В день голосования или в период проведения предвыборной кампании избиратель может столкнуться с целым рядом нарушений, которые могут допускать не только кандидаты, но и другие участники процесса – чиновники, средства массовой информации, члены комиссий и даже другие избиратели. В этом случае гражданин вправе обратиться в Центральную избирательную комиссию РФ (ЦИК), где обязаны принять меры в отношении нарушителя или передать жалобу органу, который уполномочен рассматривать такие обращения (к примеру, если речь идет о подкупе избирателей или принуждению к голосованию, то расследованием подобных дел уполномочены заниматься правоохранительные органы).

На что можно пожаловаться

Обратиться в ЦИК можно при выявлении таких фактов:

  • нарушение правил наружной и уличной агитации, когда листовки, размещенные на предназначенных для этого стендах, постоянно срываются представителями оппонентов, на агитматериалах нет выходных данных, их изготовление не оплачено из избирательного фонда и т. д.;
  • нарушение правил агитации в СМИ: отсутствие информации о тираже, выпуск поддельных газет и журналов, скрытая агитация под видом новостных репортажей, сюжетов, где описывается работа и достижения конкретного кандидата и т. д.;
  • создание преимуществ для одного из кандидатов за счет использования административного ресурса и т. д.

Как обратиться

Выявив несоблюдение действующего закона, гражданин может обратиться в Центральную избирательную комиссию:

  1. Почтовым отправлением.
  2. На личном приеме.
  3. Через электронную форму.
Важно! Независимо от способа обращения, в одной жалобе можно сообщить о нескольких нарушениях.

Почтовым отправлением

Если заявитель хочет подать дополнительные материалы (видеозапись, фотосъемку, документы и т. д.) или жалоба содержит текст большого объема, он может воспользоваться услугами Почты России, отправив письмо по адресу: 109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9.

Получить информацию о стадии рассмотрения обращения и принятом решении можно по телефону справочной службы 8-800-707-2018 или +7(495)727-2018 (добавочный внутренний АТСВ-673). Ответ по желанию заявителя также может быть направлен на его электронный или почтовый адрес, если в письме он указал необходимые для этого сведения.

Внимание! В виду того, что избирательные кампании проводятся в самые сжатые сроки, не рекомендуется отправлять жалобу по почте, если требуется немедленное вмешательство ЦИК.

На личном приеме

Прием граждан проводится членами Центральной избирательной комиссии в соответствии с графиком old.cikrf.ru/reception/personal/index.html, утвержденным Председателем ЦИК России по адресу 109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9.

Лично подать обращение можно по вторникам с 10.00 до 14.00 и средам с 14.00 до 18.00. Во все остальные дни недели заявления принимаются в приемной, где обязаны зарегистрировать поступивший документ и присвоить ему входящий номер (при условии, что он составлен с соблюдением требований действующего законодательства).

Подать заявку (записаться) на прием можно по факсу (495) 606-97-69 или через форму электронной связи, выбрав в качестве темы сообщения «Личный прием граждан членами ЦИК России».

На личном приеме, который может сопровождаться видео- или аудиозаписью, заявитель должен предъявить гражданский паспорт РФ, устно изложить суть претензии и передать составленный в письменном виде документ, который регистрируется и рассматривается в соответствии с порядком, определенным действующим законодательством. При этом в ЦИК лучше подать копию жалобы, а оригинал с отметкой о регистрации заявителю лучше оставить у себя.

Если изложенные факты не нуждаются в дополнительной проверке, то, с согласия гражданина, ему может быть предоставлен устный ответ на основании полученной от него информации. В других случаях ответ дается в письменной форме почтовым отправлением или на электронный ящик, указанный в тексте обращения.

В ЦИК могут отказать в личном приеме, если посетитель ведет себя грубо и агрессивно. А на рассмотрение претензии не стоит рассчитывать, если ранее уже был предоставлен ответ по существу изложенного вопроса.

Электронная форма

Пожаловаться на любое выявленное в ходе агитации или выборов нарушение можно на сайте ЦИК, предварительно ознакомившись с порядком подачи таких обращений old.cikrf.ru/reception/porjadok.html. Чтобы перейти на соответствующую страницу, следует нажать кнопку «С порядком ознакомлен(а)» и заполнить форму, указав следующую информацию:

  • персональные данные (ФИО);
  • адрес регистрации;
  • адрес электронной почты;
  • контактный номер телефона;
  • тема сообщения: «жалоба на действие (бездействие)»;
  • статус заявителя. Если форму заполняет гражданин, который столкнулся с нарушением законодательства, в этом поле следует выбрать «избиратель, участник референдума».

Жалоба в ЦИК

В специально отведенном месте формы необходимо максимально подробно описать обстоятельства инцидента и детали (фамилии участников, место, установленное время, имеющиеся контактные данные и т. д.), чтобы проверяющий мог подтвердить факт нарушения и сделать соответствующее заключение.

Чтобы предоставить ЦИК полный объем актуальных данных, при подаче онлайн жалобы можно передать дополнительные материалы объемом не более 5 Мб (видео-, аудиозаписи, фотографии и т. д.), прикрепив их к форме с помощью кнопки «Прикрепить файл».

После ввода уникального кода (защиты от спама) должно появиться сообщение о том, что жалоба успешно отправлена и зарегистрирована в системе.

Узнать о ходе или итогах рассмотрения претензии можно в Личном кабинете избирателя. Чтобы получить доступ к таким сведениям, достаточно зарегистрироваться в системе или пройти авторизацию. Аналогичную информацию гражданин может получить на свой электронный ящик, если его адрес он указал при заполнении формы.

Важно! Обращение, поданное в электронном виде, не будет рассмотрено ЦИК, если в нем содержится неполная и неточная информация (в том числе об отправителе).

Как написать

Если жалоба в Центральную избирательную комиссию подается в письменном виде, она должна быть составлена с соблюдением норм действующего законодательства. Ее можно написать по образцу, предоставив дополнительные материалы для подтверждения факта нарушения.

Порядок и сроки рассмотрения

ЦИК обязана в пределах своих полномочий и компетенции рассматривать поступившие жалобы, проводить дополнительные проверки и давать лицам, сообщившим о нарушениях, письменные ответы в 5-дневный срок, но не позже последнего дня перед днем выборов.

Претензии, поступившие непосредственно в день проведения выборов или на следующий день должны рассматриваться немедленно по факту их получения.

Если приведенные заявителем данные требуют дополнительного изучения и проверки, жалоба может рассматриваться в течение 10-ти дней.

Как рассматривают жалобы в ЦИК

Законодательная база

Чтобы пожаловаться в Центральную избирательную комиссию, можно опираться на следующие законодательные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. N 11-ФКЗ.
  2. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. N 67-ФЗ (ред. 05.02.2018).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
  4. ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003г. N 19-ФЗ (ред. 05.02.2017).
  5. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014г. N 20-ФЗ (ред. 19.02.2018).