Не всегда охранники магазинов действуют в рамках своей компетенции. Пользуясь низкой юридической грамотностью граждан, они нарушают их права и пренебрегают нормами действующего законодательства, ссылаясь на наличие соответствующих полномочий. Но охранник магазина – это не сотрудник правоохранительных органов. Он не может обыскать покупателя, забрать его личные вещи или силой удерживать без веских на то оснований. Поэтому, столкнувшись с превышением должностных полномочий или самоуправством, не стоит игнорировать факт нарушения закона. Чтобы добиться увольнения сотрудника или даже получить денежную компенсацию причиненного ущерба, необходимо правильно обжаловать его действия, придерживаясь определенной последовательности в своих действиях.
На что можно пожаловаться
Полномочия работников частных охранных структур ограничены нормами профильного закона N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с его положениями на охранника можно пожаловаться в том случае, если он:
- совмещает охранную деятельность со службой в государственном органе;
- носит форму, которую носят полицейские;
- применил физическую силу во время конфликта с покупателем;
- без особой необходимости использовал специальное средство или огнестрельное оружие, превысив свои полномочия;
- причинил тяжкий вред здоровью, нанес физические увечья или травмы посетителю;
- по собственной инициативе провел досмотр личных вещей покупателя (его сумки, карманов и т. д.);
- провел несанкционированный обыск;
- силой удерживал покупателя до приезда полиции без веских на то оснований;
- грубил, хамил и словесно унижал посетителя и т. д.
Куда обратиться
Если работник, на которого возложена функция охраны, превысил свои полномочия (нагрубил, пытался осмотреть сумку с покупками, требовал паспорт и т. д.), сначала стоит обратиться к его непосредственному руководителю. В зависимости от статуса, это может быть начальник ЧОП (частного охранного предприятия) или руководитель магазина. Но если речь идет о серьезном правонарушении (например, о нанесении телесных повреждений или обыске), следует сразу обратиться в:
- Росгвардию (в отделение лицензионно-разрешительной работы). Жалобу лучше подать в свое территориальное подразделение, руководствуясь информацией https://rosgvard.ru/ru/catalog/?categoryId=ff2290c3-51eb-4573-85f5-f9d7e939348b. Если выяснится, что на сотрудников ЧОП систематически поступают жалобы от граждан, которые столкнулись с превышением должностных полномочий, у нее могут отозвать лицензию.
- Полицию. Чтобы пресечь нарушение закона, лучше сразу вызвать патруль полиции (например, если сотрудник охранной структуры пытается незаконно осуществить задержание). Впоследствии рекомендуется подать жалобу в территориальное подразделение МВД.
- Прокуратуру. Если жалобы в Полицию и Росгвардию не принесли желаемого результата, стоит обратиться в Прокуратуру. Документ можно отправить по почте, лично принести в канцелярию или подать онлайн через интернет-приемную. В частности, чтобы пожаловаться на действия сотрудника охранной структуры в г. Москве, следует заполнить форму по ссылке https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/internet-reception/personal-receptionrequest.
- Суд. Если в результате конфликта гражданину был причинен моральный или материальный ущерб, для получения денежного возмещения придется обратиться в суд. Но инициатором судебного рассмотрения может стать Прокуратура, которая на основании заявления потерпевшего решит привлечь охранника к административной или уголовной ответственности. В зависимости от обстоятельств инцидента, покупатель может выступить в суде в роли свидетеля или потерпевшего.
Как действовать
Чтобы наказать охранника, допустившего самоуправство, важно правильно действовать в конфликтной ситуации. Только при таком условии потерпевший сможет зафиксировать факт нарушения и собрать достаточный объем доказательной базы. Если работник охранной структуры совершил или пытается совершить какое-либо незаконное действие, гражданин должен:
- Заявить о нарушении закона и своих прав, предупредить о последствиях, и сообщить о своем намерении подать жалобу его руководителю или в надзорный орган.
- Вызвать наряд полиции для составления протокола (если речь идет о серьезном правонарушении, например, о нанесении побоев). Такой документ можно будет использовать для последующего обжалования действий нарушителя, так как в нем будут указаны все обстоятельства конфликта.
- Обратиться к администратору магазина, чтобы выяснить, кто является начальником сотрудника, который был уличен в превышении своих полномочий. Если он является работником ЧОП, то жалобу сначала необходимо подать его начальнику, а потом в отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. Если выяснится, что охранник – это работник магазина, пожаловаться на несоблюдение закона можно его директору.
- Найти свидетелей, которые смогут подтвердить тот факт, что сотрудник охранной структуры совершил противоправное деяние. Как правило, в их роли выступают другие покупатели. Важно взять у них контактные данные на случай, если их показания потребуются для рассмотрения дела в надзорных органах.
- Постараться собрать достаточный объем доказательной базы. Лучше снять весь разговор с охранником на камеру телефона или сделать ее аудиозапись. Даже если в торговой точке установлено видеонаблюдение, нет никакой гарантии, что такая запись будет предоставлена для разбирательства. Если в результате общения с сотрудником магазина гражданин получил травму или увечье, это должно быть зафиксировано в медицинском учреждении (важно снять побои в порядке, предусмотренном действующим законодательством).
- Подать жалобу директору магазина (начальнику ЧОП) или в надзорный орган.
Как составить жалобу
Для обжалования действий сотрудника охранной структуры, который совершил противоправный поступок или нарушил права гражданина, потребуется мотивированная жалоба. Такой документ следует составить в письменном виде, указав сведения следующего характера:
- наименование органа, куда подается обращение (получателем может быт определенное должностное лицо, которое уполномочено рассматривать подобные заявления);
- контактные и персональные данные заявителя. В тексте документа рекомендуется указать, куда следует направить ответ об итогах рассмотрения дела (например, на электронный адрес);
- обстоятельства инцидента: когда произошел конфликт, по какому адресу находится торговая точка, как разворачивались события (например, после отказа предъявить содержимое сумки сотрудник вытряхнул все покупки на пол, а потом был вызван наряд полиции);
- идентификационные данные охранника (при наличии таких сведений);
- какое противоправное деяние совершил или пытался совершить работник охранной структуры (например, пытался провести личный досмотр, силой удерживал покупателя, требуя вернуть неоплаченный товар и т. д.);
- ссылки на нормы закона, которые были нарушены. Указание подобной информации не является обязательным условием для принятия жалобы, но это существенно ускорит процесс ее рассмотрения;
- перечень требований: провести проверку по изложенным фактам и обстоятельствам, привлечь виновное лицо к ответственности, сообщить о результатах рассмотрения.
Чтобы подтвердить обоснованность претензий, гражданин вместе с жалобой может предоставить дополнительные материалы (видеозапись, копию протокола полиции, медицинское заключение и т. д.). Чтобы исключить вероятность утери важной информации, в надзорные органы лучше передавать копии, а не оригиналы документов и материалов
Видео: В Москве охранник магазина избил инвалида
Вопрос-ответ
Вопрос: Постоянно с одним охранником в магазине возникает конфликт: он не пускает с личной сумкой, мотивируя это тем, что я могу украсть товар. На мою просьбу озвучить, какой нормой закона он руководствуется, ответа так и не получила. При этом над камерой хранения висит объявление, что администрация не несет ответственность за украденные вещи. Что делать в такой ситуации?
Ответ: Администрация торговой точки не может «выдумывать» собственные правила для посещения, так как это противоречит нормам Гражданского Кодекса РФ. Поэтому покупатель вправе зайти в торговый зал со своей сумкой. Чтобы урегулировать ситуацию, следует обратиться к администратору. Скорее всего, это личная инициатива охранника, о которой не знает руководство магазина. Если выяснится, что запрет – это решение директора, лучше обратиться в Прокуратуру.
Вопрос: Может ли сотрудник охранной структуры применять физическую силу?
Ответ: Такие действия вполне допустимы, если они необходимы для самообороны или предотвращения преступления. Но это не означает, что можно повалить посетителя на пол, избить и нанести ему серьезные увечья. Подобные действия должны быть адекватны и оправданы.
Вопрос: При выходе из торгового зала сработала сигнализация, и охранник потребовал, чтобы я показала содержимое сумки. Я отказалась, мотивируя это тем, что она для личных вещей, которые я не хочу демонстрировать. Но такой ответ его не удовлетворил, и он якобы нечаянно ее перевернул, высыпав все содержимое на кассовую ленту. Как мне лучше поступить, чтобы наказать этого сотрудника?
Ответ: В данном случае все будет зависеть от наличия доказательств. Если вы не записали процесс общения с работником на телефон, максимум, на что вам стоит рассчитывать – это на свидетельские показания. Даже если в торговой точке ведется видеонаблюдение, вам вряд ли кто-то предоставит запись. Но даже если у вас нет доказательств, лучше обратиться к непосредственному начальнику охранника. Если окажется, что это не первая жалоба на его работу, возможно, заявление будет использовано в качестве основания для его увольнения.
Законодательная база
Чтобы защитить свои права и интересы, гражданин должен руководствоваться такими законодательными актами:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
- ФЗ «О полиции» от 07.02.2011г. N 3-ФЗ (ред. 06.02.2020).
- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. N 2202-1 (ред. от 31.07.2020).
- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.08.2019).