендация обратиться к нарушителю для урегулирования ситуации.
Граждане в большинстве случаев недовольны работой управляющих компаний и ТСЖ. Чтобы правильно обжаловать их незаконные действия, следует:
- Составить жалобу с требованием устранить нарушения, адресовав ее УК или ТСЖ. По возможности такой документ стоит подать от лица инициативной группы жильцов (т. е. коллективно). Впоследствии полученный ответ можно будет использовать в качестве дополнения к обращению в Инспекцию. Если он не будет предоставлен в установленный срок, в качестве дополнения можно будет использовать копию жалобы.
- Обратиться в ГЖИ Самарской области любым доступным заявителю способом. Если в документе будут выявлены ошибки и неточности, он не будет зарегистрирован в системе учета. А если в процессе рассмотрения ответственному сотруднику потребуются дополнительные сведения (например, для уточнения деталей инцидента), он может позвонить заявителю по указанному в документе телефону.
- Дождаться решения Инспекции. Претензия должна быть рассмотрена в течение 30-ти дней с момента регистрации. В отдельных случаях на это может потребоваться больше времени, что не является нарушением закона (например, если ГЖИ для получения альтернативной информации подаст запрос в другой надзорный орган). В зависимости от обстоятельств требования заявителя могут быть удовлетворены частично или в полном объеме.
Как составить жалобу
Чтобы обращение было рассмотрено в самый сжатый срок, важно правильно составить документ без ошибок и неточностей. Жалобу можно написать в свободной форме, указав такие сведения:
- реквизиты получателя (название Ведомства, его адрес);
- данные заявителя (ФИО, актуальный номер телефона, другая контактная информация);
- адрес, где находится домовладение или объект недвижимости;
- суть обращения: при каких обстоятельствах не были соблюдены нормы действующего законодательства, кто допустил нарушение, как развивались события и т. д.;
- предпринималась ли попытка урегулировать проблему без вмешательства надзорного органа, в чем это было выражено;
- ссылки на действующие нормы закона, которые были нарушены;
- перечень требований (провести проверку, наказать нарушителя и т. д.);
- список дополнений и приложений.
Жалобу в ГЖИ Самарской области можно составить по образцу:
Скачать образец жалобы в ГЖИ Самарской области
Жалоба на предоставление некачественных услуг
В рамках ст. 161 (часть 2.3) Жилищного кодекса РФ, управляющая компания обязана следить за качеством предоставляемых коммунальных услуг и оперативно реагировать на жалобы жильцов. Поэтому если домовладелец квартиры недоволен низкой температурой горячей воды, ее слабым напором или отоплением, он вправе обратиться с жалобой в свою УК. На основании такого заявления должны быть произведены необходимые замеры и устранены неполадки, из-за которых жильцы получают некачественные услуги. В случае удовлетворения требования можно потребовать осуществить перерасчет ранее выставленных к оплате счетов. Если управляющая компания откажется это делать, домовладелец вправе добиться перерасчета в судебном порядке.
Отсутствие реакции на претензию о предоставлении коммунальных услуг низкого качества — это повод пожаловаться в ГЖИ Самарской области. Для этого гражданин должен будет составить документ, указав в нем информацию следующего характера:
- наименование получателя претензии;
- свои персональные и контактные данные;
- адрес домовладения;
- реквизиты компании, которая управляет домом на основании заключенного договора;
- перечень коммунальных услуг, предоставляемых с нарушением действующих норм;
- было ли подано обращение в УК об устранении неполадки, какой ответ был получен;
- ссылки на законодательные акты, указывающие на обоснованность претензий заявителя;
- перечень требований (провести проверку, обязать УК устранить нарушения и т. д.);
- список приложений (в случае их наличия).
Вопрос-ответ
Вопрос: В подвале многоквартирного дома проживают какие-то неустановленные лица. Председатель ТСЖ не поясняет, на каком основании они занимают помещение и не пускает туда инициативную группу жильцов (дверь закрыта на ключ). Домовладельцы категорически против такого использования подвального помещения. Что делать?
Ответ: Подобные действия председателя – это прямое нарушение закона. В такой ситуации жильцам стоит обратиться к участковому или в районное отделение полиции. Сотрудники правоохранительных органов получат доступ в подвальное помещение, и проверят документы у проживающих там лиц. В зависимости от результатов будет принято решение о дальнейших действиях. Но председателю в любом случае не удастся избежать неприятных последствий. Полиция направит запрос в ГЖИ с требованием принять в его отношении предусмотренные законом меры.
Вопрос: В подъезде во время дождей постоянно протекает крыша. Из-за постоянной сырости обсыпалась штукатурка и потолок. УК игнорирует требования о проведении ремонта и устранения неполадок, ссылаясь на отсутствие средств. Что делать жильцам?
Ответ: При осуществлении своей деятельности управляющая компания обязана придерживаться положений действующего договора. В частности, это касается проведения ремонтных работ с целью устранения аварийных ситуаций. В таких обстоятельствах сначала следует подать в УК письменный запрос с требованием устранить течь. Если жалоба не будет удовлетворена, придется подать обращение в ГЖИ Самарской области.
Вопрос: Инспекция выписала предписание списать оплату, начисленную за услуги, которые по факту не были предоставлены. Но УК решила его оспорить и обратилась в арбитражный суд. Что делать жильцам?
Ответ: Арбитражный суд – это последняя инстанция, куда может подать иск нарушитель, чтобы оспорить предписание Инспекции. Жильцам остается только ждать, какое решение будет принято по существу. Если суд откажет в удовлетворении требования отменить предписание, управляющая компания будет обязана списать начисленную оплату.
Не все управляющие компании выполняют предписания ГЖИ Самарской области:
Законодательная база
При составлении жалобы следует руководствоваться такими законодательными актами:
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020).
- ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020).
- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2008).
- Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).