Когда проезжая по привычному маршруту приходится сбавлять скорость из-за некачественного дорожного полотна, выбоины мешают покинуть стоянку или наносят урон автомобилю, пора писать жалобу в высшие инстанции. Как правило, только после команды «сверху» дорожные службы замечают и решают проблему.
Основания
Оценить качество дорожного покрытия позволяет стандарт ГОСТ 50597 – 93. В документе дороги условно разделены на 3 категории (А, Б, В) в зависимости от интенсивности движения: более 3 тыс. авто в сутки, от 1 до 3 тыс. и до 1 тыс. Каждая из дорог не должная иметь каких-либо повреждений, ограничивающих скорость транспортного потока в пределах допустимой нормы.
В п. 3.1.1 ГОСТа указан допустимый объем повреждений на 1000 м2 для категорий А, Б, В — это 0,3 (1,5), 1,5 (3,5), 2,5 (7) м2 для разных времен года, поскольку в зимний период дороги не ремонтируются. Размеры отдельно расположенных ям не должны превышать размеры: 15х60х5 см, где 5 см – глубина ямы. Сопоставив стандарты с проблемой, можно понять, есть ли смысл обращаться в компетентные органы. Сроки устранения неровности колеблются от 5 до 10 дней в зависимости от сезона и категории дороги.
Куда направить документы
Подавать заявление необходимо вместе с доказательной базой, тогда ответ госструктур последует гораздо быстрее. Для этого рекомендуется сделать фотографии ямы или выбоины и дополнительные фото, позволяющие опознать определенный участок дороги. На них могут быть запечатлены рядом стоящие дорожные знаки, здания, зеленые насаждения и прочие достопримечательности. Необходимое условие — указать размеры ямы. Можно приложить фото с замерами с помощью рулетки и уровнемера.
Узнать больше о правилах составления обращений в официальные инстанции можно в статье «Как правильно написать жалобу»
В зависимости от месторасположения дороги претензия может быть направлена в следующие органы:
- муниципалитет — несет ответственность за состояние городских улиц муниципального округа;
- районная администрация — поможет в случае значительных повреждений дорожного полотна;
- Роспотребнадзор — организация, куда стоит обратиться, если письма в другие органы не принесли результата;
- ГИБДД — несет ответственность за соблюдение безопасности движения, которое в большой степени зависит от качества дорог;
Последними инстанциями, куда можно обратиться, если другие госорганы не помогли решить проблему — прокуратура и суд.
Более эффективны коллективные обращения. Для того чтобы коллективно пожаловаться на какой-либо участок трассы, необходимо найти людей, заинтересованных в решении проблемы. Это можно сделать с помощью Интернета, расширив круг общения посещением специализированных форумов. Для подачи коллективной претензии в администрацию достаточно 3 единомышленников.
Жалоба в любой из органов должна быть рассмотрена в течение 30 дней. В противном случае необходимо подать заявление в прокуратуру с указанием проблемы и организации, которая не предприняла действий к ее устранению.
Муниципалитет
Органы муниципалитета отвечают за качество дорог местного назначения в пределах населенных пунктов. Это указано в законе №131-ФЗ от 06.10.2003 ч.1, ст.14, п. 5. Органами муниципалитета заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог, и, если имуществу или здоровью водителя был причинен ущерб из-за некачественного дорожного покрытия, ответственность должна нести организация, указанная в документе.
Оставить жалобу в местную администрацию можно в письменном виде по месту проживания или посетив официальный сайт органов местного самоуправления соответствующего населенного пункта. Активизировав окно «Обращения граждан», можно заполнить форму в Интернет-приемной. Важно отметить, что не рассматриваются следующие заявления:
- поданные в анонимном порядке;
- не входящие в компетенцию органа;
- имеющие коммерческую подоплеку;
- содержащие ненормативную лексику.
Важно указать обратный адрес, электронную почту. В соответствии с ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», жалоба должна рассматриваться не более 30 дней. К электронному обращению рекомендуется прикрепить фото с несоответствующим дорожным покрытием.
Районная администрация
В районную администрацию обращаются в случае возникновения существенных повреждений проезжей части. Документ составляется по стандартной схеме идентично подаче жалобы в муниципалитет. Обязательно указание одного человека или группы людей, подающих претензию, подробное описанием проблемы, фотоотчет о размере ямы или выбоины. Важно дать характеристику дорожному повреждению, поскольку от этого зависит, будет ли произведен ремонт.
Если после обращения не последовало никаких действий, следует обратиться в Роспотребнадзор или прокуратуру.
Роспотребнадзор
На сайте Роспотребнадзора можно не только оставить жалобу, но и получить информация о том, как действовать при наличии некачественной дороги возле многоквартирного дома, а также ознакомиться с законодательно базой.
Обратиться в Роспотребнадзор можно одним из следующих способов:
- Чтобы получить справочную информацию, достаточно позвонить по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-100-0004. Для регионов РФ звонок бесплатный. Информация предоставляется в будни с 10.00.до 17.00 по московскому времени кроме перерыва с 12.00 до 12.45. Еще один телефон для справок: 8 (499) 973-26-90.
- Электронное обращение оформляется на странице petition.rospotrebnadzor.ru/petition/. Важно заполнить данные об идентификации личности и оставить контакты для обратной связи.
- Прийти с жалобой лично или отправить ее почтой по адресу: Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7, г. Москва, 127994.
Жителям регионов для ускорения процесса рассмотрения заявления рекомендуется обращаться в филиалы Роспотребнадзора, адреса и телефоны которых можно посмотреть на официальном сайте организации.
ГИБДД
Подать жалобу на плохие дороги в ГИБДД можно таким образом:
- В письменной форме лично при посещении соответствующего подразделения ГИБДД или заказным письмом. Адреса подразделений указаны на официальном сайте организации gibdd.ru. Если обозначить место проживания, то отобразится контактная информация для выбранного региона: адрес, телефон дежурной части управления ГИБДД МВД и горячей линии.
- В электронной форме на официальном сайте ГИБДД gibdd.ru/letter/.
Обращения граждан рассматриваются лишь в том случае, если они содержат конструктивную, достоверную информацию и отправлены не от анонимного лица.
Программа отправки позволяет выбрать нужный регион. Далее указывается цель обращения, данные отправителя, к письму можно приложить электронные фотографии и видео.
Обратиться в главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения можно при личной встрече или заказным письмом по адресу: Мясницкая улица, дом 3, город Москва 101000. Узнать информацию о приеме граждан можно по телефону: +7 (495) 214-09-66. Информацию о поступлении жалобы предоставит отделение делопроизводства: тел. +7 (495) 214-08-77, (495) 214-08-71.
Прокуратура
Если после направления письменного обращения в ГИБДД не последовало реакции, граждане имеют право жаловаться на состояние дорог в прокуратуру.
Заявление нужно направлять в структурные подразделения прокуратуры в субъектах РФ, с полным перечнем которых можно ознакомиться на сайте genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ=.
Также предусмотрена возможность подачи претензии через Интернет-приемную на сайте ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/.
Суд
Если все время попадать колесом в одну и ту же яму, можно нанести машине значительные повреждения, но доказать это с целью возмещения ущерба крайне трудно. А если яма стала причиной ДТП, получить средства для восстановления автомобиля и здоровья можно в судебном порядке. Для этого нужно:
- вызвать к месту событий сотрудников ГИБДД;
- привлечь к даче показаний свидетелей происшествия;
- внимательно прочесть составленный сотрудником ГИБДД протокол с указанием причины аварии и ее подробно описания, а также попросить указать точные параметры ямы и данные об отсутствии ограждений;
- сделать фото или видео, характеризующее ситуацию.
На ГИБДД возлагается ответственность за устранение повреждений дороги путем обращения в соответствующие органы. Средства для восстановления автомобиля получаются только в суде. Для этого необходимо будет предоставить копию протокола, фото или видео аварии, привлечь свидетелей, подтвердить сведения профессиональной оценкой причиненного вреда. Иск подается по месту нахождения причины аварии или в городской суд.
«Дороги без проблем»
Существуют сайты, с помощью которых можно пожаловаться на качество дороги. На таких порталах предусмотрена возможность оставить жалобу не только на дорожной покрытие, но и разметку, плохие подъезды, некачественную работу снегоуборочных служб. По такому принципу работает сайт «Дороги без проблем» dorogibezproblem.ru/, где предлагается отметить на карте место выбоины или ямы для ее устранения.
Обращение будет перенаправлена экспертам рабочей группы общественного совета при территориальном управлении МВД по субъекту Российской Федерации, а после решения проблемы на сайте «Дороги без проблем» появится соответствующая информация.
Видео: как заставить ГИБДД ремонтировать дороги
Законодательная база
При составлении жалобы на плохие дороги следует руководствоваться такими государственными стандартами и нормативно-правовыми актами:
- Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
- Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.