Одна из проблем российского здравоохранения – нехватка врачей как первичного звена (терапевтов, педиатров, врачей общей практики), так и узконаправленных специальностей.
Это ограничивает право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированное ст. 41 Конституции РФ. Длительное ожидание приема, отсутствие специалистов в медучреждениях приводит к снижению качества и доступности медицинских услуг, что дает повод писать жалобы.
Если приходится долго ждать приём
Для медицинской помощи нужно обратиться в регистратуру медицинского учреждения лично, по телефону или через сервис электронной записи и записаться на прием (получить талон).
Для консультации у большинства узких специалистов нужно предварительно получить направление у своего врача. На этом этапе и можно прочувствовать на себе одно из последствий нехватки врачей: талон приходится ждать очень долго, иногда до нескольких недель или месяцев.
Соответственно, нарушаются максимальные сроки ожидания медицинской помощи. Они закреплены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи, которая ежегодно утверждается Правительством и распространяется на всю территорию Российской Федерации.
Для 2022 года сроки утверждены в разделе VII Постановления Правительства № 2505 от 28.12.2021. С момента обращения в медучреждение пациент должен ждать не более:
- 24 часа – при обращении к терапевту, врачу общей практики, педиатру;
- 14 рабочих дней – при обращении к узкому специалисту, назначении КТ, МРТ, рентгенографии, маммографии, УЗИ или лабораторных исследований;
- 3 рабочих дня – при обращении к узкому специалисту с подозрением на онкологическое заболевание.
Чтобы попасть к нужному доктору быстрее, прежде всего можно испробовать «мирные» попытки:
- Обратиться к врачу, который выписывал направление к узкому специалисту. Он сам или его руководитель может позвонить коллеге с просьбой быстрее организовать прием.
- Попробовать узнать в медицинской организации порядок подтверждения явки на консультацию заранее записанных пациентов. Обычно не все подтверждают присутствие по разным причинам, соответственно появляется «окно» и возможность быстрее попасть к нужному специалисту. В медучреждениях для этих целей иногда ведутся так называемые листы ожидания.
Если указанными способами попасть на консультацию не удаётся, можно писать жалобы.
Если врач отсутствует
Отсутствие нужного медика в выбранной поликлинике может быть временным (в связи с отпуском, больничным, обучением) или постоянным (когда в штате совсем нет такого специалиста). Но это не значит, что пациент должен остаться без медицинской помощи.
В такой ситуации участковый терапевт обязан выписать направление по форме 057/у-04 в другую медицинскую организацию, которая также принимает пациентов по ОМС.
Форма обычно используется при направлении пациентов в стационар на госпитализацию, но также подходит на случай отсутствия профильных специалистов. При этом также должны соблюдаться сроки ожидания приема из Программы госгарантий.
Отказать в выдаче направления к узкому специалисту не имеют права, поэтому в случае отказа следует писать жалобу.
Куда можно жаловаться
Столкнувшись с нехваткой врачебных кадров и ее последствиями в медицинской организации, можно пожаловаться:
В администрацию медучреждения
Первый способ: администрация медицинского учреждения (главный врач, заведующая, их заместители. Контактные данные и часы приема должностных лиц должны быть указаны на информационных стендах и сайте медучреждения.
Перед тем, как подавать жалобу, можно обратиться к руководству устно и пожаловаться на нехватку врачей и сопряженные с этим трудности (длительное ожидание или невозможность получить направление к специалисту из другой поликлиники).
Если устное обращение не принесло результата или нужны доказательства обращения, следует оформить письменную жалобу с требованием предоставить нужного доктора. В ней рекомендуется обозначить срок, в течение которого должна последовать реакция (обычно – до 14 дней) и предупредить, что в случае отсутствия мер, жалоба будет направлена в территориальные органы Минздрава.
Важно указать свой номер телефона – на него смогут перезвонить и предложить варианты решения вопроса или уточнить время записи на консультацию.
Жалобу можно отправить почтой, подать через форму на официальном сайте или электронную почту (если такие есть у клиники) или отнести лично в приемную. В последнем случае следует составить документ в двух экземплярах, на одном из которых секретарь должен поставить отметку о принятии.
В страховую компанию
Эффективны жалобы в страховую медицинскую организацию, где оформлялся полис ОМС. Именно она оплачивает медицинские услуги, следит за их надлежащим качеством и может повлиять на медиков.
Работающие здесь страховые представители обязаны сопровождать застрахованных лиц на всех этапах оказания медпомощи. Это значит, они могут помочь, когда не получается долго взять талон или приходится ждать дольше предельных сроков.
Номер телефона для обращения может быть указан на самом полисе. Также его можно найти на информационных стендах в поликлинике, на горячей линии территориального фонда ОМС или сайте страховой компании. Зачастую представители страховой компании самостоятельно решают проблему, после чего перезванивают и сообщают, где можно забрать талон.
В Комитет или Департамент здравоохранения
Это территориальные органы Министерства здравоохранения, которые помогают добиться повышения качества медицинских услуг.
Пожаловаться на нехватку врачей можно посредством телефонного звонка или письменного обращения. Если даже информация будет передана обратно в медучреждение, администрация обязана отчитаться о результатах проверки.
Возможно, способ не самый оперативный, но это может помочь попасть к нужному специалисту спустя несколько дней, а не недель.
В Территориальный фонд ОМС
Если в страховой компании не помогли быстрее получить талон к доктору, или были нарушены нормативные сроки ожидания помощи, следует жаловаться в Территориальный фонд ОМС.
Этот вариант вряд ли подойдёт для оперативного решения проблемы с нехваткой врачей, но может повлечь проверку учреждения и штрафные санкции.
Можно ли обращаться в поликлинику не по прописке
Если единственный гастроэнтеролог или кардиолог отправился на длительное обучение, можно просто сменить поликлинику для постоянного медицинского обслуживания на ту, где больше устраивает квалификация медперсонала и укомплектованность штата.
Нужно всего лишь пройти процедуру прикрепления: обратиться с паспортом и полисом ОМС в выбранное медучреждение и написать заявление. При этом в законодательстве нет норм, регламентирующих отказ в прикреплении по формальным признакам (из-за нехватки мест, проживания в отдаленном районе и др.).
Поликлиники, работающие по ОМС, не должны препятствовать в реализации права застрахованных лиц на выбор медучреждения.
По общим правилам это можно делать один раз в год (кроме случаев смены места жительства/пребывания). Если же это право в текущем году уже реализовано, но качество услуг неудовлетворительно, не обязательно ждать целый год. Можно написать заявление главврачу и обосновать свои претензии.
Альтернативный путь: обращение в частные клиники
Столкнувшись с нехваткой врачей в государственных медучреждениях, не стоит категорически отказываться от частных клиник. Некоторые из них также работают по Территориальной программе ОМС, соответственно могут принимать пациентов с полисом ОМС.
Здесь можно как записаться на первичный приём к терапевту, так и получить консультацию профильного специалиста.
Все медучреждения, работающие по ОМС, вносятся в «Реестр медицинских организаций». Информацию о нем ищите на сайте Территориального фонда ОМС своего региона (в разделе «Застрахованным лицам» или «Гражданам»). Если найти не удалось, позвоните по номеру горячей линии фонда ОМС.
При наличии возможности лучше обращаться именно в частные медучреждения – уровень комфорта здесь выше, но при этом практически отсутствуют очереди. Единственная проблема – низкие квоты. ФОМС обычно оплачивает оказание помощи для ограниченного количества пациентов.
Как правило, частные клиники, работающие по ОМС, размещаются в новых районах, где нет альтернативы в виде других медучреждений.