Взаимоотношения между пассажирами и водителем автобуса регулируются «Правилами пользования наземным городским пассажирским транспортом». Став жертвой или свидетелем неправомерных действий, следует наказать виновных и восстановить справедливость. Для этого нужно написать жалобу в компетентные органы, но прежде потребуется убедиться, что есть веские основания для предъявления претензий.
Когда жаловаться
Подать жалобу на водителя автобуса можно в следующих случаях:
- Нарушение графика движения на маршруте или правил дорожного движения.
- Несоблюдение правил посадки и высадки пассажиров.
- Грубость или хамство при общении с пассажирами, использование нецензурных или оскорбительных слов, отказ сделать остановку, пренебрежительное отношение.
- Курение в салоне транспортного средства.
- Грязь и антисанитария – немытые сидения, пильные занавески, неприятный запах внутри автобуса, которые создают дискомфортные условия для пассажиров.
- Отказ в предоставлении бесплатного проезда льготным категориям граждан.
После подтверждения указанных в жалобе фактов водитель понесет наказание – его могут лишить премии, снять с маршрута и даже уволить. Безосновательные жалобы будут оставлены без рассмотрения, а водитель в таких случаях имеет право подать встречный иск.
Порядок действий
При возникновении конфликтной ситуации в наземном городском пассажирском транспорте нужно сохранять спокойствие и действовать по следующей схеме:
- Обратить внимание на информационную доску в автобусе. Обычно они расположены внутри салона сзади водителя и содержат контактные данные и номер телефона управления транспорта.
- Записать номер автобуса и известные реквизиты водителя.
- Запомнить или записать точное время и место (на какой остановке) происшествия.
- Узнать контактные данные других пассажиров, если они стали свидетелями случавшегося. Можно предложить участникам событий объединиться для написания коллективной жалобы.
- Составить официальное письмо, изложив свои претензии, и направить в одну из уполномоченных инстанций.
Транспортное предприятие
Название и номер телефона управления, которое отвечает за транспортное средство, представлены на информационном стенде в автобусе. Жителям столицы следует обращаться в ГУП «Мосгортранс» одним из следующих способов:
- Позвонив по телефону — 8 (495) 951-66-53. Во время разговора потребуется объяснить суть происшествия, продиктовать парковый номер автобуса, номер маршрута, дату и место событий. Будьте готовы представиться и назвать контактный телефон для обратной связи.
- Направить заказное письмо с уведомлением о вручении по адресу: Москва, 115035, Раушская набережная, д. 22/21, строение 1. Официальный ответ должен быть предоставлен заявителю в течение 30 дней.
- Привезти документ лично по вышеуказанному адресу. Часы работы канцелярии: пн.-чт.: 8.00-17.00, пт.: 8.00-15.45.
- Оставить жалобу в электронной форме на официальном сайте управления по адресу http://www.mosgortrans.ru/passenger/obratnaja-svjaz/. Ответ на обращения предоставляется в письменной форме или по электронной почте, которые следует указать в письме.
Если конфликт случился в Подмосковье, свои претензии пассажирам следует направлять в «Мострансавто»:
- В телефонном режиме по номеру — 8 (800) 700-31-13.
- Заказным письмом по адресу: 121609, г. Москва, ул. Осенняя, д. 11.
- Подавать лично в приемную предприятия.
- По адресу электронной почты «Общественного контроля» ok@gupmta.ru.
В Санкт-Петербурге за автобусные перевозки отвечает предприятие СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Для обжалования действий водителя автобуса можно воспользоваться одним из предложенных способов:
- Позвонить по телефону контактного-центра – 8 (812) 458-75-74.
- Отправить письмо по адресу — 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 39.
- Лично подать жалобу в приемную предприятия.
- Заполнить электронную форму на сайте http://www.avtobus.spb.ru/feedback/.
Жителям других городов России следует обращаться в управления транспорта в своем регионе.
Министерство транспорта Российской Федерации
Жалоба на водителя автобуса принадлежит к перечню вопросов, рассмотрением которых занимаются региональные подразделения министерства. Если отправить письмо в главный офис, это лишь замедлит принятие решения по вопросу.
В Москве пожаловаться на водителя автобуса можно в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры:
- По телефону контакт-центра «Московский транспорт»: 8 (495) 539-54-54, 3210 (МТС, Билайн, Мегафон).
- Через Интернет-приемную на сайте http://dt.mos.ru/feedback/reception/ или на Едином транспортном портале http://transport.mos.ru/.
- Во время личного приема в здании Департамента по адресу: ул. Садово-Самотечная, д. 1, кабинет 715. График личного приема граждан: первый вторник и последний четверг месяца с 14.00 до 17.00.
- Направить жалобу заказным письмом с уведомлением по указанному выше адресу.
Полезно! О правилах составления официальных претензий можно прочесть в статье «Как правильно написать жалобу»
Жителям Московской области следует обращаться в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры одним из следующих способов:
- По телефону «горячей линии» — 8 (495) 228-19-19.
- Направить письмо по адресу: 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 4, корп. 1.
- Лично подать заявление в приемную министерства.
- Написать письмо на электронную почту MTDI@mosreg.ru.
Полный перечень региональных подразделений Минтранса России и контактные данные каждого из них представлены на сайте https://www.mintrans.ru/. Для этого в специальной строке нужно указать название области или города, и через несколько секунд появится окно с подробной информацией.
Администрация муниципального образования
Обжаловать действия водителя общественного транспорта можно направив письмо на электронную почту администрации муниципалитета.
В Москве для этого потребуется посетить официальный сайт Мэра по адресу https://www.mos.ru/feedback/individual/ и заполнить все предусмотренные поля.
Интернет-портал «Добродел»
Сайт https://dobrodel.mosreg.ru/ создан для решения проблем жителей Московской области. Чтобы отправить жалобу на водителя автобуса с помощью этого портала, потребуется пройти простую процедуру регистрации. Пользователю достаточно ввести свое имя, фамилию, адрес электронной почты и придумать пароль.
После этого нужно авторизоваться под своими регистрационными данными и нажать кнопку «Рассказать о проблеме» в нижней части экрана.
Инструкция для пользователей сайта выглядит таким образом:
- Выберите подходящую категорию и тему сообщения.
- Кратко опишите суть проблемы.
- Укажите месторасположение с помощью карты.
- Оставьте свои контактные данные
- Подтвердите создание жалобы.
Сообщение проходит обработку на портале в течение двух дней, после чего назначается ответственный исполнитель и точный срок предоставления ответа.
Также на сайте можно скачать мобильное приложение, с помощью которого будет проще отслеживать процесс решения вашего вопроса.
Законодательная база
Правила использования городского транспорта регулируются:
- Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
- Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей».
- Правилами пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП.