Законодательство Российской Федерации учитывает интересы работающих граждан, устанавливая для них приемлемые сроки выплаты заработной платы. Но работодатель, к сожалению, их придерживается не всегда, игнорируя не только временные рамки, но и саму необходимость оплаты труда своих работников. Мириться с этим не стоит. Стоит приступить к защите собственных прав, подкрепленных положениями Трудового кодекса РФ, и обратиться в компетентные инстанции с помощью жалобы.

Когда жаловаться

ТК РФ достаточно строго регламентирует периодичность и крайние сроки выплаты заработной платы.

В соответствии со ст. 136 ТК оплата труда должна производиться каждые полмесяца (реже не допускается) и выдаваться работнику не позднее, чем через 15 дней с момента начисления. Если дата планируемой выплаты совпадает с выходным или праздничным днём, то она смещается на предшествующий рабочий.

Отпускные выдаются за три дня по начала отпуска или ранее, расчетные — в день увольнения или на следующий после заявления об уходе (ст. 140). А посмертная выдача зарплаты — в течение недели с момента предоставления членом семьи или иждивенцем покойного свидетельства о смерти работника (ст. 141).

Все выплаты или обещания об их совершении позже установленных сроков являются нарушением и могут быть обжалованы как в пределах организации, так и с привлечением уполномоченных государственных структур.

Комиссия по трудовым спорам

Первое, что может сделать работник в случае невыплаты зарплаты — постараться решить проблему по месту. В соответствии с положениями ст. 142 ТК РФ, он может приостановить выполнение своих трудовых обязанностей до тех пор, пока задолженность по их оплате не будет погашена. Это также даёт ему право не посещать рабочее место без риска увольнения за прогул при условии предварительного письменного уведомления начальства.

Разрешением трудовых споров на предприятии или организации занимается специальная комиссия, состоящая из равного числа сотрудников организации и представителей работодателя. Направить ей жалобу можно в трехмесячный срок со дня обнаружения нарушения (в данном случае — с 16-го дня после окончания периода, за который должна быть начислена зарплата). И сделать это можно только при неудачной попытке урегулирования вопроса непосредственно с работодателем.

Жалоба в таком случае имеет форму заявления о рассмотрении спора комиссией. В ней должно быть указано:

  1. Наименование организации.
  2. ФИО, должность (место работы), адрес и контактный телефон заявителя.
  3. Суть нарушения (указать неоплаченный период работы, срок ожидания задолженности, результаты переговоров с работодателем, иные существенные обстоятельства).
  4. Требования.
  5. Список документов, подтверждающих основательность жалобы.
  6. Дата подачи, личная подпись.

Стандартный образец заявления в комиссию по трудовым спорам:

Жалоба в комиссию по трудовым спорам

Комиссия обязана рассмотреть дело в течение десяти календарных дней с момента подачи жалобы. Решение принимается мнением большинства и должно быть исполнено не позднее, чем через три дня после его вынесения. В противном случае работник имеет право обратиться в комиссию за получением исполнительного документа для дальнейшего взаимодействия с судебными приставами, приводящими исполнение решения в принудительном порядке.

При неудовлетворительном исходе спора решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке или на стадии рассмотрения перенесено в суд по заявлению работника или работодателя.

Профсоюзная организация

Если работник является членом профсоюзной организации, он может обратиться за помощью к её выборному органу. Профсоюзная организация имеет право беспрепятственно расследовать совершенное нарушение и предъявлять требования о его устранении работодателю. Также, в ситуации, когда работодатель игнорирует поставленные требования, профсоюз оказывает содействие трудящемуся в защите его интересов в суде или продвигает дело на рассмотрение государственными инспекторами.

Федеральная инспекция труда (ФИТ)

ФИТ представляет собой централизованную систему, осуществляющую надзор за соблюдением трудового законодательства. Эту и другие сопутствующие функции выполняет Роструд (Федеральная служба по труду и занятости) и его территориальные органы — государственные инспекции труда (ГИТ).

Государственная инспекция труда

Наиболее целесообразным на первом этапе обжалования за пределами места работы будет обращение в ГИТ. Для этого рекомендуется составить заявление, руководствуясь представленным ниже образцом:

Жалоба в ГИТ

Отправить жалобу можно по почтовому адресу территориального органа или подать при личном визите в приёмную. Контакты и график работы ГИТ представлены на их официальных сайтах. Чтобы выбрать соответствующее отделение из списка, нужно перейти по ссылке: https://www.rostrud.ru/rostrud/territorialnye-organy/.

Роструд

При неудовлетворительном результате рассмотрения жалобы госинспекцией труда обращение с просьбой о защите прав направляется в вышестоящий орган — Роструд, в письменном или электронном формате.

Письменно

Письменная жалоба составляется аналогично заявлению в ГИТ, с разницей в наименовании органа в «шапке» документа (здесь нужно будет написать — Федеральной службе по труду и занятости) и в содержании (должно быть упоминание об итогах взаимодействия с государственной инспекцией).

Рекомендуется составлять жалобу с использованием специального бланка, который можно найти в здании центрального аппарата Роструда, в помещении, оборудованном для рассмотрения обращений граждан — справа от главного входа, по адресу г. Москва, Мясницкая улица, 40, стр. 16.

Приём специалистами осуществляется по следующему графику:

  • 10:00–13:00 — в понедельник, среду и пятницу;
  • 14:00–18:00 — во вторник и четверг.

Попасть к начальнику или заместителю Управления государственного надзора в сфере труда можно по предварительной записи через электронную форму, расположенную по ссылке https://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/grafik-priema/ (внизу таблицы выбрать «Запись на личный прием к руководителю Роструда и его заместителям»).

Запись на прием в Роструд

 

Запись осуществляется не менее, чем за пять дней до приёма.

В электронном виде

Подача просьбы об организации проверки изложенных фактов или установлении виновных лиц и привлечении их к административной ответственности возможна лишь после авторизации в ЕСИА (единой системы идентификации и аутентификации, позволяющей установить подлинную личность заявителя). Для этого нужно иметь аккаунт на портале Госуслуги с заполненной информацией о себе. В соответствующих полях необходимо будет указать:

  • ФИО;
  • дату и место рождения;
  • гражданство;
  • серия, номер, дата и орган выдачи документа, удостоверяющего личность;
  • СНИЛС.

Официальный сайт Роструда

Направить жалобу через сайт Федеральной службы по труду и занятости можно следующим образом:

  1. Перейти по ссылке https://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/.
  2. Выбрать пункт «Направить обращение в Роструд».
  3. Авторизоваться в ЕСИА.
  4. Заполнить электронную форму.
  5. Согласиться на обработку персональных данных и отправить жалобу.

Форма для жалобы:

Форма на сайте Роструда

Онлайн Инспекция

Онлайн Инспекция — интернет-ресурс, позволяющий подать обращение в инспекцию труда. Алгоритм действий здесь аналогичен работе с электронной приемной Роструда, но сначала необходимо будет найти нужный раздел. Для этого среди сервисов портала нужно будет найти «Сообщить о проблеме», категорию «Заработная плата» и подкатегорию «Задерживают зарплату». Далее выбирается желаемый результат рассмотрения жалобы: проверка изложенных фактов или привлечение работодателя к административной ответственности.

После авторизации через Госуслуги система может затребовать введение дополнительной информации о заявителе, после чего доступ к сервису будет открыт.

Прокуратура

Жалоба в прокуратуру подаётся в городское или районное отделение по месту работы. Расположение и точные адреса территориальных органов представлены на официальных веб-порталах прокуратур субъектов РФ, с перечнем которых можно ознакомиться по ссылке https://www.genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ=.

Образец жалобы в прокуратуру:

Жалоба в прокуратуру

Суд

Суд — последняя инстанция, куда может обратится работник с жалобой о невыплате зарплаты. Алгоритм его действий в этом случае заключается в следующем:

  1. Составление иска. Среди требований истца может быть не только взыскание с ответчика (работодателя) оплаты за выполненную работу, но и назначение компенсации за моральный вред, причиненный нарушением.
  2. Сбор документов. В их перечень обязательно должны входить бумаги, подтверждающие факт заключения трудового договора между истцом и работодателем, а также справки, ведомости и приказы, устанавливающие размер, периодичность зарплаты и период её невыплаты.
  3. Подача иска и документов в районный суд по месту работы. Осуществляется не позднее, чем через три месяца со дня, когда задержка зарплаты перестает быть правомерной.
  4. Получение исполнительного листа (при удачном для работника исходе). На его основании с работодателя производится взыскание определенной судом суммы, полностью или частично совпадающей с требованиями истца.
Оплата государственной пошлины и других судебных расходов с работника не взимается.

Законодательная база

Обжалование неправомерных действий работодателя (невыплаты зарплаты) производится на основании и с учётом следующих законодательных актов:

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  2. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
  3. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Видео: кондукторам не хотят платить зарплату