Федеральная антимонопольная служба имеет много контролирующих функций и помогает гражданам восстановить их права. Надзорный орган следит за соблюдением требований в области рекламы, оборонного заказа, естественных монополий, ЖКХ и других сферах. Сотрудники службы обеспечивают честную конкуренцию на рынке, пресекают сговоры, контролируют закупки и тендеры.

На что можно жаловаться

Граждане чаще всего жалуются на нарушения антимонопольного или рекламного законодательства: при отказе страховой компании заключить договор ОСАГО, размещении баннеров и вывесок с оскорбляющей рекламой, использовании непристойных образов и т.п.


Например, в Новокузнецке ФАС признал незаконным баннер на одном из ресторанов с надписью «Я худею от еды» (в слове «худею» все буквы были заглавными, кроме «д»). Житель города посчитал надпись оскорбительной, поскольку в тексте просматривалось непристойное слово. ФАС согласилась с жалобой и обязала владельца заведения устранить нарушение.

Житель Кемерово обратился в ФАС, когда по радио услышал рекламу «У меня стоит, стоит, стоит сантехника из магазина…». Компания дала письменные объяснения: реклама предназначалась для целевой аудитории, которая понимает сложности установки сантехники, поэтому особый акцент был сделан на слове «стоит».

ФАС провела лингвистическое исследование в отношении спорной рекламы, в том числе опросила 100 человек. Члены экспертного совета при управлении ФАС посчитали фразу оскорбительной и непристойной.


Чем еще недовольны потребители:

Ввели в заблуждение товарным знаком, который используют недобросовестно, или ложной информацией в рекламе.


Пример 1. Житель Новосибирска обратился в ФАС с жалобой на местную сеть магазинов. Он получил рекламную рассылку, в которой говорилось о 30%-ной скидке. Однако по факту мужчине предоставили лишь скидку в 15%.

Надзорный орган выписал предупреждение магазину, т.к. до потребителя не была доведена вся информация об акции. Скидка предоставлялось только тем, кто имеет «Билет докупателя», а еще она не распространялась на желтые ценники.


Пример 2. В Кургане гражданин остался недоволен звонком из банка. Звонившая девушка предложила оформить расчетный счет на выгодных условиях. Обратившись в ФАС, мужчина добился справедливости: распространителя рекламы оштрафовали на 2 тыс. руб.

Дело в том, что гражданин не давал согласие на получение рекламной информации. А вот банк заключил договор с распространителем рекламы и передал данные клиентов.


Пример 3. В похожей ситуации оказался житель Свердловской области, который не давал согласия на рекламу, но его продолжали атаковать звонками из банка. ФАС оштрафовал организацию на 350 тыс. руб.


Навязали ненужную услугу.


Пример 1. ФАС может проверять и штрафовать даже естественных монополистов. В 2009 году служба возбудила дело против РЖД, когда компания включила стоимость постельного белья в цену за билет. Там посчитали, что права граждан нарушаются: пассажиры поездов не могут сами решать, приобретать ли белье за отдельную плату. Но РЖД смогли оспорить решение суда и доказать, что их действия законны.


Пример 2. Жители Рязани обнаружили, что без их ведома вносилась плата за услугу страхования в размере 45 руб. Информация была указана в чеках после оплаты коммуналки в отделениях Почты России. Жители обратились в Центр общественного контроля в сфере ЖКХ, а те отправили жалобу в региональное отделение ФАС.


Пример 3. Другой случай произошел в Рязани в 2015 году. Гражданин пожаловался в надзорный орган после обращения в страховую компанию, в которой хотел приобрести полис ОСАГО. Однако дополнительно потребовали оформить страховку имущества или жизни.

В отношении директора компании возбудили дело и обязали выплатить штраф в размере 50 тыс. руб.


Тарифы были повышены необоснованно, хотя регулируются местным законодательством.


Пример. В Югре ФАС начала проверку крупных сетевых магазинов после жалоб жителей. Граждане были недовольны одновременным повышением цен во всех магазинах. В таких случаях, если ФАС обнаружит сговор и необоснованный рост цен, то компании получают штрафы.


Если направить в ФАС письмо с вопросом, который не относится к его компетенции, жалобу направят в соответствующий орган в течение 7 дней. В частности, если права гражданина ущемлены из-за несоблюдения договорных отношений, жалобу направят в Роспотребнадзор. Если ситуация связана со страховыми организациями, то могут перенаправить в Центробанк.

По результатам проверки может быть выдано предписание об устранении нарушений или составлен акт о привлечении к ответственности.

Как составить жалобу в ФАС

Письменные заявления составляются в соответствии с нормами, указанными в Федеральном законе № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г.

Жалоба должна содержать:

  • ФИО и должность конкретного лица, и наименование инстанции, куда направляется обращение;
  • данные заявителя (ФИО, адрес прописки или проживания, номер телефона и адрес электронной почты);
  • название документа — в середине строки «Жалоба»;
  • текст обращения;
  • приложение — с перечнем документов, которые прикрепляются к жалобе;
  • дата и подпись заявителя.

Обстоятельства описываются в хронологическом порядке, лаконично и по делу. Указываются конкретные события и лица. Идеально подкреплять свои слова ссылками на законодательные акты. Запрещено писать нецензурные выражения и оскорбления.

Скачать образец жалобы в ФАС

Если нарушены права группы лиц, эффективнее составить коллективную жалобу. На нее отреагируют быстрее. Но обязательно указываются данные всех заявителей, а в конце граждане проставляют свои подписи.

Обращения, поданные в ФАС, обычно рассматриваются в течение 30 дней. Иногда срок увеличивают еще на 30 дней. Отозвать заявление можно в течение 5 дней с момента подачи.

Как связаться с ФАС

Подавать заявление можно в территориальные органы или центральный аппарат.

  1. Прийти на личный прием.

Предварительно нужно записаться по телефону. На встречу лучше прийти с письменным обращением, которое зафиксирует сказанное лично. Стоит захватить два экземпляра: один остается у гражданина с пометкой о принятии.

В Москве можно записаться по телефону Общественной приемной +7(499) 755-23-23. Информация о номерах горячий линий территориальных подразделений есть на сайте каждого отделения — https://fas.gov.ru/units.

  1. Написать на электронную почту.

После отправки письма приходит уведомление со статусом и регистрационным номером обращения.

Официальный email центрального аппарата: delo@fas.gov.ru.

Электронные адреса территориальных органов можно найти на сайте соответствующего отделения — https://fas.gov.ru/units.

  1. Отправить почтой или курьером.

Необходимо направить жалобу заказным письмом с уведомлением о вручении — так можно узнать, когда ее примут.

Адрес центрального органа: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3.

Адреса территориальных отделений можно найти в списке — https://fas.gov.ru/units.

  1. Зайти в интернет-приемную.

Электронное обращение составляется по аналогичным правилам: указывается личная информация, кратко излагается суть вопроса, и прикладываются документы. Допустимо отправить коллективное заявление.

Ссылка для написания электронного обращения — https://fas.gov.ru/approaches/new.

Форма онлайн-обращения в электронную приемную

  1. Воспользоваться Госуслугами.

Сначала необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на портале и перейти в раздел ФАС — https://www.gosuslugi.ru/structure/10000014611.

Форма онлайн обращения в ФАС на Госуслугах

Любые вопросы можно адресовать на многоканальный телефон ФАС России: (499) 755-23-23

Если возникли вопросы, вы можете обратиться к юристам нашего портала. Специалисты консультируют по поводу составления жалоб и нюансов, касающихся обращения в ФАС.

Законодательная база

  1. ФЗ № 135 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
  2. ФЗ № 59 от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан».
  3. ФЗ № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  4. ФЗ № 63 от 06.04.2011 «Об электронной подписи».

Скандальное видео: страховщики жалуются в ФАС