Прокурор — должностное лицо органа, осуществляющего государственный надзор за соблюдением законодательства на территории РФ. В рамках своих полномочий он контролирует деятельность других госслужб и ведомств, частных организаций, принимает меры по защите и предупреждению нарушений прав и свобод граждан. Но со своими обязанностями прокурор справляется не всегда. И тогда деятельность его самого нуждается в проверке на законность.
Действия, бездействие и неправомерные постановления прокурора могут быть обжалованы заинтересованным лицом. Однако перечень правомочных в этом вопросе инстанций невелик, поскольку прокуратура Российской Федерации независима и подчиняется только Генеральному прокурору. А он, в свою очередь, назначается и снимается с должности Советом Федерации по представлению Президента. При этом рассмотрение дел по правонарушениям и преступлениям должностных лиц главного надзорного органа страны входят в компетенцию и других государственных органов — Следственного комитета и суда.
В прокуратуру
ВНИМАНИЕ: Вы можете подать жалобу в прокуратуру на сайте Госуслуг.
Прокуратура — первая инстанция на пути обжалования прокурора. Но она тоже имеет свою структурную иерархию, а поэтому подавать сообщение о правонарушении на одно из ее должностных лиц нужно в определенной последовательности.
Жалоба на районного (городского) прокурора направляется в прокуратуру субъекта РФ, далее — в Генеральную. На Генерального прокурора можно пожаловаться лишь Президенту РФ.
Уведомление о правонарушении оформляется в виде заявления, в котором обязательно должна содержаться следующая информация:
- Наименование прокуратуры (например, в Прокуратуру города Москвы).
- ФИО заявителя и адрес его регистрации.
- Детали происшествия (дата, место, ФИО должностного лица).
- Суть претензии.
- Просьба (о проведении внеплановой проверки и/или устранения нарушения прав заявителя, другие законодательно обоснованные требования).
- Перечень документов (доказательства правонарушения).
- Дата направления жалобы и личная подпись ее автора.
Готовое заявление нужно передать в уполномоченный орган лично или почтовым отправлением. Например, жалоба в Генеральную прокуратуру подается:
- Заказным письмом по адресу — ГСП-3, 125993, г.Москва, ул.Большая Дмитровка, 15а.
- На личном приеме в специализированном отделении — г. Москва, Благовещенский пер., д. 10, по будням с 9:00 до 18:0 (до 16:45 — в пятницу) кроме перерыва с 13:00 до 13:45. Записаться на приём можно там же, с 9:00 до 17:00 и с 9:00 до 15:45 — в пятницу.
Электронная приемная Генпрокуратуры предоставляет возможность составить полноценную жалобу на прокурора, сопроводить ее электронными документами, фото и видеофайлами, и отправить на рассмотрение в госорган.
Для этого необходимо:
- Пройти по ссылке http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
- Прокрутить страницу до конца и согласиться с правилами отправки сообщения.
- В появившейся форме выбрать тип и вид обращения, указать свою фамилию, имя и, при наличии, отчество, страну и регион, в котором было совершено правонарушение. Нажать «Продолжить».
- Выбрать предпочтительный вариант ответа (если в электронной форме, ввести свой электронный адрес, а если в письменной, то — страну, регион, индекс, населенный пункт, улицу, дом, квартиру и т. д.).
- Продолжить, добавить тематику обращения и изложить его ключевые детали.
- Отправить.
Но следует учесть следующий момент: жалобу в Генпрокуратуру нужно подавать только после ее неудовлетворительного рассмотрения нижестоящими территориальными инстанциями. Без этого специалисты по работе с обращениями откажут в рассмотрении и передадут заявление в ведомство по месту совершения правонарушения. В связи с этим, отведенный на разбирательство срок может увеличиться на семь дней.
Сделать это просто:
- Перейти http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
- Примерно по центру страницы, рядом с соответствующей пометкой выбрать субъект РФ.
- На открывшемся сайте территориального ведомства заполнить онлайн форму или узнать контакты для осуществления иных способов обращения.
В следственный комитет
Прокуратура рассматривает административные нарушения подведомственного должностного лица и привлекает его к дисциплинарной ответственности за их совершение. Расследовать преступления прокурора уполномочен Следственный комитет (СК). В ответ на обращение он осуществляет:
- проверку изложенных данных;
- возбуждение уголовного дела;
- предварительное расследование;
- передача дела в суд.
Уголовное дело на прокурора районного или городского уровня возбуждает руководитель СК по субъекту; вышестоящих уровней (за исключением Генерального) — Председатель СК или его заместитель; Генерального — Председатель СК на основании решения, принятого тремя судьями ВС РФ по представлению Президента.
Подать жалобу Следственному комитету РФ можно:
- При личном визите в приемную* по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, д. 3а. Сотрудники управления по рассмотрению граждан ведут запись на прием к должностным лицам комитета, а в случае поступления сообщения о преступлении сразу направляют заявителя к дежурному следователю в административное здание СК на Технический переулок, дом 2 (для получения пропуска необходимо предъявить паспорт).
- Через ящик «Для обращений и заявлений», размещенных по адресам: ул. 1-я Фрунзенская, д. 3а и на проходных зданий по ул. Строителей, д. 8, корп. 2 или Технический переулок, дом 2.
- По «телефону доверия» — 8-800-100-12-60 (круглосуточно, бесплатно для Москвы и всех регионов России).
- По прямой телефонной линии Председателя СК — 8-800-100-12-70 (с 14:00 до 19:00, ежемесячно, в первую и третью среду).
- Через региональные представительства (со списком, адресами и официальными сайтами можно ознакомиться при помощи раздела «В регионах» на портале СК — http://sledcom.ru/).
- Посредством интернет-приемной на официальном сайте http://sledcom.ru. Чтобы перейти на нее, необходимо кликнуть по соответствующей записи в нижней части каждой страницы портала. Приступить к заполнению онлайн формы можно в 3 клика, подтверждающими ознакомление с правилами подачи и рассмотрения электронных обращений СК РФ.
Письменное заявление в Следственный комитет составляется с включением следующих данных:
- ФИО, должность и место службы адресата.
- ФИО, паспортные данные, адрес регистрации, контактные данные заявителя.
- Описание преступления (место, время, дата, кем было совершено и какие последствия повлекло за собой).
- Дата и личная подпись заявителя с расшифровкой.
- Пометка об осведомленности по поводу уголовной ответственности за заведомо ложный донос, подпись.
Президенту
Претензию к предположительно неправомерной деятельности Генерального прокурора принимает Президент РФ. Только по его инициативе производится рассмотрение дела о правонарушении специальной коллегией судей ВС, назначение и снятие с должности генпрокурора.
Довести жалобу до сведения Президента граждане могут несколькими способами:
- По почте — Россия, 103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23.
- При личном приеме по адресу Москва, ул. Ильинка, дом 23/16, подъезд 11, со вторника по субботу, с 9:30 до 16:30 (предварительная запись по телефону 8-800-200-23-16 или через сайт http://letters.kremlin.ru/receptions/list/appointment).
- Через терминал электронной приемной — отправить письмо (отсканировать с бумажного носителя, набрать на клавиатуре или загрузить с внешнего устройства), записаться на прием в режиме видеосвязи, подать голосовое сообщение). Местоположение терминалов — http://letters.kremlin.ru/receptions/electronic.
- Посредством заполнения онлайн формы — http://letters.kremlin.ru/letters/claim/form.
Общие требования
При написании жалобы необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Указывать достоверные личные и контактные данные.
- Не направлять обращение в инстанцию, уже рассматривавшую его, повторно.
- Излагать суть происшествия логично и последовательно, применять знаки препинания так, чтобы это не искажало смысл написанного.
- Стараться избегать эмоциональной окраски текста, предпочтительны сухие и достоверные заявителю факты.
- Для написания выбирать сугубо деловой стиль, без использования жаргонизмов и нецензурной лексики (естественно, никаких оскорблений и угроз в обращении быть также не должно).
- Подкреплять свое послание актуальными выдержками из законодательства, документальными свидетельствами или иными доказательствами.
- Помнить об уголовной наказуемости дачи заведомо ложных сведений, оговаривающих должностное лицо.
Законодательная база
Нормативно-правовые акты, используемые при написании, подаче и рассмотрении жалоб на прокурора:
- ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
- ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».