В правилах ПДД есть два понятия, определяющих стоянку транспортного средства – остановка и парковка. Остановка – прекращение движения автомобиля не более чем на 5 минут. Парковка длится от 5 минут до нескольких часов, суток. Парковаться можно на специально отведенных участках, в некоторых случаях на обочинах дорог по направлению движения. Если водитель или водители систематически нарушают правила и оставляют машину в неположенном месте, на них можно подать жалобу в ГИБДД или в специальные региональные приложения. Рассматриваются обращения, которые оформлены правильно и имеют доказательную базу.
Где нельзя парковаться
Правила остановки и парковки регламентируются ПДД РФ и КоАП РФ. Разрешенные и запрещенные места перечислены в 12 разделе правил дорожного движения (пункты 2, 3, 4, 5 и 6) и в статье 12.19 КоАП. Длительная стоянка в черте города запрещена:
- на трамвайных путях и железнодорожных переездах;
- на мостах, эстакадах, в тоннелях;
- ближе чем на 5 м к пешеходному переходу или перекрестку;
- ближе чем на 15 метров к остановкам общественного транспорта;
- на тротуарах и велосипедных дорожках.
Кроме этого, нельзя останавливаться под запрещающими стоянку знаками, на участках, предназначенных для служебного транспорта или инвалидов, если на то нет права.
Остановка на длительное время на газоне или детской площадке – административное нарушение, которое регламентируется местными законодательными властями. Наказание – от 300 до 3 000 руб. Но оно накладывается в том случае, если участок отмечен как газон, детская площадка на карте города или района.
За нарушения правил парковки (длительной остановки транспортного средства) в ПДД и КоАП РФ предусмотрены два вида наказания – штраф и лишение прав на управление автомобилем. Размер денежного наказания колеблется от 1 000 до 5 000 руб. Лишить водительского удостоверения могут на срок от 3 месяцев до 1 года.
Пример: За стоянку в течение 5 минут и более на железнодорожном переезде водитель автомобиля может получить штраф в размере 1 000 руб. или лишиться водительского удостоверения на 3 или 6 месяцев. Повторное нарушение приведет к лишению прав уже на 1 год.
Пример: За парковку на пешеходном переходе или ближе чем в 5 метрах от него, на автобусной остановке или ближе 15 м от нее размер штрафа будет колебаться от 1 000 до 3 000 руб. Лишение прав на управление транспортным средством в этом случае не предусмотрено.
Пример: За стоянку на участке, предназначенном для инвалидов, водитель, не имеющий на это права, получит штраф в размере 5 000 руб. При этом продолжительность остановки значения иметь не будет.
Куда подать жалобу
Сообщить о нарушении правил парковки транспортного средства можно, обратившись с жалобой в полицию, в ГИБДД или воспользовавшись специальным приложением для смартфона.
Самый простой способ наказать нарушителя правил парковки – вызвать полицию. На вызов выйдет участковый уполномоченный, обслуживающий район или отряд ППС. Они составят протокол и сами сделают фото- или видеозапись.
Кроме этого, можно установить на свой смартфон приложение для фиксации неправильной парковки или воспользоваться специальным онлайн-ресурсом. На сегодняшний день функционируют несколько таких площадок и приложений, в том числе региональных. Например, «Помощник Москвы» — работает в столице, «СтопПарк» – функционирует во всех регионах РФ.
В основе онлайн-ресурса и приложения «Помощник Москвы» лежит геолокация. После сканирования номера автомобиля система самостоятельно делает видео и фото, которые являются доказательством несоблюдения ПДД или административного нарушения. Рассматриваются такие жалобы на неправильную парковку администрацией Дорожной инспекции Москвы.
Пример: «Помощник Москвы» работает с 2015 года. За 7 лет с его помощью удалось наказать недобросовестных автомобилистов на 300 000 руб. только за длительную стоянку на газонах.
В основе бесплатного приложения «СтопПарк» лежит форма для обращений на сайт ГИБДД. Оно автоматически отправляет данные о нарушителе и доказательства в инспекцию, позволяет отслеживать статус обращения и узнавать о принятых по нему мерах.
Пример: Штраф за остановку на тротуаре получают не только автомобилисты-любители, но и представители специальных служб. В начале ноября 2022 года зафиксирована стоянка автомобиля Центра управления парковками на тротуаре.
Как составить жалобу
Если для фиксации правонарушения приглашен участковый уполномоченный района или экипаж ППС, то протокол составляется полицейскими, они же собирают доказательную базу, а обратившийся гражданин только подписывает документ.
Оформление жалобы при личном обращении в ГИБДД
Жалоба в ГИБДД пишется от руки. В правом верхнем углу прописывается территориальный орган, его адрес, указывается полное имя, отчество и фамилия обратившегося, его контакты. Ниже, в середине листа бумаги пишется слово «Жалоба», под ним описывается суть обращения.
Обязательно нужно указать:
- адрес, по которому совершено правонарушение;
- регистрационный номер автомобиля и его марку;
- пункт закона или правил, регламентирующий неправильную парковку;
- дату, когда было зафиксировано нарушение.
Под обращением можно перечислить, какие доказательства были приложены – фотография, информация на электронном носителе, каком конкретно (диск, карта памяти). Ниже перечня указывается дата, прописывается фамилия заявителя, ставится его подпись. Жалоба должна быть зарегистрирована представителем ГИБДД, принявшим ее.
Оформление жалобы через официальный сайт ГИБДД
На официальном сайте Госавтоинспекции следует перейти в раздел «Сервис приема обращений» и заполнить форму. Для этого необходимо:
- выбрать регион и подразделение;
- указать свои данные – гражданин или организация, ФИО, контактные данные;
- в окне «Текст обращения» изложить суть жалобы;
- прикрепить доказательства в виде фото или видео;
- ввести код с картинки и нажать «Отправить обращение».
В приложении «СтопПарк» форма для жалоб о неправильной парковке идентична той, что размещена на официальном сайте ГИБДД.
Оформление жалобы в «Помощнике Москвы»
На сайте «Помощник Москвы» в разделе «Фиксация нарушений» есть подробная инструкция о том, как правильно собрать доказательную базу о неправильной парковке, включая то, как вести фото и видео съемку. Если остались вопросы, можно обратиться за помощью через форму обратной связи на сайте.
Составлять жалобу не нужно. Порядок действий простой:
- скачать приложение и войти в него;
- нажать на значок «камера» внизу экрана;
- навести камеру смартфона на автомобиль так, чтобы его номер четко читался;
- подождать, когда приложение зафиксирует его, определит местоположение и время;
- сделать еще 3 фото транспортного средства с разных ракурсов;
- оставить личный комментарий к ситуации с описанием нарушения.
За каждое обращение, размещенное в «Помощнике Москвы», можно получить 200 баллов. Их разрешается тратить сразу или копить, обменивать на любой приз из предлагаемого перечня – время стоянки на платной парковке, билеты в кино или театр и другие.
Срок рассмотрения жалобы на неправильную парковку через «Помощник Москвы» – не более 60 дней. Уведомление о решении, принятом по обращению, поступает в личный кабинет заявителя в приложении.
Если вы не уверены, что сможете правильно оформить жалобу на неправильную парковку, обратитесь к юристам нашего портала. Специалисты помогут собрать доказательную базу и разобраться с формами обращений на всех описанных ресурсах.